В ИГХТУ ЗАВЕРШИЛА РАБОТУ XXIX МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ ШКОЛА-КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ
С 21 по 27 апреля в Ивановском государственном химико-технологическом университете проходила XXIX Менделеевская школа-конференция, в которой приняли участие 107 студентов из 36 университетов 24 городов России и Казахстана.
Менделеевская школа-конференция – это финал XXIX Менделеевского конкурса студентов-химиков, посвященного Международному году Периодической таблицы химических элементов.
В этом году авторитетное жюри из 40 докторов и кандидатов наук присудило дипломы первой степени четверым студентам – их получили: Павел Горбатов и Екатерина Митина из Российского технологического университета (МИТХТ), Михаил Кендин из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Кирилл Корженко из Самарского государственного технического университета.
12 участников конкурса получили дипломы второй степени, 15 – дипломы третьей степени. Среди них студенты не только различных московских университетов, но также и Ивановского государственного химико-технологического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Томского государственного университета, Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Новосибирского национального исследовательского университета, Казанского федерального университета и других.
«Будь в тренде!» – так назывался диплом Международного оргкомитета по празднованию Международного года Периодической таблицы химических элементов, который вручила член-корреспондент РАН Юлия Германовна Горбунова, член международного оргкомитета Года Периодической системы элементов. Диплом получили Павел Бочаров, студент Ивановского государственного химико-технологического университета за исследование в области флюоресцентных зондов для транспортных белков крови, а также Елизавета Хабардина, студентка Новосибирского национального исследовательского государственного университета за синтез и исследование РНК, входящих в состав системы CRISPR/Cas9.
На Менделеевской школе-конференции выступили с лекциями известные ученые. Разговор шел о Четвертой промышленной революции, о технологиях создания умных материалов, о биотехнологиях нашего века, о том, как делают открытия. С яркой и патриотичной лекцией о развитии современных пищевых технологий выступил профессор ИГХТУ Сергей Васильевич Макаров. Огромный интерес вызвала лекция доктора физико-математических наук Сергея Николаевича Дмитриева, директора Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Для большинства присутствующих (а это были участники конференции, студенты и преподаватели ИГХТУ, учителя химии ивановских школ) сообщение о запуске в Дубне «Фабрики элементов» стало настоящей сенсацией. Студенты давно уже привыкли к мысли, что крупная наука делается на Западе, что мегаустановки и мегасайенс – это либо европейская, либо американская история. А тут вдруг выяснилось, что мегаустановка, включающая новый мощный ускоритель, на которой работают несколько сотен исследователей, сконструирована и установлена в Лаборатории ядерных реакций (ОИЯИ, Дубна) – в лаборатории, в которой были синтезированы пять элементов (!) таблицы Менделеева, включая 118-й элемент, и в которой сегодня планируют создать элементы №119 и №120.
В этом году основную программу Менделеевской школы-конференции дополнила специальная программа «Элементарно!» для учителей химии и старшеклассников г. Иваново. Блистательный открытый урок «Тайны Таблицы Менделеева» провела в лицее ИГХТУ профессор Анна Алексеевна Карцова из Санкт-Петербургского государственного университета. Профессор Генрих Владимирович Эрлих обсудил с учителями сегодняшние проблемы преподавания химии в школе, рассказал о том, чем современная химия отличается от школьной и как «влюбить» учеников в эту науку. Руководитель программы «Элементарно!» Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», вместе с учителями разработала «Химическое лото», которое показывает, как таблица Менделеева связана с повседневной жизнью каждого из нас. Теперь каждый учитель, участник программы «Элементарно!», проведет в своей школе специальный урок «Химическое лото», посвященный Международному году Периодической таблицы химических элементов.
Менделеевский конкурс организует и проводит некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию» при поддержке университетов, Российской академии наук и технологических компаний. В этом году Менделеевский конкурс проводился при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Спонсорами конференции выступили также компании «СИБУР», «Фосагро», «Хальдор Топсе» и «Сольвекс».
За 29 лет в Менделеевском конкурсе приняли участие более трех тысяч студентов из более чем 100 университетов со всей России и стран СНГ. Многие из них уже стали кандидатами и докторами наук, членами-корреспондентами РАН, руководителями лабораторий и научных подразделений, создателями и руководителями химических промышленных компаний в России и за рубежом.
Гости конференции – и участники, и члены жюри, и приглашенные лекторы – отметили высокий уровень ее организации и выразили искреннюю признательность преподавателям, сотрудникам и студентам Ивановского государственного химико-технологического университета, гостеприимно принявшим участников XXIX Менделеевской школы-конференции на ивановской земле.
Е. Ротина, зам. председателя оргкомитета конференции, директор НП «Содействие химическому и экологическому образованию»
В число победителей XXIX Менделеевского конкурса молодых ученых вошли студенты ИГХТУ (диплом 3 степени): Моршнев Филипп (4 /11), Шагурин Артём (3 /11), Шибаева Валерия (2/117) .
Студентка группы 4/27 Филиппова Екатерина награждена специальным дипломом компании «Фосагро» за высокий уровень и актуальность прикладного исследования.
Дипломом оргкомитета по празднованию Международного года Периодической таблицы химических элементов «Будь в тренде» – за исследования, которые в наибольшей степени соответствуют мировым научным трендам, отмечен Бочаров Павел (3/11).
Всех поздравляем!
В числе участников Менделеевской школы-конференции оказались и знакомые лица. Причем это не только студенты нашего университета, но и гости. Так, Николай Бушков, выпускник химлицея ИГХТУ, ныне – студент 4 курса химфака МГУ им. М.В. Ломоносова, представлявший свое исследование «Оксо/имидный гетерометатезис, катализируемый нанесенным на силикагель имидным комплексом титана» на секции «Органическая, биоорганическая и элементоорганическая химия», не только вышел в финал, но и стал в очередной раз победителем – он награжден Дипломом 2 степени.
Его эксклюзивное интервью для «Химика»:
– Я поступил на химфак МГУ 4 года назад, других вариантов на тот момент особенно не рассматривал. Учусь я в специальной, «академической» группе №9 (идея в том, чтобы как можно раньше привлекать студентов-химиков к работе в лабораториях институтов РАН), на 3 курсе распределился на кафедру органической химии. В целом, мне очень нравится учиться: учиться вообще и учиться тому, что преподаётся на химфаке. Поначалу было тяжеловато (возможно, дело не столько в нагрузке, сколько в непривычной, сильно отличающейся от школьной, системе), сейчас как-то привык.
С первого курса я работаю в Институте элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова (ИНЭОС), в Лаборатории металлоорганических соединений. Область наших исследований лежит на стыке гетерогенного и гомогенного катализа (сразу оговорюсь, что моя научная работа – чистая «фундаменталка» и пока ни о каком промышленном применении речь не идёт). Идея такая: взять гомогенный металлокомплексный катализатор и «прицепить» его ковалентной связью к подложке. Для реакций, изучаемых в нашей лаборатории, это привело к резкому увеличению активности за счёт того, что гомогенный катализатор практически сразу образует неактивные в катализе ассоциаты, а после иммобилизации он теряет такую возможность. Работа, которую я представляю на Менделеевском конкурсе, именно по этой тематике – комплексное соединение титана нанесли на подложку из диоксида кремния, полученный материал охарактеризовали разнообразными методами и выяснили, что он является на данный момент наиболее активным для изучаемого в нашей группе класса реакций. Почему меня привлекла эта область? Потому что здесь пересекаются все области химии – органическая, неорганическая, физическая, химический анализ. К тому же здесь пока ещё непаханое поле возможностей.
Помимо учёбы и науки пробую свои силы также в работе в АПО (Ассоциация победителей олимпиад) – готовлю к олимпиадам школьников. А в целом, не могу назвать себя трудоголиком – по мере сил отдыхаю, гуляю по Москве.
Чем планирую заниматься в будущем? Скорее всего, продолжу научную работу, останусь в аспирантуре в институте. Однако я не хочу закрывать для себя другие варианты – преподавание или работу в химической компании.
Свое мнение о работе XXIX Менделеевской школы-конференции молодых ученых высказал д.х.н. профессор МГУ Г.В. Эрлих:
– Конференция проходит уже в 29-й раз, и мы, члены оргкомитета, стараемся ежегодно отбирать работы как можно более широкой тематической направленности, чтобы наши молодые ученые смогли получить как можно более полное представление о том многообразии исследований в области химии и химической технологии, которые проводятся в различных вузах страны. Причем часто приоритет отдается не столичным вузам, а тем, которые когда-то называли обидным словом «периферийные», но это никак не относится и к глубине, и качеству тех научных работ, которые в них проводятся – это исследования очень достойные, и не случайно многие из них отмечены дипломами и специальными призами. Для молодых ученых, особенно студентов младших курсов, очень важно, что они, приезжая на столь массовый научный форум, имеют возможность увидеть и узнать, какими важными, интересными вещами занимаются другие, какие используются современные методы, какие новые направления интересуют других исследователей. А члены жюри – это опытные, компетентные, известные ученые, с которыми пообщаться – это уже большая удача! И различные лекции, с которыми эти ведущие ученые выступили перед студентами, – это прекрасная школа как для образования и расширения научного кругозора, так и для определения дальнейшего «вектора развития».