Летняя школа юных химиков 2015 года: приобретение новых смыслов

Уже в седьмой раз в ИГХТУ прошла Летняя школа юных химиков. На протяжении почти трех недель 26 старшеклассников из Ивановской области (Южи, Приволжска, Родников, Фурманова, Иванова), а также из Москвы, Череповца, Салавата (Башкирия) знакомились с тайнами замечательной науки – химии, постигали азы научного эксперимента и даже … совершали свои открытия.
7 августа традиционной конференцией «Мои первые шаги в науке», где участники представили результаты своих научных поисков, Летняя школа завершила свою работу. Вручены сертификаты, сделаны фото на память, школьники разъехались.А организаторы подводят итоги.
Об основных итогах VII Летней школы юных химиков рассказывает ее идейный вдохновитель, декан факультета фундаментальной и прикладной химии, доцент КНХ Евгений Румянцев:
- Этот год – необычный. Во-первых, мы уже в третий раз получили поддержку фонда «Династия», поэтому постарались сделать школу незабываемой для ее участников. Это прежде всего 4-дневный тур в Суздаль, где на фоне завораживающей русской природы, памятников истории и особой атмосферы старинного русского города, школьники интенсивно узнают новое, вовлекаются в игры, тренинги и другие мероприятия.
Второе – мы преднамеренно отказали участникам, которые уже были в Школе до этого. Для нас было важно показать мир удивительной химической науки новым лицам.
В Летней школе работали настоящие энтузиасты: доцент Ю.С. Марфин, с.н.с. А.С. Вашурин, с.н.с. М.В. Шепелев, доцент А.В. Соломонов, учитель химии школы №1 г, Тейково, выпускница ФФПХ С.П. Макарова, аспирант А.Тимин, магистранты А. Никонова, А. Воронина и Б. Кочергин (он, кстати, на время даже прервал свою заграничную стажировку ради работы со школьниками), студенты С. Усольцев, А. Бобров, Д. Меркушев, И. Кузьмин. Мы увидели, что у нас появились последователи в лице наших учеников – уже студентов, которые очень ответственно отнеслись к организации всех мероприятий. Сколько интересных игр было придумано Анной Никоновой, а специальная разработанная командная игра, где участвовали все студенты и школьники, позволила узнать Суздаль самим, а не уст экскурсовода. Это оставило у них море впечатлений!
В этом году было решено посвятить Школу борфторидным комплексам дипирринов - Bodipy, которые уже в течение нескольких лет активно изучаются на кафедре неорганической химии в тесном партнерстве с Институтом химии растворов им. Г.А. Крестова РАН. Выигранный грант РФФИ на выполнение проектов ведущими молодежными научными коллективами как нельзя лучше этому способствовал: были приобретены нужные реактивы, уже были идеи, ждавшие своего воплощения… Более 10 исследовательских проектов включали синтез новых структурных типов Bodipy с расширенной пи-системой, с привязкой функциональных донорных или акцепторных групп, с включением тяжелых атомов брома и иода; спектральные исследования; получение материалов для загрузки молекул Bodipy внутрь наночастиц и, наоборот, закрепления их на поверхности; исследование взаимодействия этих металлоорганических пигментов с белками плазмы крови; исследование закрепления на предварительно активированных органических полимерах и др. В нынешней Школе нашлось место и катализу гидрогенизации нитросоединений (кафедра физической и коллоидной химии), исследованиям металлокомплексов порфиринов и фталоцианинов (кафедра неорганической химии), изучению возможности использования Bodipy как компонента световозвращающих материалов (кафедра ХТВМ).
Образовательная программа включала в себя лекции, тренинги, мастер-классы, круглые столы и дискуссии. Обсуждаемые темы: «Актуальные задачи и проблемы современной химии», «Наука – дело молодых!», «Научная идея – от задумки до результата», «Коллаборация – что, зачем и почему?», «Учимся общаться», «Пигменты растительного и животного мира», «Исследуем безопасно», «Химия на кухне», «Информационные ресурсы для решения современных научных проблем», «Химия через призму истории» и многое другое. Все исследовательские проекты сопровождались нужными для школьника образовательными мероприятиями.
В заключение хочется выразить самые теплые слова благодарности всем, кто принял участие в работе школы – ее участникам и ее организаторам. Первые показали, что даже в юном возрасте можно делать серьезные шаги в науку. В этом и есть наша задумка и главная задача Школы. Вторые позволили понять, что наука еще способна объединять вокруг себя увлеченных молодых людей. И это здорово! Огромная благодарность лично Дмитрию Зимину и всему коллективу фонда «Династия» за неоценимую помощь в реализации этого образовательного проекта.