Он называет себя «ИХТИозавром»…
Юрий Павлович Хранилов, кандидат технических наук, профессор Вятского государственного университета, окончил Ивановский химико-технологический институт по специальности ТЭП в 1960 году. В сентябре прошлого года Юрий Павлович посетил ИГХТУ в честь юбилейной даты - 50-летия окончания ИХТИ и принял участие в торжествах, посвященных 80-летию вуза. Юрий Павлович автор не только научных изданий. Он подарил вузу две свои книги, в которых раскрылся его талант историка, публициста, поэта.
Как не восхититься его юмористическо-поэтическим даром, читая такое новогоднее поздравление:
Любого химика вы спрОсите:
«Where is the KOIFMoArN UNIVEuRhSITiY?»
И химик вам провозгласит:
«Ivanovo, at Engels Street!»
По просьбе музея ИГХТУ Ю.П. Хранилов написал воспоминания о годах учебы в ИХТИ. Написанные эскизно, простые, яркие, искренние, они вызывают неподдельный интерес читателя, передают неповторимую атмосферу далекого времени, знакомят нас со студенческой жизнью конца 50-х годов прошлого века.
Начало
«Спасибо, дорогая alma mater»,
За то, что обозначила фарватер»
Ю.Хранилов
На специальность «Технология электрохимических производств» (ТЭП) я решил поступать достаточно осознанно. Ещё в 9 классе проводил дома небольшие химические опыты. Тогда (в 1954 г.) в нашем доме дали газ. В популярной литературе я вычитал, что каждый день в мире открывается 25 тысяч новых органических соединений. Я почему-то решил, что никто не пытался провести реакцию между пластилином и марганцовкой. Купил в магазине наглядных пособий (был тогда в Иванове такой) пробирку, поместил туда кусок пластилина, насыпал щепотку перманганата калия, зажал пробирку в бельевой прищепке и стал нагревать на газе. У меня хватило ума не заглядывать в пробирку сверху (что в ней происходит), а направить отверстие пробирки в сторону от глаз. И вот неожиданно реакционная смесь закипает и выплёскивается в потолок. Тогда я раз и навсегда решил, что органическая химия – не для меня. Решил заняться более спокойными экспериментами. Купил U-образную трубку, залил в неё раствор поваренной соли, вставил в оба колена по графитовому стержню, подсоединил к ним 4,5-вольтовую батарейку для карманного фонаря. На обоих электродах началось выделение газов, причём один из них обладал резким специфичным запахом (это был, как вы догадываетесь, хлор). После такого удачного опыта мой отец организовал мне встречу с доцентом кафедры ТЭП ИХТИ В.Л. Киселёвой. Вера Леонидовна рассказала мне немало интересного об электрохимии, что окончательно укрепило мой выбор специальности.
Воспоминания о годах учёбы в ИХТИ (1955 – 1960 гг.) будут носить фрагментарный характер, поскольку память человеческая избирательна и сохраняет, как правило, нестандартные ситуации. Начну с первого курса. В сентябре, естественно, нас послали в колхоз. Наша группа оказалась в деревне на берегу Волги. И в первый же день после приезда приходит бригадир и просит выделить четверых ребят для… похорон утопленника. Я попал в эту четвёрку. Был жаркий сентябрь, труп уже неделю лежал на песке у воды и начал разлагаться. До нас приезжал следователь, отсёк одну из ладоней для дактилоскопии. Говорили, что утопленник (судя по татуировке) уголовник и что его, вероятно, столкнули с баржи, после чего труп прибило к берегу. Никто в колхозе не хотел им заниматься. Бригадир нам сказал, что по санитарным нормам глубина могилы должна быть не менее метр сорок, выдал лопаты и ушёл. Мы первым делом наметили место для могилы. Решили, что негоже хоронить прямо на отмели – в весеннее половодье могилу может размыть. Стали рыть могилу наверху. А как занести наверх утопленника? К нему из-за невыносимого трупного запаха подойти было нельзя. Срубили берёзу, с помощью лопат (задерживая дыхание) переместили труп на лежащее дерево и аккуратно, медленно поволокли берёзу с грузом наверх и затем в яму для могилы. За эту нестандартную работу мы просили у бригадира начислить нам по 4 трудодня; в конечном итоге он оценил её по полтора трудодня каждому.
Прошёл первый семестр, наступило время зимней сессии. Во время учёбы у меня были пропуски занятий по болезни. Часть вопросов по начертательной геометрии учил не по лекциям, а по учебнику. Помню, как Бирин, принимая экзамен, с удивлением слушал, как я отвечаю материал не по его лекциям. Но не сказал ни слова и поставил пятёрку. Справедливый был преподаватель! Ведь не секрет, что существуют и такие вузовские преподаватели, которые требуют ответ строго по прочитанным лекциям.
На экзамене по неорганической химии в первую сессию получил «щелчок по носу» – пришёл без зачётки, и мне не разрешили брать билет. Пришлось идти домой (благо это 5 минут ходьбы до института), и за это время, как я потом говорил, «все хорошие билеты разобрали». Урок был на всю жизнь. Сорок четвёртый год работаю в вузе и уже сам не принимаю экзамены без зачётной книжки. Правда, предупреждаю об этом на консультации...
(Продолжение следует)