«ВСЕ СИСТЕМЫ РАБОТАЮТ НОРМАЛЬНО!»

“khimik” 12(2170) 2017 Table of Contents

Если вы думаете, что речь пойдет об отмечавшемся вчера Дне космонавтики – ошибаетесь. Мы говорим о работе всех систем жизнеобеспечения такого сложного устройства, как наш университет – о работе административно-хозяйственных отделов. И рассказывает об этом, продолжая цикл интервью с новой «командой» ректората, проректор по АХР ИГХТУ Сергей Леонидович Метельский.

– Человек может эффективно работать (и это касается как сотрудников, так и студентов) только в том случае, если ему созданы нормальные условия труда. Обеспечение условий труда – Ваша, как проректора по административно-хозяйственной работе, главная обязанность. В чем её специфика?

– Моя прямая обязанность, как и моих коллег, – создать нормальные условия для работы и учебы, чтобы каждый преподаватель и сотрудник, каждый студент шли на работу, на занятия с удовольствием, получали удовлетворение, приходя на свое рабочее место. Вижу две составляющие этой работы: ежедневный текущий, иногда монотонный, труд по поддержанию всех зданий в рабочем состоянии. Это и ежедневная уборка территорий, всех помещений, проведение мелких ремонтов, которые возникают практически ежедневно, проверка и поддержание работоспособности систем жизнеобеспечения – водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение. Сейчас появилась еще одна проблема в связи с сокращением на кафедрах учебно-вспомогательного персонала: сотрудникам наших служб приходится делать ту работу, которую раньше выполняли учебные мастера на кафедрах: ремонт мебели, замену электроустановочных изделий, ремонт приборов, какие-то столярные работы и т.д.

Мы занимаемся и материально-техническим обеспечением учебного и научного процесса: это химреактивы, посуда, различные приборы, мебель (как поставка, так и сборка). С радостью и гордостью могу сказать, что мы сохранили в вузе стеклодувную мастерскую (она единственная в городе!), столь необходимую в учебном и научном процессе, особенно для нашего университета.

И вторая составляющая – это работы капитального характера: капремонты, строительство, то есть те задачи, которые формируются ректором на основе Программы развития вуза с учетом анализа технического состояния наших зданий, систем тепло-, водо-,электро-, газоснабжения. А здания наши, как все знают, уже «немолоды», к тому же – памятники архитектуры, и поэтому внимание к ним особое.
Мы проводим комплекс работ и в рамках соглашения по охране труда (это соглашение ежегодно заключается между администрацией вуза и профсоюзной организацией, которая стоит на защите интересов работающих). Еще одна важная составляющая – специальная оценка рабочих мест, эту работу выполняет управление охраны труда совместно с профкомом.

Не могу не сказать о такой важной стороне деятельности, как обеспечение безопасности в наших учебных корпусах и в студенческих общежитиях. Это и пожарная безопасность – все наши корпуса оснащены автоматическими системами сигнализации на случай пожара; это и системы видеонаблюдения, причем как внутреннее видеонаблюдение, так и прилегающих территорий; с этой же целью мы в прошлом году сделали закрытые зоны вокруг корпусов «Б» и «А», где сотрудники могут спокойно оставить свои машины на время работы.

– Забот, действительно, много. Вам, проректору с 20-летним стажем, они знакомы досконально. И всё же проблемы возникают?

– Они возникают каждый день, правда, разного уровня. Но есть два способа их узнать «изнутри». В нашем вузе по инициативе самих студентов (что особенно важно!) ежегодно проводятся два очень нужных мероприятия. Это встреча ректората со студентами и конференция «Учебный процесс глазами студентов», где студенты могут высказать ректору и проректорам все свои проблемы, задать любые интересующие вопросы. И второе. Дважды в год проводятся расширенные заседания профкома с приглашением профоргов всех структурных подразделений. Здесь уже о своих проблемах и «болевых точках» говорят работники вуза, и мы вместе пытаемся их решить. Скажу честно, раньше я на подобные мероприятия шел с некоторой опаской, т.к. «снаружи» не всегда можно увидеть те проблемы, которые видны «изнутри». Это очень хорошая форма взаимодействия, которая позволяет нам увидеть все проблемы. Например, те, что касаются студенческих общежитий: это состояние душевых, кухонь, прачечных, обустройство велопарковок и др. Что касается проблем, поднимаемых преподавателями – это замена окон в корпусе «В», температурный режим в ряде помещений и пр. Как приятно было слышать от женщин-преподавателей, работающих в «высотке», что они этой зимой, впервые за много лет, могли ходить не в валенках, а в туфлях!

И то, что эти встречи инициируются самими студентами, говорит о том, что студентам небезразлична жизнь в вузе. Они действительно понимают, что общежитие – это их дом на 4 года (кому-то 6) и к нему нужно относиться бережно. Этому, несомненно, способствует и работа студсоветов, и ежегодные аттестации, которые проводятся для всех проживающих в общежитиях. Ведь воспитание заключается не только в образовательном процессе, воспитывает и сама атмосфера, которая создана в общежитии. А ее создают сами студенты, вместе с заведующим, конечно. И когда в общежитии складывается такой руководящий и работающий «тандем», когда студсоветы – это действительно активный, заинтересованный, уважаемый и авторитетный орган, тогда и проблем не возникает. И в этом я вижу очень важный элемент воспитания.
Сегодня очень многое делается, чтобы 1 сентября студенты заселялись в удобные, обустроенные помещения общежитий. Летом это обустройство вместе с работниками структур АХО выполняют сами студенты. А когда сам, своими руками дверь отремонтируешь, то уж не будешь ее ломать, это точно! Жаль только, что всегда не хватает тех трех летних месяцев, чтобы сделать всё запланированное.

– Многие приезжающие в наш университет после долгого отсутствия (например, выпускники прошлых лет) отмечают, что вуз заметно изменился и даже помолодел. Это тоже Ваша заслуга. Это дорого обходится?

– Всё в нашей жизни относительно, в том числе и финансовые затраты на содержание и ремонты зданий. Замечу только, что любые работы капитального характера, прежде чем будут начаты, проходят экспертизу, где определяется сметная стоимость. К тому же все работы и услуги согласно законодательству осуществляются через конкурсы и аукционы. И самое важное – потребовать с исполнителя качественного выполнения условий контракта, что и осуществляют наши специалисты. И здесь я хочу поблагодарить своих коллег – главных специалистов подразделений АХО, которые постоянно и очень тщательно проверяют все выполняемые контракты.

И конечно же, много проблем мы решаем сами, своими силами. У нас очень работоспособный, ответственный коллектив.

Что же касается финансовой стороны обеспечения этих работ, скажу, что все они выполняются с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств. Ежегодно за счет сдачи в аренду помещений, не участвующих в учебном процессе, мы пополняем «казну» вуза более чем на 15 млн рублей.

– Практически каждый год мы радуемся новшествам – новый корпус, новые аудитории, новые элементы инфраструктуры. Вы довольны результатами работы? И есть ли у Вас мечта?

– Действительно, каждый год у нас появляется какой-либо новый объект, радуют глаз новые аудитории.

Не могу не гордиться гуманитарным корпусом, корпусом «Д», который сдан в эксплуатацию в прошлом году; санаторием-профилакторием, уличной спортивной площадкой у аудиторного корпуса, дающей возможность тренироваться хоть круглые сутки и, к тому же, привлекать жителей близстоящих домов, а значит – потенциальных абитуриентов; спортивным лагерем, который стал популярен не только у наших студентов-спортсменов, но и используется для проведения городских и региональных мероприятий. Горжусь и тем, что в рейтинге по энергосбережению мы – в лидерах по России.

Ремонтируя и оборудуя какое-либо служебное помещение, мы всегда стараемся учесть пожелания тех, кто будет занимать его, будущих «жильцов», чтобы они в новых стенах чувствовали себя комфортно. Это касается и гуманитарного факультета, и «хим-холла», и новых помещений в корпусе «Д» для кафедр физики, ТК и А и всех остальных – будь то аудиторный фонд, учебные и научные лаборатории, помещения кафедр и отделов.

А мечта – она всегда есть. Пока остается мечтой вторая очередь реконструкции общежития №1 (первая очередь – корпус гуманитарного факультета), где предполагалось общежитие для малосемейных. В этом направлении сделано уже многое, и очень надеюсь, что эта мечта станет реальностью.

– Сергей Леонидович, Вы родом из Белоруссии. Как стали ивановцем?

– В 1979 году я был призван в ряды Советской Армии и приехал служить в Иваново в отдельный Белорусский Оршанский полк связи. Здесь служили только белорусы, и со многими из них мы дружим до сих пор (От ред.: 30 апреля 2017 года будет отмечаться 75-летие Белорусского Оршанского полка, и Сергей Леонидович организует в Иванове встречу с однополчанами).

А в ИХТИ меня «привел» … преподаватель кафедры математики Александр Михайлович Бондарик (тоже белорус), который приходил к нам в часть, рассказывал о вузе, читал лекции. Так я стал студентом ИХТИ, окончил механический факультет, кафедру автоматизации. Затем работал председателем профкома студентов, главным инженером, проректором по капитальному строительству. И вот с 1991 года, с небольшими перерывами, – проректор по АХР.

Хотел бы вспомнить добрым словом своих «учителей» в нынешней работе – С.В. Катровцева, Г.Ф. Гуркина, З.А. Платкову, В.И. Журова, комендантов В.Г. Волкову, Т.Г. Терентьеву, Е.С. Журову и многих других, которые своим отношением к делу, своей работой показали мне пример добросовестного и ответственного исполнения служебных обязанностей.

Так и стараюсь работать.

Интервью подготовила Т. Устинова