В завершение визита профессоров из Лодзинского университета

В завершение своего визита в ИГХТУ профессора из Лодзинского университета посетили гуманитарный факультет, где встретились с преподавателями кафедры экономики и финансов, приняли участие в работе круглого стола на тему «Международное сотрудничество в условиях нестационарной экономики», познакомились с гуманитарным факультетом и посмотрели выставку в галерее «6 этаж».
Участники круглого стола затронули очень важные темы, касающиеся как российской, так и польской системы образования, и экономические проблемы, волнующие обе стороны. Это такие вопросы, как особенности протекания международного экономического кризиса в России и Евросоюзе, последствия «первой волны» кризиса для мировой экономики, на пороге «второй волны» кризиса: оценки и перспективы, преодоление кризисного состояния: необходимые ресурсы и спланированные действия. В области образования предметом обсуждения стали следующие вопросы: система подготовки выпускников в рамках многоуровневой системы, оценка перспективности образовательного сотрудничества, возможность академических обменов, оценка перспективности научно сотрудничества, возможность прохождения стажировок, оценка развития сотрудничества в рамках проведения российско-польских и польско-российских экономических школ.
Наши польские гости – Евгений Квиотковски и Павел Староста, как и преподаватели кафедры экономики и финансов, участвовавшие в заседании круглого стола - В.А. Зайцев, В.Ю. Волынский, М.Б. Ермолаев, В.В. Шергин, Г.А. Цветков, О.Н. Осипова, О.П. Смирнова, а также декан гуманитарного факультета Е.М. Раскатова и начальник международного отдела В.И. Борисова с интересом высказывались по предмету дискуссии, т.к. поставленные вопросы действительно актуальны и волнуют как российских, так и зарубежных ученых.

После заседания польские профессора П. Староста и Е. Квиотковски любезно согласились дать интервью вузовской газете «Химик».
- Расскажите, пожалуйста, о своем университете и научных контактах с ИГХТУ.
- Наш факультет – экономики и социологии – один из 12 факультетов Лодзинского университета. Это большой вуз – более 38000 студентов, 3500 преподавателей и сотрудников, а на факультете экономики и социологии обучаются более 8000 студентов. Это самый большой факультет университета.
Мы начали научные контакты с ивановскими коллегами несколько позже, чем химики, где-то в начале 90-х годов, и за это время получили неплохие результаты в нашем научном сотрудничестве. Наиболее активно в нем участвуют проф. Столбов, проф. Пилиховски, проф. Староста, проф. Квиотковски. Мы считаем, что такая научная кооперация эффективна, т.к. уже проведены несколько социологических исследований, результаты которых опубликованы в научных журналах как у нас, в Польше, так и в России, сделаны доклады на научных конференциях как В.П. Столбовым, так и польскими учеными - социологами и экономистами, профессор Столбов приезжал в Лодзинский университет, где прочитал курс лекций для студентов.
Очень эффективной формой сотрудничества мы считаем и социально-экономическую школу, которую проводим мы в Лодзи, а вы - у себя в Иванове. Причем студенты, будущие экономисты, активно принимают в ней участие. Мы с удовольствием встречаем ваших студентов в Лодзи, как и вы гостеприимно всегда принимаете наших студентов в своем университете. Наши студенты, возвращаясь в Польшу, отмечают хорошую организацию школы у вас, в Иванове, а также возможность познакомиться с русскими традициями и образом жизни.
Правда, в отличие от вашего вуза, у нас нет такой студенческой организации, нет газеты, где они могли бы высказать своё мнение. Они всё это выставляют в Интернет, где с их впечатлениями и мнениями может ознакомиться любой желающий. О нашей школе на университетском сайте есть специальная страница, где мы ежегодно публикуем всё, что связано с работой социально-экономической школы.
- Эти школы, как и профиль Вашей работы, направлены на изучение социально-экономического положения страны, социально-экономической ситуации в мире. Здесь у нас тоже есть общие проблемы?
- Мировой экономический кризис коснулся всех без исключения стран. В определенной степени и Польша, и Россия сейчас переживают последствия этого кризиса. Поэтому социально-экономические последствия этого кризиса стали главной темой школы. Это общие темы наших дискуссий, это наши общие проблемы.
Эти темы мы затронем и в тех лекциях, которые будут прочитаны для ваших, российских, студентов. Очень надеемся, что они также вызовут дискуссию, что всегда интересно как для лектора, так и для слушателей.
У нас есть интересные предложения также к вашему руководству по расширению научных исследований в области социологии, причем не только в Польше и России, но и в других странах. Но для этого требуется солидная финансовая поддержка, и мы сейчас подали заявку Центр исследований Польской Академии наук и надеемся на поддержку нашего проекта.
Процессы, происходящие в России, всегда были интересны для нас, польских ученых – экономистов и социологов, т.к. Россия – этого крупный игрок на мировом рынке, и те связи, которые мы устанавливаем с российскими учеными, позволяют нам глубже понять процессы в российской экономике и политике. Для того чтобы знать, как строить дальнейшие взаимоотношения, надо хорошо знать, что происходит «внутри».
И особую ценность представляют именно личные контакты, т.к. их прочность проверена временем. Они не зависят от «политической игры» различных политических и правительственных групп.
- Экономические и социальные проблемы страны имеют общее следствие – демографические проблемы. В нашей стране в связи с экономическим кризисом сложилась непростая демографическая ситуация, резкий спад рождаемости в 90-х привёл сейчас к снижению числа выпускников школ и проблемам с набором в вузах. В Польше тоже есть подобные проблемы?
- Это и для нас проблема. Всего два года назад в университете было 40000 студентов, сейчас – 38000.Определенную конкуренцию государственным вузам создают частные, негосударственные вузы. Думаю, вас эта проблема также касается. Мы хотя и государственный вуз, но живем не только за счет бюджета государства. Мы продаем на рынке свои услуги как научные, так и дидактические (обучение) и таким образом формируем свой бюджет. Соотношение этих составляющих примерно 70% и 30%.
- Как ваши студенты находят себе место будущей работы? Востребованы они после окончания вуза?
- В нашем городе, как и у вас, в Иванове, произошли колоссальные изменения в структуре экономики. Текстильная отрасль, которая раньше была определяющей, сейчас не играет такой роли. Практически все текстильные предприятия не работают, они перепрофилированы или перешли в частную собственность и существуют как небольшие производства. Поэтому проблемы с трудоустройством есть. Многие наши студенты уезжают в Варшаву и там пытаются найти себе работу, а многие – даже за границу, в Великобританию, Ирландию, Германию.
К тому же современные студенты очень предприимчивы – часто они ищут (и находят!) себе работу, еще пока учатся в университете. Это очень помогает.
По статистике, среди тех, кто зарегистрирован как безработные, процент людей с высшим образованием невысок, это означает, что они всё же находят себе работу и устраиваются в жизни.
- Нашим студентам будет интересно узнать и об уровне жизни польских студентов. Какую стипендию они получают?
- У наших студентов две стипендии – научная и социальная. Первая зависит от успехов самого студента в учебе и науке, вторая – от материального положения семьи. Социальную стипендию (она составляет 800 злотых это около 200 евро) получают очень немногие студенты, а научную -500 злотых - только те, кто имеет высокий рейтинг. Примерно 100 злотых в месяц стоит проживание в общежитии. А остальное – студент вправе потратить на свои цели. (Но практика показывает, что это уходит не на еду).
- Вы так хорошо говорите по-русски. Откуда такое знание русского языка?
- Мы понимаем, что это комплимент. Наш русский язык недостаточно хорош, поэтому лекции для ваших студентов мы читали на английском. Но откровенно скажем, что при каждом посещении России, Иванова, мы значительно улучшаем свои познания в языке.
- Ну что ж, приезжайте чаще. Мы вам всегда рады.