Преемственность "школа - вуз"
21 ноября 2007 г. в г. Тейкове прошел муниципальный методический семинар по проблеме «Преемственность школьного и вузовского образования», посвященный 25-летнему сотрудничеству ИГХТУ со школой №1 г. Тейкова. Среди участников семинара были представители администрации всех школ Тейкова, учителя химии, руководители органов образования и представители ИГХТУ – преподаватели кафедры физической и коллоидной химии. Именно эта кафедра стоит у истоков сотрудничества и в течение 25 лет осуществляет систематическую разноплановую профориентационную работу среди тейковских школьников. Не случайно только за последние 6 лет из Тейкова в ИГХТУ поступили 247 (!) человек.
На семинаре обсуждались возможные формы организации работы системы «школа - вуз», а также пути решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Причем в этой системе школа и вуз – равноправные партнеры, усилия которых направлены на решение общей программы образованности общества, формирования культуры. Все выступающие на семинаре отмечали, что при переходе из среднего образовательного учреждения в вуз возникает противоречие между новым статусом учащихся и их недостаточной подготовкой к обучению в новых условиях. Фундаментальной основой разрешения этого противоречия является взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. Необходимость адаптационного обучения обусловлена еще и тем, что в последние годы сильно сдала позиции система среднего образования по естествознанию. Из-за недостатка часов по химии в инвариантной части базисного плана предмет этот стал «второстепенным». И функционирующие двухгодичные курсы «Престиж» (рук. Бурова Т.В.) на базе школы №1 г. Тейкова – эффективная форма повышения качества знаний на переходном этапе от школы к вузу. Подготовка слушателей в малых группах по двухгодичной программе (10-11 кл.) расширяет возможности индивидуального общения с доцентами и профессорами вуза, усиливает осознание значимости предмета, способствует воспитанию личности.
Для работы в школьных классах привлекаются опытные преподаватели, поэтому обучение в спецклассах становится реальной альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в вузы абитуриентов с разным уровнем подготовки и неодинаковыми материальными возможностями.
Слушатели курсов регулярно посещают лаборатории ИГХТУ: кафедры физической и коллоидной химии, аналитики, неорганической и органической химии, промэкологии, ТНВ, ТЭП, где они выполняют лабораторные работы под руководством преподавателей – И.Н. Терской, Л.А. Кочергиной, Г.Н. Левочкиной, И.А. Попковой, Л.В. Шведовой. Будущие абитуриенты получают квалифицированные консультации при подготовке к экзамену у Л.П. Барбетовой, В.Н. Пророкова, А.В. Бурова и других. Налажены методические контакты между преподавателями вуза и школьными учителями, совершенствуются технологии обучения.
Кроме развивающей, корректирующей и адаптирующей задач система «школа – вуз» реализует не менее важную функцию – воспитательную. Школьники-тейковчане бывают на выставках в «Шереметев-Центре», знакомы с работой нашего студенческого клуба, музея ИГХТУ.
Огромное воздействие на личность подростка имеют встречи с интересными людьми. Так, незабываемое впечатление на школьников произвели лекции-беседы профессоров С.В.Макарова, О.В. Лефедовой, М.В. Улитина, посещение кафедр ТППиБТ, КФХ. Отклик в небольшом городке Тейкове был быстрым: заявки на посещение университета дали еще несколько школ.
Преподаватели КФХ бывают в школах г. Тейково на родительских собраниях, различных мероприятиях, проводят химические викторины и КВНы.
Вместе с учителем химии школы №1, энтузиастом своего дела О.М. Логиновой преподаватели отслеживают результаты текущих рейтингов и экзаменационных сессий тех ребят, которые поступили в ИГХТУ, всегда готовы протянуть руку помощи и поддержки вчерашнему школьнику – студенту ИГХТУ. Поэтому нескончаем поток писем от благодарных выпускников, их родителей. Вот некоторые из них:
А. Киселев, выпускник школы №1 (2001 г.), выпускник ИГХТУ (2006 г.), инженер Санкт-Петербургского Управления технического надзора ООО «ДИАНЭКС»:
- Наиболее насыщенными были последние школьные годы – напряженная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам, выбор профессии. Особую роль следует отвести Ольгу Михайловне Логиновой – отличному педагогу и прекрасному организатору. Благодаря ей в школе были запущены такие образовательные проекты как «Школа юного химика» под руководством проф. Л.А. Кочергиной, а также «Вечерний химический лицей» при ИГХТУ с лучшим преподавательским составом – И.Н. Терская, А.В. Буров и др. Главная цель этих проектов – профессиональная ориентация выпускников. Именно тогда я решил – буду учиться в «Химтехе».
М. Логинов, выпускник школы №1 (2000 г.), выпускник ИГХТУ (2005 г.), специалист по качеству фирмы «Reckitt Benckiser»:
- Самыми запоминающимися оказались два последние года. Искренние волнения по поводу предстоящих экзаменов. Здесь неоценимую помощь оказал наш лицей при химико-технологическом университете. Организовать его в то трудное время несмотря ни на что и вопреки всему мог лишь только один человек, обладающий энтузиазмом и оптимизмом в высшей степени – наша Ольга Михайловна. В те выпускные годы кабинет химии стал нам поистине родным домом. Никогда не забыть наших первых шагов в освоении сложных и до того неведомых аналитической и физической химий. Не устаю преклоняться перед талантом и профессионализмом наших педагогов из ИГХТУ: профессоров Л. А. Кочергиной, Ю.В. Поленова, доцента И.Н. Терской. Подобно Богам от науки они с непревзойденной легкостью и грациозностью изложения открывали в наших юных головах новый мир. Только сейчас можно по достоинству оценить великое мастерство наших профессоров, которые могли просто и доступно дать ответ на любой, зачастую неконкретный, вопрос. После занятий у таких мастеров вопрос с выбором вуза передо мной не стоял.
В адрес нашего университета отделом образования администрации г. Тейково направлено благодарственное письмо за значительные успехи в организации работы системы «школа-вуз».