На безымянной высоте
2 февраля – День воинской славы России. В этот день в 1943 году полным разгромом многотысячной группировки фашистских войск завершилась Сталинградская битва – одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. Сегодня в продолжение публикаций о преподавателях военной кафедры ИХТИ, фронтовиках, кадровых военных мы публикуем воспоминания участника Сталинградской битвы, полковника Павла Арсентьевича Коршунова, хранящиеся в музее ИГХТУ.
П.А. Коршунов родился 12 июля 1916 года в Кировской области в трудовой семье. Окончив среднюю школу, обучался в химико-технологическом техникуме и, отслужив в рядах Красной Армии срочную службу, в 1939 году поступил учиться в Московскую военную академию химической защиты им. К.Е. Ворошилова. Занятия в Академии были прерваны войной. Отучившись по сокращенной программе 6-месячной подготовки начальников химической службы (НХС) частей и соединений, П.А. Коршунов получил назначение в Действующую армию на должность НХС 13-й воздушно-десантной бригады 6-го воздушно-десантного корпуса. Вот что писал П.А. Коршунов в своих военных воспоминаниях.
«В грозное для Родины время, летом 1942 года, когда создалась реальная угроза выхода немецких войск к Сталинграду в результате прорыва нашей обороны в излучине Дона, Ставка решает направить наш корпус на Сталинградский фронт. Как начальник химической службы я занимался многочисленными вопросами противохимической защиты полка, в том числе и постановкой маскирующих и ложных дымовых завес. С инженером полка ставили минно-бутылочные поля на танкоопасных участках наступления (как противотанковое средство) и обеспечивали строительство полевых убежищ (газоубежищ). Химическая служба обеспечивала подготовку истребителей танков зажигательными бутылками и применение ампулометов (ампула – жестяной или стеклянный шар емкостью 1 литр, заполненный зажигательной смесью). Корпус был реорганизован в 40-ю стрелковую дивизию. Перед отправкой на фронт десантники дали гвардейскую клятву.
В начале августа мы выехали на фронт. 13 августа – первое боевое крещение. Во время выгрузки на ст. Луговская
(в 100–110 км северо-западнее Сталинграда) эшелон подвергся авианалету. Было сброшено несколько фугасных бомб. Десять вагонов было разбито. Первые убитые и раненые… После выгрузки дивизия получила задачу: форсированным маршем выйти к излучине Дона, переправиться на правый берег и на участке Ново-Григорьевская-Сиротинская задержать продвижение противника, не дать ему возможность здесь форсировать Дон и выйти к Волге. Переправа через Дон проходила под авиационным огнем. Только переправились, а навстречу идут наши войска (как позднее узнали, это были отступающие части). Через два-три часа завязался бой с наступающим противником. Бой шел непрерывно. Яростные атаки гитлеровцев не прекращались. Гвардейцы в первых же боях проявили мужество и отвагу. С волнением вспоминаю боевые эпизоды, очевидцем которых мне довелось быть. Вот один из них.
Упорные бои завязались за господствующие здесь две высоты 146,6 и 180,9. Нужно было закрепиться, овладеть ими и удержать. В ночь на 21 августа 1942 года взводу мл. лейтенанта В. Кочеткова было приказано занять высоту 146,6 у хутора Дубового и удержать ее до подхода подкрепления. Высоту взвод занял. Сначала взвод четыре раза безуспешно атаковала пехота противника. Потом гитлеровцы бросили на него роту автоматчиков. Но и эта атака была отбита. На рассвете следующего дня против небольшой группы воинов было брошено 12 танков. Неравный бой продолжался несколько часов. Когда были израсходованы все боеприпасы, и в живых осталось только четверо, рядовые М.Степаненко, В. Чирков, М. Шуктомов со связками гранат бросились под вражеские танки. Вечером подошло подкрепление. На склоне высоты горело 6 подбитых танков. Тяжелораненый Кочетков успел рассказать о подвиге своих товарищей. Все они погибли, но, верные своему долгу, не отступили ни на шаг. Вскоре об этом подвиге гвардейцев узнал весь Сталинградский фронт.
После активных оборонительных боев на подступах к Сталинграду дивизия принимает участие в контрнаступлении, а затем в боях с подходящими частями на внешнем кольце окружения группировки. Вспоминается ночь на 1 января 1943 года, когда стремительной ночной атакой был занят опорный пункт ст. Обливская. Здесь мы встретили Новый 1943 год. По завершению Сталинградской битвы наша дивизия направляется на освобождение Донбасса. Жаркие и решающие бои развернулись на Миус-фронте, так немцами назывался укрепленный район с четырьмя рубежами обороны с передним краем по р. Миус, в центре которого находилась господствующая высота 277 – «Саур-могила», которую гитлеровцы превратили в настоящую крепость. После мощной артподготовки оборона была прорвана. В этом бою 20 августа я был ранен (пулевое ранение в плечо и лицо). После ранения находился на излечении в эвакогоспитале и госпитале в Ростове-на-Дону. После возвращения из госпиталя я был отозван в Москву для продолжения прерванной учебы в Академии.
Об окончании войны узнал на рассвете 9 мая в общежитии. Встали под общий гул, возгласы: «Закончилась война!». Пошли на Красную площадь. Москва ликовала. А через полтора месяца, 24 июня, мне была оказана высокая честь – участвовать в Параде Победы. За участие в боевых действиях имею награды: Орден Красной Звезды и медали, среди которых «За оборону Сталинграда», две медали «За отвагу» и другие.
Сейчас на высоте 277 воздвигнут величайший монумент воинам, павшим при освобождении Донбасса. Жители Донбасса ежегодно отмечают здесь День Победы. В таких торжествах мне довелось принять участие 9 мая 1972 года, когда я был приглашен на встречу ветеранов 40-й гвардейской стрелковой дивизии. Встреча проходила в станицах Сиротинской и Ново-Григорьевской – на месте боев. Какая это была волнующая и незабываемая встреча! Ветераны с сединой в волосах не стыдились слез, это были слезы радости и слезы по погибшим товарищам…»
После окончания Академии П.А. Коршунов был направлен на службу в Закавказский военный округ, а с 1953 года в течение 30 лет преподавал на военной кафедре Ивановского химико-технологического института. Тысячи выпускников ИХТИ, получивших звание «лейтенант», с благодарностью вспоминают Павла Арсентьевича Коршунова – он передавал им свои академические знания военной специальности, практические навыки, воспитывал личным примером.
М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ