Соприкосновение с отечественной историей

“khimik” 33(1906) 2007 Table of Contents

13-15 ноября фондом «Русское зарубежье», объединением «Рогожская застава» и Российским историко-краеведческим музеем в Москве была проведена VIII Международная конференция «Старообрядчество: история, культура и современность», в качестве участника которой был и автор этих строк. Необычным было на этой конференции многое: прежде всего сама ее тема такого уровня, представительство на ней членов старообрядческих общин из Уругвая, Аргентины, Австралии, Китая, Белоруссии, Украины, прибалтийских стран и, конечно, России, а также внешний вид многих участников конференции - бородатые молодые и зрелые мужчины в косоворотках с веревочными поясками, женщины с покрытыми головами, несколько аскетичное выражение в лицах старообрядцев. Научная часть конференции была также несколько необычной и отличающейся от традиционной организации конференций: не было предпочтения докторам и кандидатам наук, на трибуне выступали по большему счету аспиранты, просто молодые старообрядцы, гости из зарубежья, сам порядок в выступлениях был несколько эклектичным, хотя чувствовалось и доминирование религиозной проблематики, культурологический и социологический подходы в анализе проблемы. Были и очень эмоциональные выступления, обращенные к российскому обществу, которое должно занять лидирующее место в преодолении духовного кризиса в мире.

На конференции работало несколько секций, в одной из них был заслушан мой доклад «Капиталистые крестьяне-старообрядцы села Иваново и их вклад в формирование и развитие текстильного экономического района». Представитель научного центра по изучению старообрядчества при национальной академии Украины в Киеве предложил мне передать материалы доклада для публикации в их научном сборнике.

В целом для преподавателей религоведения, социологов и историков религии участие в подобного рода научных конференциях представляется полезным и познавательным, рамки познания общества существенно расширяются, происходит соприкосновение с отечественной историей, понимание трагизма русского народа в связи с расколом православной церкви, вырабатывается оценка неоднозначной религиозной политики российского правительства в далеком прошлом и в ХХ веке. Историческое познание прошлого и настоящего позволяет связывать цепь времени.