КТО ТУТ САМЫЙ ГРАМОТНЫЙ?

“khimik” 5(2012) 2011 Table of Contents

21 февраля в нашем университете состоялась викторина «Самый грамотный студент». Соревнование было организовано кафедрой русского языка в рамках мероприятий, посвященных празднованию Международного дня родного языка, провозглашенного ЮНЕСКО в 2000 году.

Две интернациональные команды, в составе которых – иностранные студенты и учащиеся химического лицея, соревновались в трёх номинациях: «Грамотность», «Современные коммуникации» и «Устная речь».

Задания первой части конкурса, как и следует из её названия, были направлены на выявление уровня лингвистической компетенции участников: знание этимологии, фонетики, грамматики русского языка. Обе команды блестяще справились с непростыми заданиями.

В номинации «Современные коммуникации» команды составляли грамотные SMS-сообщения, в которых должно было быть выражено не менее двух мыслей. Максимальный объём текста сообщения не должен был превышать 90 знаков, причем, чем меньше текст, тем больше баллов получала команда.

В третьем конкурсе, названном «Устная речь», каждая команда готовила эссе на тему «Моё видение проблем современного русского языка». Очень интересно и убедительно излагала свою точку зрения Юлия Сергеева – она и стала победительницей в этой номинации. По мнению Юли, одной из проблем языка является его засорение. Всё чаще мы замещаем слова междометиями и нелитературными элементами. Словарь современного человека сегодня значительно сокращается. Вероятно, с этой проблемой может справиться только сам человек, контролируя и оберегая свою речь, не обедняя и не засоряя её. Об этом же говорила и студентка из Нигерии Нина Иалва Шарлин. Она отметила, что красивый и богатый русский язык очень страдает от обилия сленговых слов и сквернословия.

Оценивало творчество команд компетентное жюри: Н.В. Суязова – методист городского методического центра, М.Е. Торшинин – и.о.декана интердеканата, Е.А. Масловская – директор центра довузовского обучения и профориентации, Т.К. Кирсанова – заместитель директора информационного центра, О.Н. Масленникова – доцент кафедры истории и культурологи.

Пока участники выполняли задания, зрители тоже не скучали – их ожидал поэтический «турнир» болельщиков.

Очень порадовала слаженная и конструктивная работа команд, доброжелательность зрителей и жюри. Следует отметить атмосферу дружбы и взаимопонимания, в которой проходил конкурс, психологическую готовность к построению диалога, интерес к культуре других стран.

Попробуйте и вы проверить свои знания, ответив на некоторые из заданий конкурса.

1. О каких знаках препинания идет речь: «отдохновение», «удивный знак», «полуточие», «долгое отдохновение», «молчанка» или «пресекательный знак»?

Ответ: Запятая – «отдохновение», восклицательный знак – «удивный знак», точка с запятой – «полуточие», двоеточие – «долгое отдохновение», тире – «молчанка» или «пресекательный знак».

2. Чем лесоруб отличается от дровосека?

Ответ: Слова «лесоруб» и «дровосек» различаются своим происхождением, а конкретнее – внутренней формой. «Лесоруб» образовано от «рубить лес», а «дровосек» – от «сечь дрова». Тем не менее, в современном языке эти слова синонимичны (дровосек – это тот, чья профессия – валить деревья). Но между лесорубом и дровосеком есть стилистическая разница. Второе устаревает, а первое – вполне современное.

3. Изба – крестьянский жилой деревянный дом. Какую избу называли красной, белой, черной?

Ответ: Красной называли избу с большим переплетенным окном; белой – ту, в которой печь с трубой, дым выходит на улицу и потому внутри нет копоти; а черной или курной – избу без трубы.