Послесловие к конференции "Учебный процесс глазами студентов"

“khimik” 12(1957) 2009 Table of Contents

Принято считать, что учебный процесс организуется "сверху": преподавателями, профессорами, ректором и никакой студент не может повлиять на процесс создания и коррекции учебного плана. Но студент ИГХТУ - необычный студент! Уже который год ему предоставляется шанс улучшить свою собственную жизнь, жизнь соседа и товарища по группе и даже... работу преподавателя. Для этого надо лишь поучаствовать в традиционной весенней конференции "Учебный процесс глазами студента".

В этом году конференция называлась "Учебный процесс глазами первокурсника", но организаторы, члены студенческого правительства, не ограничили свободу и право старшекурсников, и в этот день любой желающий мог высказать свое мнение на эту актуальную проблему.

Начало положил доклад Алексея Кукушкина (гр. 4/35) по итогам традиционного анкетирования студентов первого курса. Затем первокурсники смогли узнать о преимуществах научной деятельности в ИГХТУ, ведь в нашем университете есть многое, чтобы помочь заинтересованным проявить свой потенциал. А доказал это Юрий Жабанов (гр. 4/9) - автор доклада "Научная работа как вид самостоятельной работы студентов". Роль микроклимата в студенческой группе, его влияние на успеваемость проанализировал Александр Рыбаков, староста гр. 2/42. Председатель СП Мария Турыгина подробно рассказала, как выполнялись решения конференции 2008 года, что было сделано руководством вуза и самими студентами для улучшения учебной и научной работы, жизни студентов:

- Мы видим те положительные изменения, которые происходят в университете и радуемся, что наш ИГХТУ регулярно развивается, несмотря на кризисное время. Но, как известно, идеального ничего не бывает, поэтому нам всем (а больших успехов мы добьемся только вместе!) есть куда стремиться. Так, в период развития всевозможных инновационных технологий, наш университет ведет серьезную деятельность в развитии компьютерных и мультимедийных технологий (за прошедший год было оборудовано 2 новых дисплейного класса, увеличилось количество электронных учебных ресурсов).

Мы ежегодно проводим конкурс "Любимый преподаватель" и убедились, что в нашем университете студентов обучают высококвалифицированные педагоги. Поэтому студенты предложили проведение круглых столов с преподавателями - победителями этого конкурса.

Стоит отметить и колоссальную работу в общежитиях: были отремонтированы души, кухни, туалеты, поставлены новые газовые плиты. И это в период кризиса! Сделано, конечно, не всё, но мы ценим проведенную работу и понимаем, каких трудов это стоит.

После основной части конференции произошла "мобилизация" всех пришедших в этот день студентов. Разбившись на 4 группы, студенты ИГХТУ обсуждали злободневные вопросы обучения в нашем университете и российского образования в целом. Каждая из групп, благодаря модераторам, членам студенческого правительства, смогла обсудить темы: "Эффективность использования студентами времени, отведенного на самостоятельную работу", "Эффективность отдельных видов занятий", "Влияние микроклимата в группе на результаты учебы", "Условия проживания в общежитии как фактор, влияющий на успеваемость". Это обсуждение проходило в режиме прямого собеседования (здесь особая ответственность легла на проводивших его членов СП - А.Борисову, А. Рыбакова, З. Бабушкину, М. Турыгину, К. Клюшкина, А. Кукушкина, А. Погонина, Ю. Жабанова), благодаря чему организаторы могли свободно общаться с первокурсниками и почувствовать их "мироощущение" в вузе, выявить наиболее актуальные и острые проблемы и помочь в их решении.

Как выяснилось, основной проблемой сейчас является проблема адаптации, привыкания первокурсников к новой для себя среде. Придя на первый курс, студенты часто чувствуют себя незащищенными, и им очень важно знать, что есть люди, которые смогут помочь словом и делом. Студенты-первокурсники часто просто не понимают, что и как нужно делать, если возникли проблемы в ходе учебного процесса, и именно в этот момент им на помощь должен придти куратор.

Студенты говорили о не всегда эффективной самостоятельной работе. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер и иметь четкую и ясную формулировку цели. Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы или не определив задачи, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе её выполнения многократно возвращаться к началу или консультироваться с преподавателем. Время тратится нерационально, эффективность самостоятельной работы снижается.

Студенты высказали ряд предложений, направленных на улучшение учебного процесса. Так, по мнению студентов, для повышения качества преподавания необходимо изменить методику изучения дисциплин, активнее внедрять современные технологии в учебный процесс для того, чтобы разнообразить его и повысить заинтересованность и участие студентов в нем.

Положительно отзываются студенты о новой странице "Образование", созданной на сайте университета. Здесь каждый может ознакомиться с организацией учебного процесса, его графиками, учебными планами, основными документами, регламентирующими процесс обучения студента в вузе. Но хотелось бы, чтобы в рамках этой страницы был специальный "студенческий форум", где можно вести учет посещаемости данной страницы сайта и высказать свое мнение по многим вопросам обучения.

Пожалуй, хорошо, что у нас есть еще вещи, которые надо исправлять, ведь если не к чему стремиться, если нет стимула развиваться, то и насыщенной, интересной жизни не получишь! Что же? Давайте все вместе развиваться, учиться, совершенствоваться!!!