ОТ МОСКВЫ ДО ЭЛЬБЫ
Приближается знаменательная дата – 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы – самый светлый праздник в России, это день гордости за великий подвиг народа, отстоявшего честь, свободу и независимость Родины, освободившего народы Европы от порабощения, это день памяти всех , кто пал на поле брани.
Ивановский химико-технологический институт внес весомый вклад в нашу Победу: на полях боевых сражений, на трудовом фронте, в учебных и научных лабораториях.
Великой Победе, самому важному и значимому событию XX столетия, посвящена наша рубрика.
5 февраля 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Василия Николаевича Клюева, доцента ИХТИ, в прошлом заведующего кафедрой ХТПМ ИХТИ. Он был одним из более чем ста пятидесяти преподавателей и сотрудников нашего вуза, с оружием в руках отстоявших свободу и независимость нашей Родины.
В декабре 1939 года выпускник ИХТИ Василий Клюев призывается в ряды РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). С августа 1940 по июнь 1941 года он был командиром танка 18-й Ордена Ленина танковой дивизии, которая в первые дни войны вступила в бой в районе Витебска.
Вот как вспоминал о том времени, спустя годы, Василий Николаевич:
«1941 год. Наша танковая часть в тяжелых боях с гитлеровцами на подступах к Москве понесла большие потери и в конце октября получила приказ отойти в тыл на переформирование. Ехать предстояло через Москву, ее мы увидели опоясанной окопами, противотанковыми рвами. Въезды в город были заперты стальными ежами, на улицах воздвигались баррикады, площади и бульвары ощетинились стволами зениток. Огромные аэростаты воздушного заграждения плавали над городом, прикрывая его с воздуха. Вскоре нашу колонну встретил представитель командования и направил в Костеревский военный лагерь в распоряжение 31-й танковой бригады. Ночью эшелоны вышли из Костерева, а утром неожиданно разгрузились где-то рядом с Москвой, и мы своим ходом опять прибыли в столицу. Лишь поздно вечером стало известно – состоится парад. Военный парад на Красной площади прошел 7 ноября. Он продолжался чуть больше часа. Настроение было приподнятое. Всем стало ясно, что врагу не бывать в Москве.
В ночь на 8 ноября наша танковая бригада выехала на фронт и сразу вступила в бой. Под сильным давлением противника мы снова отступали с боями, теряя товарищей. Немцы приблизились к Москве до 40 км. К началу декабря «Тайфун» (такое кодовое название дал Гитлер этому наступлению) начал выдыхаться. 6 декабря мощной артиллерийской подготовкой началось наше контрнаступление. Немцы в панике покатились на запад, сжигая населенные пункты, устилая дороги трупами, снаряжением, военной техникой. Они оставляли тысячи автомашин, потому что в условиях суровой зимы машины не заводились и застревали в снегу. Появились пленные. Спасаясь от холода, они повязывались женскими платками, надевали на себя всё, что хоть чуть-чуть согревало. Многие были обморожены, выглядели жалкими и растерянно бормотали «Гитлер капут»...
Надо сказать, что война это прежде всего ежедневные, ежечасные лишения, огромные физические и психические нагрузки. Сильно докучал холод, особенно ночами. Попасть под крышу удавалось редко, костры разводить не разрешалось, и, несмотря на теплую одежду, мы промерзали до костей. К концу декабря освободили город Волоколамск. Нашу измотанную бригаду отвели на отдых и разместили в уцелевших деревнях под Солнечногорском. Вспоминаю, с каким удовольствием мы пропарились в русской печи! На новый 1942 год нарядили елку. К нам в дивизион приехал командир бригады полковник Кравченко и поздравил личный состав с праздником. Мне присвоили воинское звание – старший сержант. Вручили немудреные подарки: кому кисет, кому одеколон».
За годы войны батарея В.Н. Клюева участвовала во всех значимых операциях Западного фронта. В составе 49-й зенитной артиллерийской дивизии В.Н. Клюев участвовал в освобождении Смоленска, Ржева, Минска, ходил по тылам противника в Белоруссии, штурмовал Кенигсберг, освобождал Польшу и Германию. Он прошел путь от командира орудия до комбата, от сержанта до старшего лейтенанта.
«1945 год. Я в это время был командиром зенитной батареи. Шла весна. Ее мне довелось встречать на Одере. В прибрежных лесах сосредотачивались наши войска. Шла подготовка к форсированию реки. Чтобы усложнить переправу, немцы, взорвав дамбы, заболотили пойму, земляную насыпь на другом берегу реки насытили огневыми точками. Шквалом огня началась переправа (мои пушки прямой наводкой били по огневым точкам на дамбе). Противник зло огрызался, но удержаться не мог – наши хлынули на противоположный берег.
Одни события забываются, другие навсегда остаются в памяти и в сердце… Не забыть переправы через Вазузу, Проню, Днепр, Березину, Неман и Одер. Вот где проявился массовый героизм наших солдат! Поражающая, сконцентрированная в едином порыве воля армии, смело идущей навстречу явной опасности.
Скоро Эльба. Немногим более 100 км до Гамбурга. Узнаем, что англичане переправились через Эльбу, разведки наша и союзников встретились. Впереди уже не противник, а демаркационная линия. За ней – союзники. Пал Берлин! Победа! Как долго мы ее ждали, как мечтали о ней! Рука непроизвольно тянется к спусковому крючку пистолета – салютовать, много раз салютовать Родине, Победе!
Через несколько дней я был в Берлине. Над развалинами Рейхстага гордо реял флаг нашей Родины. Сплошные развалины на Александер-Плац, Унтер-ден-Линден. Искалеченный Тиргартен. Обгорелые, искореженные пушки, танки, машины. Огромный город в руинах. И среди этого хаоса робкие начала мирной жизни: группы берлинцев расчищают улицы, из походных кухонь наши солдаты разливают суп, старшина раздает жителям хлеб. В город пришли освободители».
За выполнение боевых задач Василий Николаевич был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, а также рядом боевых медалей «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», множеством грамот и благодарностей от командования.
Рубрику ведет М.Таланова, зав. музеем ИГХТУ