Он называет себя ИХТИозавром
Окончание. Начало в № 2 и 3.
Учеба. Практика. Диплом.
Считаю, что в ИХТИ была неплохо организована производственная практика. После 3 курса меня послали на общеинженерную практику на Заволжский химзавод. Там нам приходилось делать замеры и эскизы аппаратов, отражать в них штуцера, фланцы и другие существенные узлы и детали. После 4 курса мне в числе 13 парней (желающих было больше) посчастливилось попасть на технологическую практику в Запорожье на Днепровский алюминиевый завод (ДАЗ). Помимо изучения производства алюминия и кремния на ДАЗе мы, благодаря руководителям практики от ИХТИ Алексею Константиновичу Кривцову и Людмиле Ивановне Филипповой, смогли побывать на экскурсии на Запорожском титано-магниевом комбинате (и ознакомиться с производством магния и титана) и металлургическом заводе «Запорожсталь», где впервые в жизни повидали домны, мартеновские печи (в момент выплавки стали), прокатные станы, а также установку непрерывного гальванического оловянирования жести. На оплачиваемые рабочие места тогда студентов не ставили. Однако я упросил заводчан выдать мне суконную спецодежду и разрешить бесплатно поработать несколько часов у электротермической печи выплавки кремния. Мне это было интересно, поскольку тема моего курсового проекта – «Производство кремния электротермическим способом». Работа же заключалась в том, что время от времени надо было 6-метровой деревянной жердиной прокалывать корку застывшего расплава и в образовавшееся отверстие широкой совковой лопатой забрасывать шихту – смесь кварцита, древесного угля и нефтекокса. Здесь уместно отметить, что температура в печи была выше температуры плавления кремния (1417 0С).
Методичек для курсового проектирования по кремнию не было, и я ознакомился со всеми технологическими процессами и собрал необходимую информацию по расходным нормам материалов и их неизбежным потерям. В итоге сам предложил методику части расчётов и выполнил курсовой. В графическую часть его входили технологическая схема и чертеж печи. На втором чертеже я изобразил также трубу для отвода газообразных продуктов реакции. Вот к ней-то на защите прицепился Алексей Матвеевич Агапов. «Это что такое?». «Дымовая труба», – объясняю я. «Из чего она сделана?». «Как из чего – из стали». «Тебе надо Ленинскую премию дать!» – резюмировал Агапов. Мне стало как-то неуютно – работал, вкалывал, проявлял самостоятельность, а что-то не так. Оказалось, стальную трубу (в отличие от кирпичной) положено закреплять металлическими тросами. Сейчас, если в отчётах по лабораторным работам студент допускает фантастическую чушь, я «выдаю» «Нобелевские премии» (например, когда изготовленный студентом махонький источник тока отдаёт якобы мощность 30 киловатт – вместо реальных 30 милливатт).
Ещё о практике в Запорожье. Стипендию нам из ИХТИ должны были послать на почту, до востребования. Всем выслали, а троим, в том числе и мне, нет. Время возвращаться в Иваново, денег на дорогу нет, а тревожить родителей не хотелось. Тогда мы пошли и сдали кровь. Этих денег хватило не только на железнодорожный билет Запорожье – Иваново, но и на прощальную бутылку вина (одну на троих). В конечном итоге выяснилось, что стипендию институт нам в Запорожье выслал, но с опозданием. Потом её вернули в ИХТИ.
Во время учёбы почти на всех курсах я немного занимался научной работой. Сначала это был реферат о работах Н.С. Курнакова по физико-химическому анализу, потом участие в постановке новой лабораторной работы на кафедре аналитической химии и в экспериментах по измерению электропроводности на кафедре физхимии. А на 5 курсе Вера Леонидовна Киселёва предложила выполнить исследовательский диплом по влиянию одного из ПАВ на качество покрытия при оловянировании. При выполнении дипломной работы с Верой Леонидовной общался всего раза три – в начале, когда намечали подробный план исследований, в середине, при обсуждении промежуточных результатов, и перед защитой. Причин тому несколько. Во-первых, руководитель дала выигрышную тему и была уверена, что работа даст положительный результат. Во-вторых, по техническим вопросам (рабочее место, химикаты, приборы и др.) надо было обращаться к старшему лаборанту В.А. Рябиковой и все вопросы решать с ней. И, наконец, в те годы студенты были достаточно самостоятельны и не докучали шефу по мелочам. Помню, например, что надо было сделать фотографии микроструктур осадков олова. На кафедре был металлографический микроскоп, благодаря которому эта работа была выполнена. А с фотоделом я был знаком с 6 класса. Когда на защите диплома член ГЭК, преподаватель с кафедры экономики, спросил, кто делал фотографии, я удивился вопросу и даже обиделся: «Конечно, сам». При последней беседе с Верой Леонидовной, накануне защиты, я выразил опасение, что получилась маленькая по объёму записка, на что Вера Леонидовна сразу же ответила: «А Вы думаете, интересно читать толстые дипломы?».
Вот так завершилась учёба в ИХТИ. Но дипломы нам сразу не выдали. Впереди были военные лагеря (в то время в ИХТИ была военная кафедра и парни получали звание младшего лейтенанта). Лагерные сборы проходили в воинской части, расположенной на берегу Оки. По возвращении в институт свои дипломы мы получали в маленьком окошечке в отделе кадров, без всякой торжественности, как это принято сейчас.
Ю. Хранилов
Мы закончили публикацию воспоминаний об учебе в ИХТИ выпускника 1960 года профессора Вятского госуниверситета Ю.П. Хранилова. В 2010 году, спустя 50 лет после окончания института, Юрий Павлович посетил ИГХТУ и встретился со своими однокурсниками. «Наш выпуск был довольно мощный, – сказал он. – Все мы ответственно и добросовестно работали на свою страну, Советский Союз, и не посрамили чести ИХТИ, вырастившего и подготовившего нас как специалистов».
Среди замечательных выпускников 1960 года – Лауреат Государственной премии СССР, главный инженер Северского химического комбината В.М. Кондаков, Герой Социалистического труда, генеральный директор Воскресенского химкомбината Н.Ф. Хрипунов, ведущие специалисты, начальники цехов, более десятка кандидатов наук. В книге посетителей музея ИГХТУ Ю.П. Хранилов оставил запись: «…Сейчас другая страна, другие времена. Хочется пожелать родному вузу поддерживать свои лучшие традиции и даже в условиях реформ готовить бакалавров на уровне специалистов, привлекать в свои стены творческую молодежь, сохранять высокое качество научных исследований».
М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ