"Его глаза и сегодня смотрят на нас..."
Знакомство с Константином Соломоновичем Красновым у меня, как и у многих, состоялось в студенческие годы, на 3-м курсе, когда начиналось изучение одной из самых сложных дисциплин - физической химии. Правильная речь, свободное владение материалом, интеллигентные манеры, высокое человеческое достоинство, уважительное отношение к студентам не могли не вызывать мгновенно возникающие чувства почтения и обожания. Многие студенты, приехавшие из маленьких городков и поселков, впервые встречали столь обходительное отношение Педагога к ученику, столь галантное отношение к девушкам. Обращение к каждому на "Вы" и по имени-отчеству было для многих непривычным. В то же время, Константин Соломонович был весьма строгим преподавателем, нетерпимым к лодырям. Он неизменно проявлял мужскую твердость на экзаменах, когда его пытались разжалобить нерадивые студенты. Но на "двойки от Краснова" никогда обид не было - каждому воздавалось по справедливости.
На лабораторных занятиях я, по везению, оказался в той подгруппе, которую вел сам Константин Соломонович. Помимо глубокого погружения в мир физической химии, это было необыкновенно интересное человеческое общение. Он очень любил рассказывать о своих лучших учениках, среди которых всегда выделял А.И. Максимова как "первого среди равных".
Константин Соломонович большое значение придавал работе организованного им научного кружка, куда он приглашал студентов, которые, по его мнению, имели способности для занятия научной работой. Мне было очень приятно, что меня пригласили в этот кружок вместе с моими талантливыми и по-своему одаренными друзьями - Александром Нищенковым и Валерием Слизневым. На меня же Константин Соломонович обратил внимание после того, как ознакомился с выводами отчетов по лабораторным работам. Он придавал этому большое значение (как, кстати, теперь делаю и я в своей педагогической практике). Более того, мне было очень приятно (хотя я и испытал сильное чувство смущения), когда он вслух перед группой зачитал мои выводы к одной из работ, обратив внимание на четкость мысли и строгость логических построений.
На занятиях научного кружка мы познакомились с его любимыми "первенцами": Г.В. Гиричевым, Н.И. Гиричевой, Л.С. Кудиным, И.С. Готкисом, В.Г. Соломоником, Е.М. Старовойтовым. Константин Соломонович всегда говорил о них в превосходной степени, восхищался их индивидуальностями и талантом. Сам он, честно сказать, был плохо приспособлен к "работе руками" и потому с особым восторгом рассказывал нам о том, какие сложные экспериментальные установки были собраны руками Г.В. Гиричева, Л.С. Кудина, Е.М. Старовойтова. Эти молодые ученые представляли на кружке свои научные направления и проводили с нами ознакомительные занятия. Они часто приходили помогать Константину Соломоновичу принимать семестровые экзамены. Сам он вел обстоятельные беседы с экзаменуемыми, поэтому ему сложно было закончить экзамен в установленное время. И вот тогда же мы впервые на практике познали студенческую мудрость: "Не дай вам Бог попасть к начинающему амбициозному преподавателю". Общее мнение всей нашей группы было таково - помощники Краснова измучают вопросами не по программе, сделают из тебя полного дурака и... поставят отличную оценку. Я считаю, что общий результат экзаменов по физхимии нашей студенческой группы у САМОГО КРАСНОВА - 19 оценок "отлично" - говорил, прежде всего, об отношении студентов к личности Педагога.
В конце обучения на 3-м курсе Константин Соломонович пригласил меня заниматься научной работой в лаборатории масс-спектрометрии, и я радостно приглашение принял. Это событие предопределило всю мою дальнейшую судьбу, крепко связав ее с alma mater. Началась работа в проблемной лаборатории, защита диссертации под его руководством, первые шаги на педагогическом поприще. Я помню, как сильно волновался, когда он вместе с другими преподавателями кафедры посещал мои первые лекции, и как была приятна его короткая оценка: "У Вас, Миша, несомненный педагогический талант, Вы - прирожденный лектор".
Общение с Константином Соломоновичем всегда оставляло сильные впечатления, каждый раз он мог удивить своими обширными знаниями, доставить удовольствие своей доброжелательностью. Он никогда не отзывался о людях плохо. Он как будто отметал для себя человеческие недостатки и старался видеть в людях только хорошее. По-моему, это - одно из главных его человеческих качеств. А как он любил проводить время в простой человеческой беседе! Он всегда с радостью принимал участие в "посиделках" в нашей лаборатории, особенно в последние годы жизни. Он очень ценил то внимание и заботу, которой он был у нас окружен, во многом, благодаря стараниям Г.Г. Бурдуковской. Мы всегда имели в запасе его любимый кагор, наслаждались его рассказами о далекой одесской молодости, о становлении руководимой им лаборатории, о его многочисленных друзьях и знакомцах. Он запомнился своей уютной манерой пить чай, обнимая обеими руками стакан в подстаканнике. Остались в памяти его необыкновенные, умные глаза, в которых необъяснимым образом сочетались грусть и ирония. Эти глаза и теперь каждый день оценивающе смотрят на нас с его портрета.