Женское лицо мужских профессий

“khimik” 5(2163) 2017 Table of Contents

Сегодня, в XXI веке, все профессии и должности равны и по гендерному признаку практически не различаются. Однако были времена, когда вообразить себе женщину-доцента, женщину-профессора, проректора, декана или заведующего кафедрой (обратите внимание: все эти профессии – слова мужского рода!) не представлялось возможным. Годы идут – всё меняется… Женщина сумела не только «догнать» мужчину во многих сугубо мужских сферах деятельности, но и «обогнать» его, привнеся в каждую из них свои женские черты.

Сегодня и мы сломаем привычные стереотипы! О сильных и самостоятельных женщинах, прекрасно состоявшихся в «мужских» профессиях, расскажем в этой статье, посвященной Международному женскому дню и всем «якобы слабым половинкам» человечества.

Герой первой публикации – проректор по учебной работе, доцент кафедры «Машины и аппараты химических производств», кандидат технических наук Наталия Роальдовна Кокина.

– Наталия Роальдовна, мы продолжаем публикации интервью с новой ректорской «командой», назначение которой состоялось всего месяц назад. В первой публикации (№2 от 27.01.2017) новый ректор М.Ф. Бутман четко обозначил основные направления своей деятельности и своё вИдение перспектив нашего университета. В его «команде» Вы – единственная женщина-проректор (да и в истории нашего университета мы не смогли вспомнить проректоров-женщин), причем сохранившая свой статус уже второй срок. Поэтому можно считать, что «пуд соли» в этой должности Вами уже съеден – есть опыт, есть знания, есть своя точка зрения. И  первый вопрос – что главное в должности проректора университета по учебной работе?

– Замечу, что до работы проректором были и другие административные должности – декана, ответственного секретаря приемной комиссии… И всегда это была работа с ректоратом, с руководством вуза. И всегда я этой работе училась, училась именно у коллег-мужчин. Ростислав Павлович Смирнов, ректор – это один стиль работы; первый проректор Евгений Михайлович Румянцев, научивший меня «работать на результат», – совсем другая манера руководства: опыт руководителя крупного предприятия. С их поддержкой и советами мы смогли реализовать предложения по организации платных образовательных услуг в вузе. Своим учителем я, безусловно, считаю и Владимира Ивановича Светцова – его четкая постановка задачи, умение правильно выстроить стратегию учебого процесса. Оскар Иосифович Койфман тоже многому научил: что самое главное – это люди, что важно учитывать общественное мнение и как формировать имидж вуза. Именно работая с ним, мы возобновили практику трудоустройства – проведение «Ярмарок вакансий», с тех пор они стали традиционными. Валентин Аркадьевич Шарнин – это всегда тщательно взвешенное, продуманное решение, детальная проработка всех сторон вопроса. Сейчас новый ректор – Михаил Федорович Бутман, и я надеюсь, что мы сможем реализовать новые, интересные и значимые для вуза проекты.

Что же касается непосредственных обязанностей проректора по учебной работе – вот они (поднимает довольно толстую папку). Круг этих обязанностей очень широк (и благодаря «стараниям» Министерства каждый год еще и расширяется), все они связаны с организацией и контролем учебного процесса в вузе. Здесь множество различных аспектов, в том числе и такой, очень трудоемкий, как организация и контроль выполнения договоров с физическими и юридическими лицами.

К сожалению, много приходится заниматься формальной, но необходимой по требованиям Минобразования, работой по сопровождению учебного процесса. Хотелось бы больше времени уделять таким вопросам, как качество образования и взаимодействие студент – преподаватель.

И, конечно, самое главное - это развитие. Эволюция не всегда права, но всегда неотвратима.

– На недавнем заседании Ученого совета Вы представили план подготовки университета к аккредитации, которая предстоит в 2018 году. Коротко – какие первоочередные действия планируются?

– На Ученом совете были представлены основные крупные блоки задач в процессе подготовки к аккредитации. И первый этап – это самообследование, которое мы уже начали и должны завершить 20 апреля представлением отчета в Минобрнауки. Проведение самообследования позволит нам самим, еще до проведения внешней проверки, выявить как определенные «реперные точки», так и «слабые» звенья, на которые следует обратить особое внимание. Очень остро стоят такие вопросы, как состояние информационной электронной образовательной среды вуза, соответствие профессорско-преподавательского состава требованиям профстандартов. Эти проблемы требуют детальной проработки и длительной реализации, а времени у нас, к сожалению, не так много.

– Вы не только проректор по учебной работе, но и директор Регионального центра содействия трудоустройству выпускников вузов Ивановской области (вот снова – «мужская» должность – директор!), поэтому тесно работаете с предприятиями – «потребителями» наших выпускников. Совсем скоро в вузе пройдет «Ярмарка вакансий» и вновь представители кадровых служб предприятий различных отраслей приедут к нам за молодыми специалистами. Но инженеров мы уже не выпускаем. Предлагаем бакалавров и магистров. Как Вы считаете – не снизит ли это интерес промышленников к нашему вузу и его выпускникам?

– Уже в 2016 году (а мы в 2015 году закончили выпуск специалистов-инженеров и «располагали» только бакалаврами и магистрами) «Ярмарка вакансий» показала, что интерес к нашим выпускникам нисколько не иссяк. Предприятия по-прежнему остро нуждаются в притоке молодых сил. И хочу обратить внимание, что оптимизация штатов ведется буквально на всех, даже очень успешных, предприятиях. Но если предприятие современное и успешное, ему нужны не просто «рабочие руки», ему нужны сотрудники, умеющие работать с высокотехнологичными системами. И уровень их подготовки (как и уровень обучаемости) должен быть достаточно высоким, позволяющим легко адаптироваться к условиям современного производства. И с гордостью могу сказать, что наш вуз продолжает оставаться в России в числе лидеров по качеству подготовки выпускников.

– Добавим к двум уже означенным должностям – «проректор» и «директор» еще одну «мужскую» профессию – доцент кафедры МАХП. «Мужскую» потому, что изучение механизмов, машин, аппаратов – всегда считалось чисто мужским занятием. Сложно ли это для женщины?

– Скажу откровенно, если бы не кафедра машин и аппаратов, на которой я работаю уже 38 лет, сразу после выпуска – сначала лаборантом, научным сотрудником, затем – преподавателем, если бы не поддержка именно мужского коллектива этой кафедры – я никогда не стала бы тем и таким работником, каким стала сегодня. Потому что, работая в мужском коллективе, ты всегда чувствуешь поддержку со стороны коллег, чувствуешь, что тебя окружают сильные, надежные люди – и тебе нужно им соответствовать, тебе есть на кого ориентироваться, с кого брать пример (От ред. И таких «крепких» профессионалов, надежных и знающих, на кафедре МАХП немало). Все эти годы я работала в коллективе, где каждый человек ставил процветание вуза выше своих личных интересов. И для меня это стало жизненным кредо.

А что касается сложности читаемых мною курсов, скажу откровенно: мне самой всегда это было очень интересно, и надеюсь, этот интерес я доношу до студентов.

– И последний вопрос – очень короткий: что приносит Вам радость?

– Такой же короткий ответ: поддержка коллег.

Интервью подготовила Т. Устинова


Механик, конструктор, инженер по автоматизации… Вновь создается мужской образ со своим характерным стилем руководства, логикой и т.д. И тем не менее…


«Моя специальность настолько «базовая», что я абсолютно спокойна почти в любой ситуации – от смены уплотнителей в гидросистеме до капитального ремонта в квартире или на даче», – рассказывает о своей работе Ирина Викторовна Постникова, к.т.н., доцент кафедры МАХП. Выбор института для обучения Ириной Викторовной был сделан не совсем случайно. Она мечтала стать архитектором (тоже, кстати, не совсем женская профессия), но «провалилась» и, по рекомендации отца – механика, главного инженера завода «Ивтекмаш», поступила в Химтех на специальность «Машины и аппараты химических производств».

С постижением профессии у Ирины Викторовны проблем не было – училась на «Ленинскую стипендию». Хорошую успеваемость ей обеспечили сильная школьная подготовка (в школе №1 г. Иванова) и, конечно, «домашний тренер» – отец. «Когда училась, думала, что буду работать конструктором, – продолжает рассказ Ирина Викторовна, - но папа считал, что я должна подтвердить свою квалификацию на заводе, работая механиком в цехе. Однако при распределении мне предложили место в аспирантуре, и я, посоветовавшись с родными, приняла данное предложение. Так и начался мой преподавательский путь».

Список дисциплин, читаемых Ириной Викторовной, довольно серьезный: «Технологические машины и оборудование», «Основы проектирования производства», «Основы расчета и конструирования оборудования». Но с тем, как донести до студентов столь сложную информацию, она справляется на «ура»! Подтверждение этого – ее звание «Любимый преподаватель». «Секретов обучения немного - просто нужно уважать студентов, видеть в них людей, а не «единицы подушевого финансирования», – говорит Ирина Викторовна. – Почему студенты назвали меня «Любимым преподавателем»? Наверное, потому, что я «не до упора принципиальная», а также не «домомучительница» и не «строгая бонна».

Студенты знают, что могут прийти ко мне с любой проблемой, а иногда и просто поболтать ”за жизнь”…»

Сейчас на кафедре МАХП работают 3 преподавателя-женщины. Это Н.Р. Кокина, о которой мы уже рассказали, И.В. Постникова и Т.В. Гущина – старший преподаватель, которая, по рассказу Ирины Викторовны, также собиралась стать конструктором, ведь для нее это «наследственная» профессия – специалистами в данной области работали и мама, и дедушка. И вот удивительный факт: дедушка Татьяны Владимировны и отец Ирины Викторовны имеют много совместных авторских свидетельств. Всё в нашем мире взаимосвязано и не случайно…

(От ред. Кстати, по родительским стопам пошел и сын И.В. Постниковой – Виктор сейчас студент 2 курса ИГХТУ).

Ирина Викторовна поздравляет коллег-женщин с 8 Марта и желает им быть самыми-самыми: сильными, красивыми, добрыми и образованными в мире!!!


Елена Владимировна Ерофеева, к.т.н., доцент кафедры технической кибернетики и автоматики, заместитель декана факультета химической техники и кибернетики, окончила Химтех по специальности «Автоматизация и комплексная механизация химико-технологических процессов».

«Каждая инженерная специальность предполагает разные направления работы: можно быть научным работником, проектировщиком, работать непосредственно инженером на заводе. Я себя видела скорее в лице научного сотрудника, – рассказывает Елена Владимировна. – Свою специальность я выбирала по красивому и тогда еще непонятному названию. Сейчас я – преподаватель, и мне интересно быть одним из звеньев профессиональной подготовки студентов». 

Елена Владимировна преподает дисциплины, связанные с проектированием систем автоматизации, а проектирование, как она говорит, «описать нельзя, можно лишь показать на примерах», поэтому подход к обучению у нее интерактивный. «Мне интересно работать со студентами, которые пытаются разобраться в особенностях автоматизации технологического процесса, которые хотят быть профессионалами; с теми, кто продуктивно использует периоды практики и планирует в будущем работу по специальности. Возможно, мой интерес к обучению студентов взаимен – и у них появляется желание учиться. Отсюда и звание – «Любимый преподаватель»», – говорит Елена Владимировна и желает всем химтеховским прекрасным половинкам в преддверии 8 Марта весеннего настроения и ярких впечатлений!


Татьяна Юрьевна Степанова, к.т.н., доцент кафедры механики и компьютерной графики, окончила ИХТИ по специальности «Химическая технология лаков, красок и лакокрасочных покрытий». Профессия была выбрана по рекомендации родственников. По окончании вуза Татьяне Юрьевне пришлось остаться в Иванове по семейным обстоятельствам, и она стала работать в химлаборатории Ивановского камвольного комбината, а поэтому снова вернулась в наш вуз для получения (уже заочно) диплома инженера по специальности «Химическая технология и оборудование отделочного производства». После этого Татьяна Юрьевна некоторое время проработала инженером-отделочником, а затем возглавила химлабораторию.

С нынешней областью знаний и деятельности ее связало выполнение научной работы на кафедре механики под руководством В.Г. Мельникова, и эта научная работа, кстати, позволила решить одну из технологических проблем на производстве. В 2003 году Татьяна Юрьевна защитила диссертацию по специальности «Трение и износ в машинах и механизмах», а в 2004 году, после закрытия камвольного комбината, В.Г. Мельников пригласил ее работать преподавателем на кафедру.

«В современном обществе не существует сильного разграничения профессий – мужские они или женские, – считает Татьяна Юрьевна. – Механика, в целом, охватывает довольно широкую область науки.

Конструирование машин требует знаний химии при выборе конструкционного материала, смазочных композиций, математики, графики, материаловедения, физики. Все это – мои любимые предметы еще со школы. Знания в этих сферах нужны были и при работе на производстве, где необходимо было составлять технологические планы, режимные карты оборудования, контролировать процессы смазки станков и другие вопросы».

Механику Татьяна Юрьевна преподает студентам разных факультетов, поэтому приходится корректировать материал в той или иной степени для каждого направления. «Моя задача – доходчиво объяснить студентам природу деформации, научить их работать со справочной литературой, – говорит Татьяна Юрьевна. – В этом году мы проводили игру «Битва умов», где группы студентов соревновались в познаниях в области теоретической механики и сопротивления материалов. Особенно приятно было наблюдать, как ребята сплотились между собой. Студенты принимали активное участие в игре и показали высокие результаты, это очень порадовало! Такая игра помогла подтянуться студентам с более низким рейтингом, ну, и выполнить главную цель – освоить материал по механике. Я стараюсь дружить со студентами, смотреть на них, как на младших соратников. Ребята-химтеховцы – очень интересные люди, и у многих есть чему поучиться».

Наверное, поэтому студенты и назвали её «Любимым преподавателем».

В преддверии Международного женского дня Татьяна Юрьевна дарит свое поздравление:

«Я поздравляю дам прекрасных
С лучистым солнцем, пеньем птиц.
И с синевой высокой, ясной.
Пусть украшеньем ваших лиц
Послужит нежная улыбка,
Сиянье ласковое глаз…
Восьмое марта – день прекрасный,
Коллеги, с праздником всех вас!»


Сфера будущей деятельности Даши Яковлевой, студентки кафедры МАХП, – создание, эксплуатация и ремонт технологических машин и оборудования, разработка технологических процессов и производство деталей. И она вполне спокойно представляет себя задействованной в этом процессе. Даша – единственная девушка в группе 1/134, к тому же – староста, и мы поинтересовались, как ей удается «шефствовать» над парнями и «уживаться» с ними.

«В первый месяц учебы было непросто привыкнуть к коллективу: не совсем стандартная – «мужская» – атмосфера. Сейчас мне «живется» с одногруппниками спокойно и легко. Думаю, ребята воспринимают меня как «своего» – товарища или сестру, – считает она. – Конечно, я сильно выделяюсь на фоне парней, но в учебном процессе для меня никаких поблажек не  делают. По натуре я – человек спокойный и не любящий командовать. Если нужно донести до парней информацию, стараюсь это сделать мягко и непринужденно.

Что касается «шефства», то брать его над ребятами и не приходится: все поручения и просьбы они выполняют, а я, взамен, создаю для них добрую и приятную атмосферу».

В начале обучения Даше часто задавали вопрос – почему она выбрала такую профессию, но за 2 последних года этот вопрос еще ни разу не возник. «Мир меняется, и люди привыкли к тому, что женщины стали выбирать мужские профессии, – говорит Даша. – Лично я выбирала профессию, которая пригодилась бы мне в будущем, в которой я смогла бы себя реализовать. И я совсем не ожидала, что буду единственной девушкой в группе. Конечно, эта специальность представляет для меня некие сложности, парни же чувствуют себя «в своей тарелке», но ничего, я со всем разберусь постепенно, ведь пути назад нет – планирую в будущем работать по профессии, а там, как предполагаю, тоже будут одни мужчины».


Такие разные истории и героини, но итог один – женщина, если она того хочет, сможет реализоваться везде: и в свойственных ей профессиях, и не очень. Да и что тут говорить, лучше всего дал описание нашим «слабым половинкам» Н.А. Некрасов: «Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка!»


Т. Щапова, спецкор. «Химика»