«Флаг корабля», перевал в Сибири, роман Франсуазы Саган…
…и все это улыбка. Она и эффективное средство, и грозное оружие, и спасительное лекарство, и универсальный инструмент. В чем секрет? Полагаем, уместно дать лингвокультурный комментарий и раскрыть некоторые секреты функционирования концепта «улыбка» в разных культурах.
Улыбка является универсальным средством невербальной коммуникации во всех лингвокультурах мира. Она необходима для успешного выстраивания отношений между участниками разговора. Улыбка в виде смайлика проникла даже в интернет-пространство и сегодня может быть основным элементом электронной переписки.
Главный секрет улыбки в том, что она «не имеет национальности» и понятна всем. Улыбка может выражать очень широкий спектр эмоций. В «Словаре сочетаемости слов русского языка» под редакцией П.Н. Денисова, В. В. Морковкина представлено более 30 определений улыбки, например: счастливая, загадочная, ласковая, застенчивая, серьезная, презрительная, кислая, грустная, искренняя. Кроме того, улыбка может выражать намерения, предложения, а также отношение к происходящему или даже состояние души и здоровья: приглашающая улыбка, нездоровая улыбка, детская улыбка, улыбка ангела.
Информация из этимологического словаря может вас расстроить. В словаре М. Фасмера слово «улыбка» имеет корень -лыб- и сближается по происхождению со словом лоб (др. русск. лъбъ – «череп»). Получается, что улыбка у славян означала проявление оскала, как у черепа, и имела отрицательное значение. Почему тогда в современности улыбка воспринимается нами положительно?
В православной традиции улыбка была и есть проявление добра, светлого смеха, веселья. Улыбка символизирует свет, чистоту и милосердие, в отличие от «лыбы» – оскала, смеха темного, злого, проявления бесовского. Улыбка в русском понимании всегда должна быть осмысленной и ненавязчивой. Нередко можно услышать порицательное «Что лыбишься?» в адрес человека, широко улыбающегося без видимой причины.
С.Г. Тер-Минасова в пособии «Язык и межкультурная коммуникация» выделяет три вида улыбки: формальную, коммерческую, искреннюю. Наше коммуникативное поведение и выбор вида улыбки зависит от ситуации, в которой мы находимся.
Формальная улыбка – чаще всего улыбка из вежливости. На Западе – это форма приветствия незнакомых людей, на Востоке – демонстрация вежливости в бизнес-сфере.
Коммерческая улыбка используется для того, чтобы расположить к себе потенциального клиента, ее можно увидеть у сотрудников банков, гостиниц, ресторанов. Коммерческие корни имеет и так называемая «голливудская улыбка», рассчитанная на эффектное появление в кадре и оправдание высоких гонораров. В русской культуре такая улыбка оценивается неодобрительно, о чем говорят некоторые разговорные фразеологизмы (торговать лицом, скалить зубы, напялить улыбку).
Сегодня улыбка все чаще становится маской, инструментом налаживания деловых контактов. Но, может быть, это и не так плохо? Умение правильно использовать улыбку является одним из проявлений высокого эмоционального интеллекта («EQ»), который сегодня ценится не менее, чем когнитивный интеллект («IQ»).
Русскому коммуникативному поведению характерна улыбка искренняя, то есть улыбка, выражающая неподдельную эмоцию. Возможно, поэтому русский человек традиционно не разбрасывается улыбками, а делится ими (известны фразеологизмы «подарить улыбку», «поделиться / одарить / осчастливить улыбкой»).
Пусть в вашей жизни будет больше поводов для искренней улыбки, потому что искренность в общении – это проявление духовного интеллекта («SQ»).