ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА ХИМФАКА

Химический факультет ИВПИ, готовивший инженеров-химиков, начал функционировать вместе с другими факультетами института в 1918 г.

В первый период функционирования института его учебной и научной деятельностью руководил совет института. Первое заседание совета состоялось 1 октября 1918 г., на котором избрали первого ректора института проф. М.Н. Берлова. Проректором был из-бран проф. А.Г. Кирсанов. Весной 1921 г. вторым проректором избрали проф. Н.Г. Новикова.

Внутренняя учебная структура института формировалась под значительным влиянием особенностей Ивановского края как крупного центра текстильной промышленности республики.

В 1918 г. совет института утвердил первым деканом химфака проф. К.К. Блахера, заместителем декана проф. С.Г. Шиманского и секретарем факультета доц. П.П. Будникова. Техническим секретарем факультета долгие годы работала Е.Г. Кононова.

В 1918-1919 уч. г. на химфаке проводились занятия со студентами, принятыми на 1-й курс. В то же время значительное число студентов РПИ готовилось к завершению обучения.

В 1919 г. ИВПИ закончило 4 человека, в т.ч. Я.К. Сыркин, будущий академик АН СССР. Всего за 1919-1921г. завершили обучение 11 студентов. В дальнейшем на факультете обучались в основном местные жители.

В первые годы существования ИВПИ все желающие зачислялись на первый курс без экзаменов. Однако многие студенты оказывались совершенно неподготовленными к занятиям в высшей школе, особенно молодежь из рабочих семей. В последующие годы прием осуществлялся уже по результатам вступительных экзаменов, а в 1920г. для подго-товки рабочей молодежи был открыт "Рабочий факультет". С 1922 г. кроме сдачи экзаменов абитуриенты должны были представить направление на учебу от общественных организаций или с места работы.

Уже к 1923 г. начинается выпуск молодых специалистов, прошедших полный курс обучения в ИВПИ. Такой успех обусловили несколько факторов.

В начале 20-х г. возвратились на Родину в Ригу К.К. Блахер, М.Н. Берлов, С.Г. Шиманский. На химфак пришли новые крупные ученые - профессора Н.Н. Ворожцов и Н.П. Песков. В 1919 г. избрали профессором П.П. Будникова.

В деле организации учебного процесса факультет пользовался достаточно большой автономией. Учебный план со сроком обучения 4,5 года появился на химфаке только в 1923 г. Новый учебный план с пятилетним сроком обучения был введен в 1928 г.

Однако в установленный срок обучения студенты обычно не укладывались и затрачивали на обучение 5,5 и более лет. Посещение лекций не было обязательным, студенты больше ориентировались на самостоятельную работу, так как многие были вынуждены совмещать учебу с работой.

Экзаменационные сессии в то время не планировались. Экзамены можно было сдавать в течение всего года: студент, освоивший тот или иной предмет, сам договаривался с преподавателем о дне сдачи экзамена. Количество пересдач одного и того же предмета не ограничивалось. Бальной системы оценки знаний не существовало, кроме одной - "зачет".

Для перевода на следующий курс сдавать все экзамены по дисциплинам, предусмотренных учебным планом, было не обязательно. На каждом курсе был установлен свой минимум предметов, сдача экзаменов по которым давала возможность перевода на следующий курс. По ряду дисциплин оценки выставлялись по результатам текущей работы.

Такая система давала возможность сосредоточить внимание на изучении основных дисциплин и побуждала к напряженной самостоятельной работе.

Учебной литературы было крайне недостаточно, студенты в основном пользовались конспектами лекций, записанных и обработанных одним из студентов, посещавшим занятия.

По некоторым дисциплинам записи лекций редактировались преподавателями и издавались литографическим способом в студенческой типографии.Таким образом были подготовлены:

  1. А.Я.Хинчин. Аналитическая геометрия
  2. Н.А.Власов. Теоретическая механика
  3. В.А.Зеленин. Начертательная геометрия
  4. В.С.Федоров. Анализ

Большое значение на химфаке придавалось практическим занятиям. Подавляющую часть времени студенты проводили в лабораториях, время работы в которых не ограничивалось.

Проектные и графические работы выполнялись вне стен института, и объем их был не велик. Штат преподавателей был небольшой, включая профессоров и доцентов, читавших лекции, и ассистентов, руководивших лабораторными и практическими занятиями. В качестве помощников ассистентов работали студенты старших курсов. Штатных лаборантов и препараторов не было.

Учебными планами предусматривалась производственная практика, не менее одной за период обучения, но студентам предоставлялось право самим устанавливать продолжительность и количество практик. Зимняя практика была редким исключением для дипломников, коим факультет частным образом исхлопатывал бесплатную практику на местных фабриках. Контроль за практикой осуществляла инспекция Главпрофобра. Отчеты по практике анализировались факультетской комиссией и преподавателями. Существовали инструкции и программы практики как разработанные на факультете, так и программы других ВТУЗов, имевшиеся в продаже.

На заключительном этапе обучения студент должен был выполнить дипломную научную работу и дипломный проект завода; на работу над ними отводилось полгода. Затем студентами осуществлялась защита этих работ и проектов в Государственных квали-фикационных комиссиях.

Защита работ была достаточно серьезным испытанием для студентов, о чем свидетельствует состав квалификационных комиссий. Председатель назначался Главпрофобром, два члена назначались правлением института. В ее состав входили представители Гостреста и Ивтекстиля, Губсовнархоза, союза текстилей и союза химиков, губ.отдела труда.

В 20-е г. на факультете работали две комиссии - академическая и экономическая, состоявшие, в основном, из студентов. Академическая комиссия занималась вопросами, связанными с учебной деятельностью. Представители этой комиссии были членами ученого совета факультета с правом решающего голоса. Комиссия устанавливала порядок и очередность прохождения лабораторий, которые имели ограниченную пропускную способность. Она определяла минимум экзаменов, после сдачи которых становился возможным перевод на следующий курс. В её компетенцию входили вопросы организации экскурсий, кружковой работы, издание конспектов лекций и др.

Широкий круг вопросов в своей работе охватывала экономическая комиссия. В её ведении находилось назначение студентам стипендий, распределение мест в общежитии (первое студенческое общежитие № 1 было построено к 1930 г. по ул. Ф.Энгельса).

В распоряжении студентов находился студенческий клуб, занимавший двухэтажное здание на ул. Степанова (ныне здание городской типографии). В одном из его помещений размещалась студенческая типография, издававшая конспекты лекций профессоров ИВПИ. Обслуживали типографию студенты на общественных началах.

Функционирование вуза как живого организма в целом, так и отдельно взятого факультета было неразрывно связано с его финансово-хозяйственной деятельностью.

В первые годы материально-финансовая сторона деятельности ИВПИ была сравнительно благополучна. При переходе к НЭПу произошли потрясения.

Для поддержания существования вуза были нужны огромные средства. Укажем для примера, что для учебно-вспомогательных учреждений в учебных заведениях в период 1900-1913 гг. считалось нормой выделение в год 15 000 р. на оборудование и 2000-2500 р. на содержание одной химической или химико-технологической лаборатории.

При неустойчивом курсе рубля первого периода НЭПа бюджет вуза должен был измеряться гигантской цифрой. В условиях денежно-товарной депрессии институт стоял перед фактом приостановки совершенствования материальной базы и необходимостью поддержания сколько-нибудь в работоспособном состоянии имеющихся структур.

Перед правлением стоял нелепый, по существу, вопрос - нельзя ли у нуждающегося учреждения отобрать ничтожные средства, чтобы заткнуть зияющую нужду другого.

Сокращение объема средств центра привело к ухудшению материального положения работающих. Академический паек и квартира оказались недостаточны, чтобы сравнять ничтожный оклад профессора в 15-20 зол. р. (1922 г.) с окладом не только специалиста 17 разряда, но и служащего 12 разряда, получавшего жалование из источников, независимых от центра.

Начался отъезд профессоров в Москву и Петроград, переход служащих на службу в другие учреждения с более высоким жалованием.

Понимая трудности, возникшие в ИВПИ, Губисполком, Уисполком и Губпрофсовет в 1922-1923 гг. гарантировали значительные доплаты к ассигнованиям из центра. Регулярно некоторые суммы выплачивались ВСНХ.

По ходатайству местных органов ВСНХ согласился на передачу ИВПИ некоторой доли (40%) отчислений, которые местные промышленные объединения (Иваново-Вознесенский текстильный трест и ГСНХ) обязаны были передавать в Москву в фонд субсидий ВТУЗов при ВСНХ. Все это дало возможность урегулировать вопрос с заработной платой, перечисляя её исходя из пяти товарных рублей (за один разряд 17-ти разрядной сетки), несколько поднять общее хозяйство вуза, выделить средства на студенческие нужды (стипендия, столовая, общежитие и др.) и изредка отпускать некоторые суммы на учебный процесс.

Все это вместе взятое (самоотверженная работа преподавателей и студентов, помощь местных органов и др.) позволило ИВПИ к 1923 г. укрепить свои позиции как "рассадника" высшего образования.

К этому времени четко определилась сеть остающихся в республике ВУЗов. Когда высших школ политехнического типа на территории РСФСР за исключением столиц имелось лишь четыре, жизнеспособность ИВПИ стала де-факто.

В течение первого года химфак располагался в помещении школы колористов. В 1919 г. он получил в своё распоряжение один из бытовых корпусов бывшей куваевской мануфактуры (ул. Батурина, у р.Уводь). Помещение было мрачным и неприветливым - теснота, темные узкие коридоры. Но студенты химфака любили свой корпус, где размещался факультет, и называли его наша "Куваевка". Вот четверостишие о ней из студенческой самодеятельности :

 
					"Все в Куваевке стеснились,
					Как в гробу покойники.
					Кабинет один в комоде,
					Другой в рукомойнике".

Благодаря напряженной работе всего коллектива факультета под руководством декана К.К. Блахера, а затем Н.Н. Ворожцова, уже в 1919 г. начали функционировать лаборатории общей химии, качественного и количественного анализа. К концу 1922 г. в химическом корпусе института размещались 2 аудитории и 10 лабораторий, а в 1922-1923 гг. закончилась организации лаборатории коллоидной химии. К тому времени химфак являлся единственной высшей химической школой в обширном районе с чрезвычайно развитой фабрично-заводской промышленностью.

Коллектив профессоров и студентов, весь Иваново-Вознесенск широко отмечал 5-летие ИВПИ. Из выступления Н.Н. Ворожцова на пятилетии ИВПИ:

"Из искры возгорится пламя", - было девизом органа, на котором учились поколения революционеров. Мы видим на примере нашего института как из маленькой искры научного знания и дерзания, занесенной военным сквозняком и революционным ветром в Иваново, постепенно занялся целый костер, освещающий уже своим спокойным пламенем целую округу. В таком пламени сгорает без следа темнота и невежество. Такие очаги научной жизни будут гореть и светить до тех пор, пока будет в человеке сохраняться стремление к знанию, значит до тех пор, пока будет человек на земле".

Из приветственной телеграммы председателя ВЦИК М.И.Калинина:

"Поздравляю учащих и учащихся пятилетним юбилеем, шлю свой привет, желаю успехов".

Зампредреввоенсовета М.В.Фрунзе писал:

"Приветствуя политехникум, маяк света и знания в пролетарском сердце союза ССР, с первым пятилетием и желая ему служить в течение многих пятилетий рассадником красных специалистов, выражаю искреннее сожаление, что неотложные дела лишают меня возможности прибыть на юбилей".

Вот воспоминания об этом времени в газете "Наше знамя", органе губернского бюро пролетарского студенчества (№ 4, 23 марта 1924 г.) Внеочередной выпуск газеты, посвященный юбилею политехникума:

"ИНСТИТУТ"

Убежав от немцев, прибыл он сюда. Встретил самый радушный прием. Но все время был что-то беспокоен... Все время ему думалось: а вдруг выставят. И успокоился только перед юбилеем. Получил светлое, большое помещение, массу заверений от хозяев в их благорасположенности к нему и 100.000 р. на расходы.

Успокоился настолько, что впервые за пять лет повесил вывеску,- до этого довольствовался визитными карточками. Впервые определил свое местопребывание. До этого ни один из студентов не мог уверенно ответить на вопрос: где ИВПИ? - и обыкновенно переспрашивал: да вам, собственно, чего? - красную канцелярию, белую канцелярию. Щаповку, Куваевку, Селивановку, Пассаж? и т.д. и т.п. - и оба становились в тупик.

Теперь не то! На большом двухэтажном здании висит пропорционально сделанная вывеска и на ней красиво выведено

Иваново-Вознесенский
Политехнический Институт

и студенты на вопрос: где ИВПИ? - гордо и небрежно, с сознанием своего достоинства, отвечают - неужели не знаете?! - Ну как можно! - Прямо и направо на Советской улице.

Да, пятилетие ИВПИ не фунт изюма. Много он бедный выстрадал. Одних ректоров сменил трех, а деканов уже и не сосчитать. Порой обольщался радужными надеждами и проектировал специальный институтский городок. Порой впадал в меланхолию и свертывал свои манатки, готовясь к отъезду. Иногда, страдая полнокровием, диктовал Москве свои условия, определяя профессорское содержание в мешках картофеля. А то, недомогая от худосочия, с грустью наблюдал их повальное бегство.

Всего было понемножку и горя, и радости, и слез, и смеха.

Внутри института жизнь также была полна разнообразия. Первые годы между профессурой и студенчеством наблюдалось трогательное содружество на почве воспроизводства картошки и прочих злаков. Лекции нередко из душных аудиторий переносились на простор картофельных полей, под синий небосклон. Когда вечерело у костра, у котелка с морковным чаем собиралась одна дружная семья и слышались долгие задушевные разговоры об интегралах, о маятнике, о пересечении прямых в пространстве. Мысль на свежем воздухе работала особенно остро и увеличивала творческий импульс мозга. Нередко во время отдыха устраивались концерты-кабарэ. Участвовали все лучшие местные силы: Сладкова, Ласточкина и др. В это время, пользуясь благодушным настроением, студент нередко вытаскивал из голенища зачетную книжку и под шумок, на мешке картошки, получал один, а то и два зачета.

Но ни что не вечно под луною. Прошли годы, канула в Лету эпоха военного коммунизма, стало вдоволь не только картошки, но и белого хлеба, и кончились картофельные идиллии. Старички профессора откачались в центр, осталась большею частью молодежь. НЭП вновь установил разгородки между ними и студенчеством. Еще не сдав дипломной работы, но получив звание ассистента, дерет кверху нос будущее "светило науки". Студент с трясущимися поджилками выходит на упражнения к доске и бледный, умоляюще смотрит в глаза преподавателя: Милый, пощади, не погуби... жена... дети... сам свинья. Но "милый" не щадит и уходит студент от доски посрамленный, с разби-тыми надеждами на легкий зачет в будущем. Нагружены студенты лекциями, упражнениями и лабораториями, напуганы до смерти минимумами и суровыми зачетами. Не спят, не едят, худеют с каждым днем и не ходят уж весеннею порою с залихватским видом - "нос огурцом". И только в минуту скорби насвистывают песенки самодельных поэтов на мотив "азбуки":

 
			"Вольтер большой интеллигент,
			 Восович все еще студент".

Или на мотив "Шарабана":

 
			"Зачем, зачем на свет родился,
			 Зачем дурак студентом стал.
			 Совсем здоровья я лишился
			 И не расцветши, я увял".

Но ни что не вечно под луною, и порой светлая надежда озаряет измученную душу студента о более светлом будущем. И думает он: не я, так дети мои дождутся.

 
                                                                 Курюк.

Педагогическое кредо преподавателей химфака формулировалось так: воспитывать студентов на изучении местных промышленно-экономических объектов и строить свои программы на углублении, как в практическую, так и в научную стороны, определенных, сравнительно немногочисленных областей химической технологии.

Коллектив факультета вел подготовку химиков для мануфактурных фабрик, т.е. специалистов, знакомых с теорией и практикой беления, крашения и узорчатой расцветки волокнистых материалов, основательно сведущих в химической и технической стороне производства красящих веществ и полуфабрикатов.

С другой стороны, учитывая потребность в химиках, способных обслуживать заводы, производящие минеральные кислоты, щелочи, соли, все материалы, необходимые для работы мануфактурных фабрик, факультет выделил в своей программе особый цикл химических дисциплин, обязательных для подготовки химиков по основной химической промышленности. К концу первого пятилетия химфак насчитывал в своем составе 11 кафедр:

Обширные циклы практических, лабораторных и научных работ проходили в лабораториях:

Кроме этого имелись кабинеты кристаллографии и минералогии, 2 физические аудитории на 300-350 человек, физическая лаборатория с музеем, обслуживавшая все факультеты института. С 1924-1925 уч.г. начинается медленное выздоровление института. Правление института разрабатывает планы обустройства вуза заново. В 1926-1927 гг. без каких-либо изменений Главпрофобром утверждаются новые учебные планы. Контингент студентов института к 1928 г. достигает полутора тысяч человек, преподавательский персонал - 95.

Прекрасным подарком к десятилетнему юбилею института явилось решение Иваново-Вознесенского губисполкома об образовании особого исследовательского фонда, который использовался институтом для постановки работ по изучению края и решения задач, стоящих перед местной промышленностью. На проектирование комплекса зданий для ИВПИ в г. Москве объявляется открытый конкурс, для реализации отбирается проект академика архитектуры И.А.Фомина, получивший на конкурсе вторую премию. Учитывая плачевное состояние материальной базы "Куваевки", принято решение в первую очередь строить здание для химфака. Закладка химического корпуса была приурочена к 1 мая 1928 г., прошла с большим подъемом и привлекла большие массы рабочих и учащихся г.Иваново-Вознесенска.

Высокие темпы индустриализации в эти годы требовали большого числа специалистов различного профиля. Возник дефицит инженерно-технических кадров. Как уже отмечалось, каждый студент на завершающей стадии обучения представлял в Государственную квалификационную комиссию дипломную научную работу и дипломный проект завода. Это создавало для студентов большие трудности, которые приводили к тому, что они задерживались в институте на 6 и более лет. К 1928 г. в вузах страны, в том числе и в ИВПИ скопилось довольно большое число неаттестованных студентов. Поэтому в 1929 г. была отменена защита дипломных работ и проектов. Это позволило, при некотором снижении качества подготовки, значительно пополнить различные отрасли промышленности инженерно-техническими кадрами. Идти на такой шаг заставляла объективная реальность.

После отмены защиты проектов в течение 1929-1930 гг. в ИВПИ было подготовлено 207 инженеров-химиков. Это почти в 10 раз больше, чем окончило химфак в 1928 г. Защита дипломов и работ была возобновлена в 1935 г.

Контингент студентов химфака и выпуск по годам
ГодКонтингентВыпуск
1918304-
19191424
19201202
1921213 7
1922261 3
1923271 4
1924250 1
1925- 10
1926- 21
1927 300 9
1928 - 22
1929*350 63
1930*400144
* - выпуск без защиты проектов и работ.

Ввод в эксплуатацию главного здания состоялся в 1930 г. и совпал с реорганизацией ИВПИ. К этому времени наметился рост доходной части бюджета, что дало возможность увеличить фонд заработной платы, стипендиальный фонд и обеспечило предпосылки улучшения качества всей работы.

Бюджет формировался из собственно государственного бюджета и спецсредств. Стоимость обучения одного студента неизменно росла. Так, например, она составила в 1923-1924 гг. - 161 руб. 84 коп., а к 1927-1928 гг. достигла суммы 731 руб. 12 коп. Укреплялась связь с местной промышленностью: к преподаванию привлекались специалисты из промышленности, учебные планы ориентировались на её запросы.

В начале 30-х годов был опробован "бригадный метод обучения", который предусматривал постоянную подготовку каждого студента по текущему материалу. На занятиях кто-либо из студентов отчитывался за всю группу. Однако такой метод не дал положительных результатов, т.к. всегда находились студенты, не готовившиеся к занятиям.