Педагог – это звучит гордо!
Недавно мы отметили такой важный для всех и каждого праздник – День учителя. Продолжая наши публикации о победителях конкурса «Любимый преподаватель глазами студентов», мы рады поздравить всех преподавателей Химтеха с профессиональным праздником и пожелать им удовлетворения от своего педагогического труда! А продолжает наши публикации сегодня – рассказ о многократном победителе этого конкурса – Дмитрии Брониславовиче Бабаеве.
Много на земле профессий,
Но одну создал, конечно, Бог –
Самую прекрасную на свете,
Что звучит так гордо – Педагог!
В. Греметчук «Посвящение учителям»
Наше взрослое «Я» формируется из многих факторов, главными из которых являются воспитание и образование. Семья учит многому, прививает особые ценности. Учимся мы и на собственных ошибках. Но не менее важный вклад в нашу жизнь привносят учителя. Детский сад, школа, вуз…Детство, отрочество, юность, зрелость… Все эти отрезки жизни мы проживаем с нашими учителями. И, в итоге, становимся теми, кем нас воспитали.
5 октября – профессиональный праздник наших «жизненных наставников». Стихи, песни, подарки, улыбки дарим мы им в этот день и, конечно, море цветов. Интересно, почему именно цветы? Дети, не важно, сколько им лет, 5,10,15,20… – цветы жизни. А учителя – словно умелые флористы, взращивающие каждый цветок и определяющие его дальнейшее существование. Труд учителя – бесценен, и по праву может называться настоящим искусством!
«Искусным флористом», взращивающим студенческие «соцветия» ИГХТУ, можно назвать и Дмитрия Брониславовича Бабаева, кандидата экономических наук, доцента кафедры финансов и кредита, в пятый раз становящегося «Любимым преподавателем Химтеха» по версии студентов. В пятый раз, представьте себе! В профессии преподавателя важно не просто объяснить материал, а еще и заинтересовать, расположить к себе студента. Это получается далеко не у всех, но у Дмитрия Брониславовича, как мы видим, с этим проблем нет. У этого замечательного педагога огромный опыт работы – в ИГХТУ он уже более 30 лет. Как ему на протяжении стольких лет удается заинтересовывать студентов столь серьёзным материалом, как экономика, обучать без поблажек, оставаясь при этом «любимым» и уважаемым? Вместе с Дмитрием Брониславовичем мы прошли путь его становления настоящим профессионалом своего дела.
В 1983 году Дмитрий Брониславович окончил (с отличием) экономический факультет Ивановского государственного университета по специальности «Экономика труда». В Ивановском регионе в конце 70-х годов это был единственный экономический факультет. Как рассказывает Дмитрий Брониславович, тогда ему попросту понравились экономические науки, помогающие, на его взгляд, «анализировать» жизнь и делать ее лучше. Но экономическая профессия была выбрана еще и благодаря семье – маме, папе и бабушкам, именно они оказали огромное влияние на выбор сына и внука. Семья Дмитрия Брониславовича стала важным фактором в формировании его «преподавательской личности».
Родители были преподавателями в вузе, бабушки – школьными учителями, поэтому с детства он был «в гуще педагогических проблем», где старшие часто обсуждали вопросы педагогики и делились секретами преподавательского мастерства.
Дмитрий Брониславович окончил школу №30 г. Иванова, которая славилась и славится высоким педагогическим уровнем. «Из контактов со школьными учителями я многое почерпнул, а частью применявшихся учителями знаний и методик пользуюсь до сих пор», – говорит Дмитрий Брониславович. Еще со школы нашему «любимому преподавателю» нравилось добираться до сути вещей, в том числе, и сути социально-экономических процессов впоследствии. В вузе он начал заниматься наукой, день ото дня осознавая тот факт, что ему нравится делиться с людьми чем-то новым, помогать разбираться в жизни: «Мне показался интересным сам процесс обучения: приходят неразбирающиеся в профессии люди, уходят – с приличным запасом знаний». С этого момента, вероятнее всего, в этом человеке и открылась ранее дремавшая «преподавательская жилка».
Профессиональный опыт приобретался постепенно: курсы педагогики и социологии в вузе, чтение специальной литературы по методикам обучения, посещение конференций, семинаров, курсов повышения квалификации. Однако без практики никуда! «Никакая теория не заменит личного опыта, – отмечает Дмитрий Брониславович. – Преподавание, выражаясь словами А. Гайдара (сказанными, правда, по другому поводу), – это «дни поражений и побед». Здесь главное «не сломаться», не бояться начать заново и, конечно, учиться на своих и чужих ошибках».
За годы работы у Дмитрия Брониславовича сформировался свой стиль – схема работы со студентами: «В преподавании есть некая «консервативная основа», «фундамент». Наличие его связано с базовыми ценностями, наработанными человечеством за тысячелетия «цивилизованного» существования.
Мы, преподаватели, выступаем в роли своего рода воспитателей, навязчиво прививающих ребятам эти ценности. Разумеется, в моей работе следует учитывать и специфику профессии экономиста (менеджера), ведь нам нужно воспитать студента – специалиста с необходимыми для его рода деятельности знаниями. В этом случае студент рассматривается как самостоятельная личность, а мы – своеобразные помощники, «активизирующие» способности ребят, «раскрывающие» их.
Преподаватель всегда должен двигаться вперед, самообучаться, постигать что-то новое, доводить это новое до студентов. Можно отметить и выдающуюся роль эксперимента в обучении, случается, что сами ребята предлагают для рабочего процесса что-то интересное и новаторское…»
Масштаб преподавательской деятельности Дмитрия Брониславовича в ИГХТУ огромен:
«Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Рынок ценных бумаг», «Финансовые рынки и финансово-кредитные институты»... Кроме того, в нагрузке – руководство курсовыми работами по финансовому менеджменту, производственной и преддипломной практикой, бакалаврскими выпускными работами, магистерскими диссертациями и т.п. Студент, по мнению Дмитрия Брониславовича, должен уметь думать и рассуждать, быть «нацеленным» на свою профессию в хорошем смысле, т.е. понимать, что для постижения специальности нужно учиться (а это – определенный труд), уметь слушать других студентов и организовывать с ними совместную деятельность. Нам кажется, что все подопечные Дмитрия Брониславовича именно такие.
Дмитрий Брониславович – автор более 200 научных работ, активный участник множества интересных проектов и научных конференций, в том числе, с коллегами из других вузов и из-за рубежа. Им и с его участием написано большое количество учебников и учебных пособий, рекомендованных Минвузом, кроме того, он – соавтор в написании ряда монографий. Одна из таких монографий стала призовой на конкурсе в г. Сочи. Нашему «любимому преподавателю» приходилось работать членом Методического совета Минвуза, членом диссертационного совета, выступать рецензентом и оппонентом при защитах диссертаций. Он награжден двумя Грамотами Минвуза, грамотой Главы города Иваново и др. Такой список достижений – результат большой работы над собой. А еще - поддержки родных и близких. «Мои родные всегда меня поддерживали, – рассказывает Дмитрий Брониславович, – я радовался их достижениям, они радовались моим».
Остается ли у «любимого преподавателя» с такой загруженностью время и для себя, любимого? Есть ли у него любимые вещи, занятия, помогающие расслабиться и насладиться их времяпрепровождением? Конечно, есть, это – «вечная» классическая живопись и музыка, глубокие фильмы и, как ни покажется парадоксальным – запах леса, ягоды, грибы и … дороги, уходящие вдаль, и широкие просторы… «У меня с детства была страсть к дорогам. Если говорить об альтернативной жизни, наверное, стал бы водителем», – подмечает Дмитрий Брониславович. Среди жизненных увлечений героя статьи есть и занятие фотографией. Этому хобби уже 44 года… И, пусть с небольшим запозданием, в честь Дня учителя он дарит всем химтеховским преподавателям свое прекрасное осеннее фото и поздравительные слова: «Коллегам по работе и профессии желаю отличного настроения и хороших, понимающих студентов! С праздником!».
Мы присоединяемся к данному поздравлению. С праздником, дорогие наши «жизненные наставники»!
Т. Щапова