М.Е. Торшинин
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ «ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В данной работе предпринята попытка научного обоснования необходимости внедрения в образовательные программы вузов дополнительных квалификационных программ, способствующих оптимальной адаптации молодых специалистов в профессиональной сфере.
В условиях глубоких изменений в социально-экономической политике, в образовании, в требованиях к качеству выполнения труда, молодой специалист должен представлять собой элемент «трансцендентальной культуры» – элемент культуры будущего. В контексте идей личностно-ориентированной парадигмы образования и новых компетентностных технологий проблема качества образования в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.
Задача современного вуза – удовлетворение образовательных потребностей личности молодежи, подготовка и воспитание специалистов высшей квалификации, специалистов нового типа, органически сочетающих научное мировоззрение с высоким теоретическим и профессиональным уровнем, качествами умелых организаторов и воспитателей, с высокой педагогической культурой и эрудицией.
Высшее образование не только дает квалификацию, необходимую для выполнения той или иной работы, оно также создает новые профессии и совершенствует старые. Последние годы отмечены выходом в свет ряда работ, в которых анализируются проблемы российского технического образования и его непреходящие ценности, рассматриваются социальные проблемы высшей школы и роль преподавателя в современном образовательном процессе, а также приводится развернутая информация об особенностях организации и реализации программ многоуровневого образования в технических университетах. И это сегодня приобретает огромную важность, поскольку переход от чисто технического образования к фундаментальному означает пересмотр взглядов на всю систему образования, в частности на интегративные процессы в профессиональной подготовке преподавателя. Данные проблемы в полной мере касаются подготовки молодых специалистов, получающих на базе технического вуза педагогическую квалификацию, в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель».
С целью повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров Постановлением Президиума РАН в 1992 г. на базе Ивановского химико–технологического института, ныне ГОУ ВПО ИГХТУ, и Института химии растворов РАН (ИХР РАН) было открыто Ивановское отделение Высшего химического колледжа РАН (ИО ВХК РАН).
С 1993 года на базе ВХК начинает внедряться новая профессионально-образовательная программа «Преподаватель», а с 1997 года и «Преподаватель высшей школы». (Приказ «О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» по специальности 101000 – Химия»).
Основной принцип деятельности ВХК РАН – непрерывность образования. Это достигается путем объединения в единый учебный комплекс трех образовательных этапов:
общеобразовательная школа – Химический лицей Российской академии наук, химический лицей при ИГХТУ и другие подобные структуры;
высшее учебное заведение – Высший химический колледж РАН и его Ивановское отделение; химические институты Российской академии наук кафедры химического профиля высших учебных заведений.
Такая система интеграции позволяет:
· начать приобщение будущего химика–исследователя к научной работе, начиная со школьной скамьи;
· обеспечить преемственность учебных программ школы и высшего учебного заведения: программы базовых курсов высшей школы представляют собой развитие соответствующих программ среднего образования;
· обеспечить лучший отбор абитуриентов и, с учетом малой численности курса, и более высокий уровень начальной подготовки студентов I курса;
· проводить адресную подготовку специалиста, ориентировав его на конкретное образовательное или научное учреждение, с тематикой работы которого студент знакомится не позднее 2-го курса;
· обеспечить исследовательский характер химических практикумов с привлечением современных методов и приборной базы лабораторий институтов РАН.
Характерными особенностями ВХК РАН являются раннее приобщение студентов к научной работе, учебные программы повышенного уровня и высокая мобильность учебного процесса.
Рабочие программы всех учебных дисциплин составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и с учетом примерных программ дисциплин, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Для реализации основных задач был взят курс на использование всех современных перспективных тенденций и идей в сфере реформирования высшего образования, рождавшихся в последние годы, которые могли бы способствовать подготовке теоретически грамотных, всесторонне образованных научно-педагогических кадров, достаточно защищенных на современном рынке труда. Была проведена оперативная работа по организации учебного процесса, обеспечению прохождения практик студентов и их научно-исследовательской работы.
Основное внимание всего психолого-педагогического комплекса направлено на контроль формирования у студентов рефлексивного контроля компонентов профессиональной психолого-педагогической готовности к педагогической деятельности, являющейся критерием качества освоения предметной области «Педагогика».
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, где центральным звеном является личность студента, его самоценность и способность реализовать самого себя, пересмотрена номенклатура исторически-сложившихся педагогических дисциплин и порядка их преподавания. Анализ учебных планов, составленных в ИГХТУ на базе Высшего Химического Колледжа РАН, для дополнительной квалификации «Преподаватель», показал, что студенты, начиная со второго уровня высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр», начинают знакомиться с блоком психолого-педагогических дисциплин. В последствии, они могут осуществить выбор профессиональной образовательной программы «Преподаватель».
Профессионально-образовательная программа «Преподаватель» построена таким образом, чтобы не только помочь студенту сделать правильный выбор, о чем говорилось выше, но и творчески реализовать себя в процессе обучения. В русле данной программы построена система контроля качества освоения предметной области «педагогика», которая позволяет студенту осознанно и свободно принять решение о необходимости получения дополнительной профессиональной квалификации «Преподаватель».
С этой целью нами предпринята попытка внедрения в многоуровневую социально-образовательную программу «Преподаватель» нового элективного курса, с элементами тренинга «Этика и психология делового общения и профессиональные навыки менеджера», «Возрастная и педагогическая психология», «Основы педагогической коммуникации», разработана сквозная блок-программа изучения дисциплин психолого-педагогического цикла.
Образовательная программа увеличена до 750 часов, из них 375 часов составляет психолого-педагогический блок, где 196 аудиторных занятий, 375 часов отводится на блок предметно-методических дисциплин, 10 недель психолого-педагогической практики.
Данное увеличение количества часов на дополнительную программу показывает повышенное внимание, со стороны вуза, к организации успешного освоения студентами квалификации «Преподаватель». Это стало возможным за счет перераспределения часов между курсами специальных дисциплин и выделения дополнительных часов на психолого-педагогические дисциплины.
На 2 курсе студенты начинают знакомиться с блоком психолого-педагогических дисциплин с курса «Новые информационные технологии в учебном процессе» общей трудоемкостью 72 часа. Затем студент начинает изучать элективный курс «История и методология химии» (60 часов). Оба курса направлены на то, чтобы будущий педагог мог обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ему разобраться в различных областях химической науки и современной технологии, уметь самостоятельно повышать свой образовательный уровень знаний при изменении направлений профессиональной деятельности в связи с научно-техническим прогрессом; уметь грамотно ознакомить других с историей и методологией химии; мог приобрести практические навыки работы с компьютером и принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих систем.
Дисциплина |
Курс |
Общая трудоем-кость |
Ауд. заня-тия |
В том числе |
Инд. раб |
Сам. раб. |
Форма отчет-ности |
|
лекции |
пр. занятия |
|||||||
Психология человека |
4 |
76 |
45 |
27 |
18 |
|
31 |
зачет |
Педагогика |
4 |
77 |
45 |
18 |
27 |
|
32 |
экзамен |
Психология профессиональной педагогической деятельности |
4 |
85 |
42 |
24 |
18 |
|
43 |
экзамен |
Основы педагогического мастерства |
5 |
77 |
32 |
16 |
16 |
|
45 |
зачет |
Психология и педагогика высшей школы |
1М |
60 |
32 |
16 |
16 |
9 |
19 |
зачет |
На третьем курсе они непосредственно встречаются с 2-мя базовыми курсами: «Педагогика» (общкая трудоемкость 60 часов, форме отчетности -экзамен), а также «Психология человека» – (60 часов при рубежном контроле в виде зачета). Курсы ориентированны на приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков в области педагогики и психологии личности, с тем чтобы молодой специалист мог:
– знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
– знать условия формирования личности, ее свободы, иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, о роли сознания самосознания в поведении, общении и деятельности людей:
– понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций;
– уметь дать психолого-педагогическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими механизмами психической саморегуляции;
– владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.
Затем на 4 курсе психолого-педагогические знания пополняются в русле дисциплины «Психология профессиональной педагогической деятельности» (общая трудоемкость 100 часов). Целью данного курса является усвоение студентами знаний об особенностях педагогической деятельности, о составляющих, необходимых для становления личности педагога, профессионально важных качествах учителя, особенностях общения ученика и учителя, а также о возрастных закономерностях и различиях, связанных с полом и возрастом. В структуру этого курса включаются, кроме всего выше указанного, две большие темы, входящие в состав других психолого-педагогических дисциплин: «Возрастная психология» и «Педагогическая психология». Базой для данного курса являются курсы «Педагогика» и «Психология человека». Это позволяет нам не вводить в программу отдельного курса «Возрастная и педагогическая психология», который проходят студенты по традиционной программе в педагогическом вузе.
Поскольку педагогическая составляющая вплетается в структуру практически всех предметов в программе в седьмого семестра обучения, студенты пополняют «багаж» педагогических знаний дисциплинами «Основы педагогического мастерства» и «Риторика и экспериментальная риторика».
Закончив бакалавриат и достаточно познакомившись с дисциплинами психолого-педагогического цикла, можно продолжить обучение дальше либо в магистратуре, либо выбрать дополнительную профессиональную образовательную программу «Преподаватель», либо получить сертификат с квалификацией «Бакалавр» и завершить свое образование.
На пятом курсе обучения студентам предлагаются курсы:
«Компьютерные методы в химии» (148 часов)
«Школьный практикум» (72 часа)
«Научные основы школьного курса химии» (83 часа)
«Методика преподавания химии» (91 час)
Целью данных курсов является формирование у студентов диалектического мышления, научного взгляда на явления природы, усвоение основ теорий современной химической науки. Каждый из этих курсов предъявляет определенные требования к уровню подготовки молодого специалиста и направлен на формирование рефлексивного контроля компонентов профессиональной психолого-педагогической готовности к педагогической деятельности.
Пройдя обучение на 5 курсе, студенты проверяют уровень полученных знаний, умений на психолого-педагогической практике (8 недель). Психолого-педагогическая практика – показатель заинтересованности студентов профессиональной деятельностью, а также готовности к педагогической деятельности. Будущие преподаватели должны не только хорошо ориентироваться в вопросах химии, педагогики и психологии, но и уметь применять их на практике. С педагогическим процессом практика имеет общую логику, в основе которой лежат два встречных движения:
– движение студента от незнания к знанию или от неполного, неточного знания к более полному и точному, направляемое преподавателями, руководителями практики;
– «движение» (развертывание) информации учебных предметов, обеспечивающих прохождение практики, в соответствии с логикой этих предметов, направляемое преподавателями, участвующими в руководстве практикой (групповой руководитель, преподаватели педагогики и психологии, школьный учитель и классный руководитель).
Педагогическая практика показывает степень овладения студентами психологическими приемами и педагогическими технологиями, степень самостоятельности в принятии решений, осознанности в выборе профессиональной сферы. По сравнению с другими видами практики, педагогическая практика переводит студента не в принципиально другую производственную сферу с незнакомыми или малознакомыми структурами и содержанием функционирования, а из одной педагогической системы – вуз, – в другую, тоже педагогическую – школа. Студент входит в привычный для него мир, осваиваясь в привычных или не очень существенно изменившихся условиях. Меняется лишь ролевая функция студента в новой системе – он переходит с позиции обучаемого в позицию обучающего, оставаясь при этом обучаемым с позиций вузовских преподавателей и даже учеников. Такое психическое состояние создает, с одной стороны, негативный психологический прессинг, мешая освоению новой роли. С другой стороны, повышает ответственность и самоконтроль за своими действиями, подготовкой к урокам и поведением.
Как показывают наши исследования, трудности в общении с детьми, неумение доступно изложить материал имели те студенты, которые мало уделяли внимания педагогической теории в процессе обучения и показали низкие результаты формирования компонентов профессиональной психолого-педагогической готовности к педагогической деятельности в процессе обучения.
Работая над учебными планами и совершенствуя их, сегодня в структуру профессинально-образовательной программы «Преподаватель» добавились еще 4 недели, за счет сокращения часов на научно-исследовательскую практику.
Нам представляется целесообразным, в дальнейшем, введение в профессионально образовательную программу «Преподаватель» прохождение ознакомительной педагогической практики на 3 курсе, после изучения бакалаврами двух базовых курсов «Педагогика» и «Психология человека», а также введение дополнительных спецкурсов психолого-педагогического содержания.
Это позволит студенту лучше разобраться в правильности выбора педагогической деятельности, своевременно скорректировать свою профессиональную направленность, опираясь на квалифицированную помощь преподавателей, улучшит качество подготовки педагога в техническом вузе.
Подводя итог сказанному, следует констатировать, что разработанная и успешно реализуемая программа перспективного развития преподавателя в педагогической системе «технический университет» в Высшем Химическом Колледже РАН при ИГХТУ базируется на следующих основных принципах:
1. В инженерном вузе преподавание педагогики, педагогической психологии и психологии необходимо осуществлять в виде единого предметно-циклового комплекса.
2. Включенные в комплекс учебные курсы должны соответствовать самостоятельным наукам и охватывать все потенциально возможное поле научных и педагогических интересов кафедр.
3. Структурное содержание комплекса и его отдельных дисциплин определяется логической последовательностью и взаимосвязанностью изучаемого материала для оптимизации развития и формирования уровня рефлексивного контроля компонентов ПППГПД.
4. Учебно-педагогическая и научно-методическая работа в пределах всего комплекса строится с учетом единства ее теоретических, исследовательских и практических аспектов, действующих планов, программ и стандартов подготовки специалистов, сложившихся междисциплинарных и межкафедральных связей, а также профессиональных и индивидуальных интересов обучаемых с целью формирования оптимального уровня развития рефлексивного контроля компонентов профессиональной психолого-педагогической готовности к педагогической деятельности.
5. Имея многоцелевой характер, психолого-педагогический комплекс должен обеспечивать достаточность, преемственность и непрерывность обучения по данному циклу дисциплин на всех уровнях подготовки специалистов в вузе с целью формирования позитивного отношения к педагогической деятельности и профессиональной рефлексии последней.