УБЕЖДАТЬ ИЛИ ПРИНУЖДАТЬ?

“khimik” 6(1849) 2006 Table of Contents

Размышления за «круглым столом»

15 марта в конференц-зале ИГХТУ, пожалуй, впервые в истории нашего вуза был организован «круглый стол» на тему «Университет – наш общий дом». Сам «формат» подобных мероприятий предполагает живую, не стеснённую никакими «протокольными» условностями дискуссию по самым животрепещущим проблемам. Любой человек, будь то студент, преподаватель, декан или ректор, здесь может свободно высказывать свою точку зрения без боязни быть «неправильно понятым».

Не стала исключением и наша встреча, тем более, что для обсуждения были предложены вопросы, касающиеся любого студента, преподавателя или сотрудника. Что необходимо сделать для развития той высокой корпоративной культуры, которая традиционно отличала Химтех от многих других вузов? Каким образом сформировать в нашем вузе благоприятный психологический климат? Как сделать студентов воспитанными, а университет – чистым? По этим и многим другим вопросам разгорелась оживлённая дискуссия, высказывались порой диаметрально противоположные точки зрения.

Однако характерно, что все без исключения участники нашей встречи всегда с уважением относились к мнению своих оппонентов и были готовы пойти навстречу друг другу. А ведь истина, как известно, рождается именно в споре! И просто замечательно, что эта интеллектуальная традиция, восходящая своими корнями к философским беседам Сократа и диспутам в стенах средневековых университетов, входит в жизнь нашего вуза.

Если же хотя бы условно суммировать всё многообразие точек зрения участников нашего «круглого стола», то они тяготеют к двум «полюсам»: от применения жёстких административных мер (например, системы денежных штрафов за упо-требление ненормативной лексики в стенах вуза) до воспитания высокой культуры поведения исключительно путём создания такой внешней среды, в которой человек просто не может не быть воспитанным (чистота в коридорах и в аудиториях, новая, удобная мебель, например, парты, на которых рука не поднимается делать какие-то надписи и т.д.). Думается, что истину в этом споре следует искать где-то посредине между этими двумя полюсами.

Действительно, изучая основные закономерности поведения человека, психологи пришли к выводу о том, что оно зависит как от внешней, так и от внутренней мотивации наших поступков. Разумеется, внутренняя мотивация является более действенным стимулом, чем внешняя (например, я не пишу на парте не потому, что за это последует наказание, а потому, что это противоречит привычным для меня нормам поведения). Однако (об этом шла речь, например, в выступлении ректора ИГХТУ О.И. Койфмана), наказание (т.е. внешняя мотивация) иногда также должно играть свою стимулирующую роль.

Да, студенты нашего вуза живут не в вакууме. На процесс формирования их личности оказывает влияние не только среда нашего вуза. И воздействие «внешнего мира» далеко не всегда играет позитивную роль (особенно если учитывать стиль поведения, усиленно тиражируемый посредством современной массовой культуры). Вот и получается, что, например, выпускник
школы приходит в наш вуз, будучи искренне убеждённым в том, что ненормативная лексика является нормой повседневного общения, признаком демократизма стиля поведения.

В таких случаях действительно необходимо не только убеждать, но и принуждать. Однако принуждение должно лишь дополнять убеждение. Например, изучая русский язык и культуру речи, психологию и педагогику, посещая психологические консультации и тренинги, студенты с удивлением узнают о том, что нецензурная брань является признаком вовсе не демократизма, а закомплексованности говорящего. Думается, что многие молодые люди и девушки после этого пересмотрят своё отношение к ставшей привычной для них «ненормативной норме» речевого общения.

Что же касается наказания, то думается, что более действенным его способом являются меры не административного, а морального воздействия. Например, студенческое правительство предложило запечатлеть на фотоплёнку жизнь студентов без прикрас (кстати, подобный проект «Слабое звено» уже реализован в отношении студентов, которые недобросовестно относятся к учёбе). Думается, что многие ребята, посмотрев на себя «со стороны», могли бы задуматься о культуре поведения.

Так или иначе, «круглый стол» заставил о многом поразмышлять и призадуматься. А это значит, что он удался! Хотелось бы сказать огромное спасибо его организаторам – студенческому правительству, а также ректорату ИГХТУ за помощь и поддержку в его проведении. Очень бы хотелось, чтобы такие встречи стали в нашем университете традиционными.