Взаимно интересно. Взаимно полезно.
30–31 января 2019 г. в ИГХТУ прошла Всероссийская научно-методическая конференция «Реализация актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов: партнерство вузов, колледжей и бизнеса».
О пленарных заседаниях конференции см. публикации на сайте ИГХТУ https://www.isuct.ru/department/ightu/news. Рабочую программу конференции открывала нетворкинг-сессия (модераторы П.Н. Грименицкий, А.М. Дунаев) «Некоторые аспекты современной образовательной среды». На секции присутствовало 40 участников. Тематика секции была посвящена актуальной проблеме высшего образования – создание и использование виртуальных лабораторий. Формат работы секции предполагал обсуждение и демонстрацию таких практикумов, уже реализованных на четырех кафедрах университета: ТПиМЭТ, ПиАХТ, физики и ТКиА. По завершении экскурсий на кафедре ТКиА был организован круглый стол, где были подняты важные вопросы по дальнейшему развитию виртуальных лабораторий в нашем университете, в частности, принято решение о создании рабочей группы по координации данного процесса.
На научно-методической конференции впервые работала секция, посвященная вопросам обучения в аспирантуре – «Третий уровень высшего образования: научно-методические аспекты». Перспективы развития данного направления были проанализированы самими аспирантами и участниками их образовательного процесса – научными руководителями и руководителями структурных подразделений ИГХТУ. В ходе сессии были выявлены основные тренды и угрозы развития аспирантуры, а также выдвинуты актуальные предложения по совершенствованию третьей ступени образования.
Число участников форсайт-сессии «Перезагрузка экономической части ВКР в условиях цифровой экономики» составило 28 человек, среди экспертов – представители выпускающих кафедр ИГХТУ. Большой интерес вызвал доклад доц. Д.В. Ситанова «Роль экономической составляющей в подготовке выпускников для инновационных предприятий». Не менее интересным был доклад доц. Е.А Абрамовой «Инновационный формат экономической части квалификационной работы в условиях цифровой экономики». По результатам обсуждения участниками была предложена инвариантная модель экономической части дипломных работ.
Об особенностях построения учебного процесса в зарубежных университетах на мастер-классе «Учить ученых? Опыт университетов Англии» рассказал проректор по научной работе доц. Ю.С. Марфин.
В работе диспута-семинара «Образовательная преемственность в процессе обучения» приняли участие 26 человек, которые представляли различные вузы нашего города – ИГХТУ, ИвГУ, ИвГПУ, ИвГМА, ИГСХА, РЭУ. Состоялось 6 выступлений по тематике диспута-семинара, преимущественно подготовленных преподавателями кафедры русского языка ИГХТУ, а также коллегами из ИвГУ, РЭУ, Педагогического колледжа, колледжа ИвГПУ и др. Участниками были отмечены актуальность тематики выступлений, оригинальный и отлично исполненный формат заседания, представленные современные методики преподавания русского языка и неформальное обсуждение затронутых в докладах вопросов.
Было принято решение создать на базе кафедры русского языка ИГХТУ городской научно-методический центр по проблемам обучения русскому языку как российских, так и иностранных студентов. Примечательно, что это предложение прозвучало от коллег из других вузов. Было также решено совместно разработать перечень методик, способствующих повышению эффективности обучения русскому языку иностранных студентов.
Дискуссионная площадка «Формирование единого информационно-образовательного пространства вуза» собрала более пятидесяти сотрудников ИГХТУ, а также гостей из ИвГПУ, Шуйского технологического колледжа и Череповецкого химико-технологического колледжа. Представленные доклады касались использования ЭИОС в учебном процессе ИГХТУ, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждался переход ряда направлений подготовки бакалавров и магистров в ИГХТУ на федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++, также был представлен опыт средних специальных учебных заведений.
В результате активной дискуссии было принято предложение о создании рабочей группы для разработки пошаговой инструкции по работе с СДО ИГХТУ и решению регулярно возникающих технических вопросов и консультаций, а также об организации и проведении вузовского конкурса на лучшее электронное учебное издание, размещенное в ЭИОС ИГХТУ.
В работе круглого стола «Партнерство кафедр гуманитарных и специальных дисциплин как важное условие успешной реализации ФГОС» приняли участие более 30 человек – представителей кафедр философии, истории и культурологии, иностранных языков и лингвистики, а также кафедр физики, аналитической химии, TНB, ТХВ, ПиАХТ, ТМО, физхимии, TП и МЭТ, ТППиБТ, информационного центра ИГХТУ, а также других ивановских вузов. Были организованы 4 дискуссионные площадки по обсуждению актуальных проблем, связанных с организаций обучения иностранным языкам и философии в аспирантуре, при работе со студентами ФФиПХ и студентами технических направлений.
Реализация концепции гуманитарного института в рамках ИГХТУ была обсуждена в рамках форсайт-секции «Концепция гуманитарного института: коммуникация, кооперация, креативность, эмоциональный интеллект» (модераторы: О. Масленникова, Д. Самотовинский, А. Макарова). Большое число участников этой секции (руководство вуза, представители гуманитарных, выпускающих, общепрофессиональных кафедр) и активные дебаты стали отражением не только особой актуальности этой проблемы, но и необходимости ее широкого и всестороннего обсуждения и детальной проработки. Но общий вывод участников форсайт-секции однозначен: гуманитарному институту в ИГХТУ быть!
Более 20 человек стали участниками секции «Взаимодействие образовательных учреждений с бизнесом и обществом». В ходе работы секции заслушаны доклады Астраханцевой И.А., Гординой Н.Е. об особенностях организации и нормативном регулировании базовых кафедр; Смирновой Н.В., Галиаскарова Э.Г., Константинова Е.С., Смирновой О.П. (ИГХТУ) и Дементьевой Н.А., Быковой Е.О. (Череповецкий химико-технологический колледж) об опыте организации базовых кафедр и интеграции ресурсов учебного заведения и его социальных партнеров. Развитию практико-ориентированного обучения в ИГХТУ всегда уделялось особое внимание, что является своего рода ответом на «вызовы времени». Благодаря сплоченной работе преподавателей нашего университета и сотрудников уже существующих базовых кафедр – Сбербанка, Аквелона, Восточного экспресса, наши студенты получают практические навыки и уже во время обучения работают над серьезными проектами.
Итоги работы конференции подведены 18 февраля на заседании научно-методического совета ИГХТУ, где проректор по учебной работе Н.Р. Кокина еще раз отметила высокий уровень научно-методической работы в нашем университете, актуальность тем, обсуждавшихся на конференции, и активность наших преподавателей во время ее работы.