Интервью по поводу...

“khimik” 16(2102) 2014 Table of Contents

Сегодня, 21 июня, исполняется 70 лет президенту Ивановского государственного химико-технологического университета Оскару Иосифовичу Койфману.

Койфман О.И. – доктор химических наук, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премий Правительства РФ в области науки и техники и президента РФ в области образования. Он является одним из ведущих ученых в области химии тетрапиррольных макрогетероциклических соединений: порфиринов и их структурных аналогов, полимеров на их основе, а также технологии получения и модификации синтетических и природных макрогетероциклов и их практического использования.

О.И. Койфман окончил в 1967 году Ивановский химико-технологический институт. Вся его жизнь тесно связана с нашим вузом. В институте, а затем в университете он прошел путь от студента до ректора и президента ИГХТУ, работая в разных должностях: младшего и старшего научного сотрудника, доцента, профессора, заведующего кафедрой, проректора по научной работе, ректора университета с 1998 по 2013 гг. В 2013 году был избран президентом университета.

«Круглая дата» дает повод обратиться с вопросами к юбиляру. Но Оскар Иосифович столь загружен в эти предъюбилейные дни (как, впрочем, и всегда), что «доставать» его вопросами мы не стали, а просто еще раз пролистали газеты и прочитали те интервью, которые он уже давал нашему «Химику» и другим уважаемым изданиям в разные годы.


О первых научных успехах

– Не мешает ли научная работа учебной? – обратились мы к студенту группы 3/11 Оскару Койфману.

– Да, научная работа требует значительной затраты времени, если заниматься ею серьезно. Но это нисколько не мешает учебе, а, наоборот, позволяет более глубоко понять и усвоить изучаемые предметы.

За этот семестр студент 3 курса освоил работу на таких сложных приборах, как спектрофотометры СФ-4 и СФ-5, саморегистрирующий спектрофотометр СФ-2М, получил интересные данные, о которых в литературе пока ничего не сообщается.

Одновременно с научными исследованиями Оскар Койфман ведет большую общественную работу, являясь председателем факультетского совета СДСО «Буревестник» и членом команды КВН органического факультета. Находит Оскар время и для занятий спортом – он имеет первый разряд по настольному теннису. И всё это не мешает ему учиться только на «отлично» и «хорошо».

Ю.Жуков, ассистент КАХ «Химик» № 22, 15.06.1965


О будущем

– Главная задача сегодня – определить ЧТО нужно сделать для того, чтобы наш университет соответствовал своему статусу именно по содержанию, а не только по названию.

В срочном порядке нужно открывать новые специальности, в том числе фундаментального и гуманитарного направления.

Нам необходимо открыть подготовку по биотехнологии, информационным процессам в химии и химической технологии, другим экономическим и гуманитарным специальностям.

Необходима (и уже ведется) работа по интеграции вуза со средними специальными учебными заведениями (колледжами, техникумами), а также школами и лицеями. Следует смелее идти на интеграцию с НИИ и предприятиями химической промышленности, используя их лабораторную базу, открывая в них кафедры.

Считаю, что у нас, в ИГХТУ, необходимо:

1. Вести поиск и развитие новых направлений научных исследований за счет конкурсного формирования Единого заказ-наряда, проведения внутренних конкурсов грантов под новые идеи.

2. Внимательно просмотреть и пересмотреть тематику кафедр, особенно специальных, с целью переориентации ее на потребности рынка.

3. Вернуться к программе “Химизации” под новым углом зрения – “Экологизация” с поддержкой администрации области и города, повысить ее ранг (Миннауки, Минобразования).

«Химик», № 23, 29.12.1998 Обсуждение программы развития вуза на ближайшие 5 лет. «Только совместными усилиями мы сможем осуществить наши планы»


О студентах

– Современный студент отличается от предшественников несколькими аспектами. Учить студента сегодня – значительно сложнее, чем тех, кто был студентом 10-20 лет назад. Прежде всего потому, что система ЕГЭ, к большому сожалению, не способствует тому, что бывший школьник, придя в стены вуза, понимает – как он будет учиться. Ведь система среднего и высшего образования очень сильно отличаются. Но если у школьника, у студента есть желание учиться, есть мотивация к обучению, если он сам понимает, зачем ему это нужно, то он будет учиться.

… Просто, когда ругают сегодняшних молодых, поколение next, я сразу вспоминаю, что точно так же ругали и предыдущее поколение, в том числе и наше, из которого вышли и ректоры, и профессора, и директора предприятий и фирм, и ведущие специалисты. Молодое поколение ругают всегда, но всегда из молодого поколения вырастают люди, которыми потом мы гордимся, те, которые приносят славу стране.

«Твой консультант», август 2011

– Студенты – это люди, за которыми будущее. И как бы сегодня к ним ни относились, как бы мы ни были довольны или недовольны их отношением к жизни, к учебе, нужно понимать, что будущее – это именно они.

«Твой консультант», декабрь 2010


О социальной защищенности коллектива вуза

– Вопрос социальной защищенности и поддержки коллектива вуза (как студентов, так и сотрудников и преподавателей) – это важнейшее и приоритетное направление в деятельности ректората.

Нам представляется, что основной задачей, наряду со стабилизацией финансового положения, является разработка и реализация программы социального развития коллектива.

Среди программ, которые следует разработать:

– «Кадры университета»,

– «Структура вуза»,

– «Заработная плата»,

– «Компенсации»,

– «Жилье»,

– «Быт и отдых».

Но главное даже не программы, а как их осуществлять и что для этого нужно сделать не только администрации, но и всему коллективу. Если каждый факультет, каждая кафедра, каждый преподаватель не осознают, что только совместными усилиями мы сможем осуществить наши планы, то у нас ничего не получится. В общих интересах придется поступиться и нагрузкой, и штатами, и площадями, переориентировать ряд специальностей и кафедр.

«Химик», № 23, 29.12.1998 Обсуждение программы развития вуза на ближайшие 5 лет. «Только совместными усилиями мы сможем осуществить наши планы»


О работе со школьниками и повышении интереса к химии

– Важнейшей … является задача повысить интерес молодежи к этой замечательной науке, и прежде всего, конечно, школьников. Именно для них в университете были организованы IV Областной конкурс юных химиков, Областной Фестиваль науки, VI ежегодная естественнонаучная командная универсиада, II творческий конкурс «Наука моими глазами», III Летняя школа юных химиков, традиционные Дни открытых дверей. Такие проекты не просто привлекают в вуз школьников, но и позволяют выявить молодые таланты, увлечь их серьезными научными исследованиями. И наши труды не пропадают даром. Так, 7 ивановских школьников, юных химиков, подготовленных в ИГХТУ, в феврале были участниками VII Всероссийского Балтийского научно-инженерного конкурса школьников. И все семеро стали победителями, завоевав два Диплома 1 степени, один – второй и 4 – третьей степени!

Второй областной Фестиваль науки, организованный в ИГХТУ в рамках V Всероссийского Фестиваля науки, привлек внимание не только школьников и студентов вузов, но и всех, кто интересуется современной наукой. Каждый день Фестиваля был особым, запоминающимся по тематике: День химии, День нанотехнологий, День биотехнологии, экологии и химической инженерии и т.д.

Работа со школьниками становится еще более результативной, если в нее вовлечены учителя. Поэтому мы постоянно работаем и со школьными педагогами. В ИГХТУ прошел конкурс грантов среди учителей по итогам приема в университет в 2011 году, состоялась II Региональная конференция учителей «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии в средней школе», где вузовские и школьные педагоги совместно обсуждали проблемы внедрения современных образовательных технологий в процесс преподавания химии.

«Ивановская газета», № 238, 27.12.2011 Интервью по поводу Международного года химии


О выпускниках

– Химическая промышленность развивается очень быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, и потребность в химиках-технологах крайне высока. Именно сейчас наступило такое время, когда наши выпускники должны быть не только узкими специалистами своего профиля. Они должны быть и хорошими экономистами, и хорошими организаторами, должны хорошо знать иностранный язык, быть менеджерами, уметь вести переговоры, понимая и технологическую, и экономическую суть вопроса. Это новые требования, предъявляемые современным предприятием. И специалисты должны быть современными. И именно таких современных специалистов мы и должны готовить.

«Содружество», № 13, июнь 2008 Интервью по поводу избрания членом-корреспондентом РАН


О поддержке молодых научных кадров

– Залогом осуществления всех наших планов являются кадры. Выражение «Кадры решают все» остается верным и сегодня. Нужно честно признать, что только благодаря работе всего коллектива вуза (профессорско-преподавательского состава, научных работников, рабочих, служащих, студентов, аспирантов и докторантов) мы добились определенных успехов в подготовке специалистов и научных исследованиях – мы стали государственным университетом.

Но давайте возьмем на себя смелость взглянуть правде в глаза: мы катастрофически «стареем», мы потеряли много молодежи, которая ушла, не найдя себе применения в вузе. Мы должны, просто обязаны, разработать стройную и строгую систему замены кадров на молодые, несмотря на болезненность этого процесса.

У нас высокий процент кандидатов и докторов наук. Нам пора готовить кадры высшей квалификации не для «счета», а для работы, необходим подбор научно-педагогических и руководящих кадров. 

«Химик», № 23, 29.12.1998 Обсуждение программы развития вуза на ближайшие 5 лет. «Только совместными усилиями мы сможем осуществить наши планы»


С юбилеем, дорогой Оскар Иосифович! Пусть глаза Ваши по-прежнему светятся задором, ведь оптимизм и трудолюбие, которым стоит позавидовать, – вот секрет Вашей молодости и силы духа. Желаем Вам покорить те вершины, которые еще остались, ибо достойно прожитые годы показали, что Вы можете преодолеть любые преграды!