Нет образования без воспитания
Продолжаем цикл интервью с новой «ректорской командой». Сегодня – слово проректору по воспитательной работе и социальным вопросам Олегу Николаевичу Захарову.
– Олег Николаевич, в статусе проректора Вы уже более 10 лет. За это время менялись ректоры, менялось и название Вашей должности, но слова «воспитательная работа» присутствовали всегда. Это действительно важная составляющая в деятельности любого вуза. Какие главные задачи этой работы Вы видите, какими методами они решаются и какие проблемы стоят как наиболее актуальные?
– Считаю, главная отличительная особенность нашего вуза – у нас есть традиции. По-моему, в этом главный «плюс» ИГХТУ именно в плане воспитательной работы. С этими традициями мы знакомим новичков на «Неделе первокурсника», как только они становятся студентами. И одна из главных традиций – это уважение и внимание к студенту. Не забуду, как я, выпускник школы, позвонил в ИХТИ, чтобы узнать, как можно сюда поступить, и Маргарита Николаевна Камышенцева (она тогда работала с абитуриентами) обрадовалась мне, как близкому родственнику: «Приезжайте обязательно – мы вас ждём!». И все годы учебы я постоянно ощущал внимательное, заботливое отношение к себе и другим студентам. Это сохранилось и сегодня – и в этом я вижу огромную воспитательную функцию преподавательского коллектива. Ведь воспитание это не какие-то особые «классные часы» – это неотъемлемая составляющая учебного процесса. Воспитание и обучение неразрывны, именно на учебных занятиях начинается воспитательный процесс.
И замечательно, что наши преподаватели и сотрудники понимают это.
В нашем вузе, как, кстати, замечают многие, особенно со стороны, совершенно особая атмосфера – атмосфера доверия и уважения. Это закладывается еще в работе со школьниками – будущими абитуриентами, постоянно поддерживается в работе со студентами и сохраняется в отношениях с выпускниками, которые ежегодно по традиции собираются на юбилейные встречи в «alma mater».
А важнейшими ресурсами в воспитательной работе являются студенческие общественные организации: студенческий клуб, спортивный клуб, студенческое правительство, другие объединения – все они позволяют студентам найти себя, развить свои способности и таланты, проявить «социальные компетенции». У нас созданы все условия для этого – замечательная база, талантливые руководители, поддержка руководства вуза. И моя главная задача как проректора по воспитательной работе – создать условия для самореализации студентов.
Если же говорить о проблемах, то, по-моему, они объективны: нынешние студенты не хуже прежних, они просто другие. Это проявление изменившихся жизненных условий – социальных, экономических и даже политических. И проводя ежегодное анкетирование первокурсников, мы анализируем, что следует изменить в своей работе, какие новые подходы искать для установления психологического климата в группе, как выявить лидеров и т.п. Совсем недавно мы провели анкетирование по проблемам патриотического воспитания. Мы убедились, какие замечательные у нас студенты! Они вполне серьезно, по-взрослому, рассуждают о проблемах патриотизма и действительно гордятся своей страной. Но если первокурсники говорят, что на формирование их мировоззрения в бОльшей степени повлияла семья, то старшекурсники считают, что это участие в социально-значимых мероприятиях в вузе. И это тоже воспитательная роль вузовского сообщества.
– В Вашей должности еще два очень важных слова «социальные вопросы». И если Вам, как председателю профкома студентов и аспирантов ИГХТУ (причем председателю с более чем 20-летним стажем!), решение проблем социальной защиты студентов знакомо досконально, то в роли проректора «поле деятельности» значительно шире и охватывает все категории обучающихся и работающих в ИГХТУ. Какие здесь ключевые проблемы?
– В Конституции записано: «Российская Федерация – социально ориентированное государство». К «социалке» относятся здоровье, культура, спорт, условия труда, бытовые условия и т.д. Причем не только как жизненные показатели, но и как объекты, поддержание которых, увы, часто осуществляется по «остаточному принципу». Это такие важные объекты инфраструктуры, как общежития, санаторий-профилакторий, спортивный лагерь, здравпункт, спортклуб и проч. Они не только никогда не приносили дохода, но и содержание их с каждым годом становится всё сложнее.
– В Вашем непосредственном подчинении как проректора 12 структурных подразделений вуза. Что самое сложное в координировании их деятельности? Какие новые формы работы или новые подходы появились в последнее время?
– Прежде всего хочу отметить информационную работу, которая всегда видна через свой продукт – это новый сайт вуза, разработанный в соответствии с требованиями Минобразования. Это очень большая работа, ведь за сайте замыкаются все вузовские структуры, все формы деятельности. Новой и важной формой работы считаю и переход на электронный документооборот, позволяющий избежать лишней бумажной волокиты и шире использовать соцсети. А из сложных, но актуальных проблем, конечно, выделю работу в общежитиях – это каждодневные планерки с начальником отдела соцразвития – что произошло, где, почему, какие приняты меры и т.д.
– Абитуриент Олег Захаров, уроженец Узбекистана, затем жил в Татарстане и приехал в Иваново, в ИХТИ, в 1987 году. Затем служил в Советской Армии, в ВДВ. И, окончив вуз, возглавил профком студентов Химтеха. За эти годы Вы уже стали полноправным ивановцем, обзавелись здесь движимостью и недвижимостью, приобрели авторитет не только в вузе, но и в высших городских и областных сферах. Не могу не спросить: что Вам особенно нравится в нашем городе?
– За те 30 лет, которые я уже прожил в этом городе, не могу не заметить, как он изменился в лучшую сторону: сегодня это действительно столица региона – новые микрорайоны, красивые здания, парки, скверы. Мне нравится здесь жить и из-за ритма этого города: это совсем не «сумасшедшая» Москва, но в то же время – активная, насыщенная, интенсивная, интересная жизнь! (Хотя в последнее время всё больше люблю свой дом в Дунилове – вот где тишь и благодать…)
И не кривя душой, скажу: моя самая главная любовь в жизни – это Химтех. Здесь я учился, отсюда уходил в армию, писал оттуда письма в «Химик» (и мне отвечали), летом ездил с бригадой безвозмездного труда в отряде «Буревестник» от Архангельска до Ростова, работал в стройотряде, 14 лет танцевал на сцене актового зала в коллективе бального танца, бегал за вуз в легкоатлетической эстафете, участвовал в конференциях… Это моё незабываемое студенческое прошлое. Теперь я в определенной степени чиновник высшего вузовского звена. Но я знаю работу всех категорий сотрудников вуза – от уборщицы и вахтера до преподавателей и деканов. Ведь это уже моя третья «команда» ректората, а это значит – и доверие, и ответственность.
Интервью подготовила Т. Устинова