Кругосветное плавание по океану химических знаний
Алхимию постигнуть каждый рад:
Безмозглый идиот, старик и юный фат,
Портной, старуха, юркий адвокат,
Монах плешивый, пастырь и солдат...
Этот популярный в XVIII веке стишок иронично высмеивает всех, кто стремился любой ценой влиться в немногочисленную армию «избранных». За все время существования алхимии среди ее приверженцев было немало откровенных лгунов и невежественных шарлатанов, но, к счастью, встречалось немало просвещенных умов, задумавшихся об истоках зарождения всего живого и неживого на земле.
Любой уважающий себя химик (помимо законов развития природы, физических и химических свойств веществ, особенностей их взаимодействия и пр.) должен знать и историю науки, которой посвятит свою жизнь. А посему приглашение в «историческое кругосветное плавание» сразу же по трем загадочным и не совсем изведанным морям (Химии, Истории и Английского языка) пришлось по душе юным и смелым покорителям необъятного океана знаний. «Юнги» 1 курса факультета фундаментальной и прикладной химии отправились навстречу открытиям под предводительством маститого морепроходца (профессора кафед-
ры иностранных языков Марины Николаевны Милеевой), уверенно прокладывающего курс «судна» прямо через века.
Путешествие началось с Аравийского полуострова. Известнейший арабский врач и фармацевт Джабир (от имени которого выступал Константин Никитин) познакомил аудиторию с основами своей ртутно-серной теории, различными химическими процессами и препаратами, и даже своими изобретениями, например, дистилляционным аппаратом. Ярким, занимательным калейдоскопом сменялись имена, идеи, открытия, страны, эпохи… Парацельс, Роджер Бэкон, Авиценна, Николас Фламель, Хеннинг Бранд, Альберт Великий, Раймонд Луллий… Первокурсники в буквальном смысле проживали судьбу великих алхимиков, поскольку повествование велось от первого лица.
На правах ведущего умудренный «капитан» задавал героям «кругосветного плавания» разные каверзные вопросы. Сколько необычных, интересных фактов и жизненных историй мы узнали, ведь вопросы касались и жизни ученых, и их связи с современной наукой! Но на этом путешествие во времени не закончилось. Неутомимый «капитан» предложил участникам проекта оригинальные задания на знания и логику. Нам пришлось даже расшифровывать алхимическую эмблему и выстроить собственный «замок знаний»!
Успешно справившись со всеми загадками античной науки, все единодушно пришли к выводу: нельзя постичь химию, не познав суть алхимии и её тайн! Очень хочется верить, что подобные нестандартные встречи будут происходить как можно чаще; ведь знания, полученные от участия в таких ярких занятиях, остаются в памяти навсегда.
А. Кузнецова, студ. гр. 1/11