«Из всех искусств для нас важнейшим является кино…»
Мы продолжаем рассказ о самодеятельном художественном творчестве студентов ИХТИ. 60-е годы прошлого века… Время оттепели, грандиозных успехов нашей страны на мировой арене, творческих взлетов в культуре и искусстве. Студенты-шестидесятники были и остаются ныне удивительным поколением созидателей и в то же время мечтателей, творцов и романтиков, умеющих претворять в жизнь самые смелые замыслы…
Особое место среди самодеятельных коллективов ИХТИ принадлежит студенческому любительскому объединению 60-х годов прошлого века – киностудии «ИХТИ-фильм». О ней рассказывает председатель совета киностудии в 1962-1965 гг., в настоящее время доцент ИвГУ Николай Кокурин.
– Киностудия «ИХТИ-фильм» возникла осенью 1959 года. Создателями ее были студенты силикатного факультета Рудольф Попов и Игорь Кузьмин. Создать киностудию в институте – заманчиво, увлекательно, но очень сложно. Но они, отчаянные энтузиасты, решились! Институтом был приобретен первый киносъемочный аппарат «Киев-16-С-2», а потом еще два. Прошли первые киносъемки, и сразу же пришлось решать массу трудных вопросов, связанных с обработкой отснятой пленки, монтажом и озвучиванием фильмов. Но вот наконец на экране возникли первые удавшиеся кадры…
Киностудия заработала. Был принят устав, положение о работе студии, распределены обязанности между участниками. Широкий кругозор, хорошие литературные способности, знание основ композиции, большая эрудиция Рудольфа Попова способствовали утверждению его как художественного руководителя. Игорь Кузьмин, благодаря практическим навыкам по обработке кинопленки, звукозаписи, ремонту аппаратуры по праву стал техническим руководителем студии. В озвучивании принимали участие однокурсники Рудольфа и Игоря Евгений Александров и Галина Куликова (Кротова). С первых дней существования киностудии большую помощь по обеспечению ее оборудованием и материалами оказывала лаборант фотолаборатории института Вера Штандель.
Кинолюбители с самого первого момента пошли по правильному пути – пути создания хроникальных сюжетов, из которых монтировались киножурналы о многообразной жизни института. Среди первых работ были «Первокурсники», «Наша агитбригада», «Наш май» и первый опыт игрового фильма «Сон лентяя». В этом фильме рассказывалось о студенте, который во время уборки урожая на колхозных полях считает себя способным только к руководящей работе. В главной роли снимался студент Юрий Сморода – активный участник театра эстрадных миниатюр.
К работе студии активно приобщались студенты младших курсов всех факультетов. На занятиях, которые проводили Рудольф и Игорь с новичками, давались основные теоретические знания, необходимые кинолюбителю. После окончания проводилось собеседование – зачет. Все успешно сдавшие его становились членами студии «ИХТИ-фильм». Насколько это было нелегкое дело, видно из того, что из 25 человек, пришедших на первое занятие, к концу года осталось пятеро.
В 1962 году Рудольф Попов и Игорь Кузьмин окончили институт, но они подготовили достойную смену. Начатое ими дело продолжали Виктор Банников, Юрий Савченко, Николай Кокурин, Александр Миронов, Борис Куликов, Любовь Корнишина. Этот период примечателен созданием новых интересных фильмов – «ХХII съезду КПСС», «Совхоз «Тейковский», «Первый-пятый». В 1962 году два фильма были признаны лучшими на Областном смотре любительских фильмов и посланы в Москву на I Всесоюзный смотр любительских фильмов. В студии сложился хороший работоспособный коллектив. Каждый старался помочь друг другу, у каждого из нас было общее любимое дело.
Вспоминается волнующий день 12 апреля 1961 года. «Человек в космосе!» – это сообщение вызвало всеобщую радость и ликование, этот день стал для нас незабываемым праздником. Студия в эти дни работала как никогда вдохновенно, сразу были сняты, проявлены и смонтированы кадры митинга коллектива института, факельного шествия.
Так мы трудились, отдавая любимому делу все свободное время. Каждый был на своем месте, знал тонкости именно своей части работы. Виктор Банников первым во время выполнения курсовой научной работы по процессам и аппаратам химической технологии провел научные киносъемки по выяснению механизма экстрагирования в кипящем слое.
Была продолжена добрая традиция – выпуск киножурнала «Новости ИХТИ». Журнал расширил тематику, в нем появилась рубрика «Кинорепортаж», нередкими стали спортивные эпизоды.
Киностудия базировалась в общежитии №3 на Садовой. В дни показов красный уголок буквально «ломился» от желающих попасть на просмотры фильмов и киножурналов «Новости ИХТИ»…
Шло время, коллектив приобретал опыт, пополнял техническую базу, в студию приходили новые люди. Третье поколение составили студенты силикатного факультета Владимир Марков, Леонид Аввакумов, Александр Киселев. Этот период был отмечен созданием новых интересных работ. Кадры из фильма «По Ленинскому району» несколько напоминали сцены из сатирического киножурнала того времени «Фитиль». Премьера нашего фильма состоялась на партийном активе Ленинского райкома партии. Эффект был наглядным – райком наградил создателей фильма ценными подарками.
Летом 1965 года студенты ИХТИ в составе областного студенческого строительного отряда выехали на «большую целину» в Казахстан. В составе отряда были и члены студии «ИХТИ-фильм». Несмотря на немалые трудности, был создан фильм «Планета-целина», который был с восторгом встречен в ИХТИ, а также демонстрировался в школах, клубах перед молодежью города. Вскоре нам с Владимиром Марковым (я был оставлен в институте для продолжения учебы в аспирантуре) представилась возможность участвовать в двухнедельных всесоюзных сборах кинолюбителей вузов в г. Каунасе. На занятиях своим опытом с нами поделились опытные режиссеры, под руководством которых мы приняли участие в учебных съемках. Все это было очень интересно и надолго осталось в нашей памяти. Осенью 1965 года в студию пришли новички Александр Лихарев, Владимир Бахаров, Вячеслав Леонтьев, Владимир Барышев. Являясь в сущности уже четвертым поколением студийцев, в юбилейном для страны 1967 году они создали лучший, на мой взгляд, из киножурналов «Новости ИХТИ», который отличался глубоким творческим подходом и хорошим техническим исполнением. Это было неудивительно, т.к. к тому времени в вузе уже была хорошая кинофотолаборатория, которая стала своеобразной базой для нашей любительской студии. Летом 1967 года мы вновь участвовали во всесоюзных летних сборах кинолюбителей в г. Жданове.
Быть кинолюбителем очень трудно, ведь нужно сочетать в одном лице сценариста, режиссера, оператора, звукооператора и звукооформителя. Плюс к этому надо иметь литературные способности, чтобы построить дикторский текст, не говоря уже о том, что надо разбираться во всевозможных технических вопросах, возникающих в процессе работы над фильмом. Всё это предъявляет к кинолюбителю высокие требования. Но быть кинолюбителем – необычайно интересно, вот почему за этот без преувеличения самый сложный вид самодеятельного художественного творчества могли браться только настоящие энтузиасты своего дела…
Думали ли в те далекие годы участники студии, что отснятые ими сюжеты могут стать со временем бесценным документальным историческим материалом? Наверное, да… Но, увы, пока не удается отыскать фильмотеку – к большому сожалению, она была утрачена в начале 70-х, когда постепенно деятельность киностудии сошла на «нет». Возможно, одиночные пленки еще хранятся где-то в личных архивах. Будем надеяться, что когда-нибудь перед нами на экране вновь оживут легендарные шестидесятые…
Рубрику ведет М. Таланова, зав. музеем ИГХТУ, председатель художественного совета студклуба