C 1970 до перестройки

Институт продолжает готовить специалистов по 12-ти специальностям. Возрос план приема на первый курс, и в 1980 г. он был 1050 человек, в том числе:

Контингент студентов составлял около 4900 чел., из них около 3500 чел. обучалось на дневных факультетах, 800 чел. на вечернем и 600 на заочном факультетах. На общетехническом факультете получили незаконченное высшее образование 500 чел.

Общетехнический факультет (ОТФ) был открыт в 1974 г. по инициативе общественных организаций и промышленных предприятий г. Кинешмы на базе учебно-консультационного пункта института. На этом факультете по вечерней и заочной формам обучения получали базовую (I - III курсы) вузовскую подготовку рабочие и служащие города и области. На машиностроительный и химико-технологический потоки факультет ежегодно принимал 100 чел. для обучения по вечерней и 75 чел. для обучения по заочной формам.

К 1979 г. ОТФ закончили более 400 человек, а первые выпускники факультета защитили дипломы в ИХТИ и других вузах страны. Учебно-лабораторная база факультета и промышленных предприятий позволяла обеспечивать хорошую подготовку специалистов. В лабораториях - современные приборы, вычислительная техника, технические средства обучения. Учебный процесс по девятнадцати учебным дисциплинам обеспечивали 19 преподавателей, из них 6 кандидатов наук. Первым деканом ОТФ была назначена Т.Н. Егорова (ранее - преподаватель кафедры иностранных языков ИХТИ).

В начале 80-х годов институт становится базовым высшим учебным заведением министерств химической промышленности и по производству минеральных удобрений СССР.

Выступая на станицах журнала ВХО им. Д.И. Менделеева (том ХХХI, № 4, 1986г.), первый заместитель министра министерства по производству минеральных удобрений А.А. Кочетков дал высокую оценку выпускникам Московского, Ивановского и Казанского химико-технологических институтов, Ленинградского технологического института.

В связи с этим более 40% выпускников распределялись на крупные химические комбинаты, заводы, НИИ. Вместе с тем, институт направлял своих выпускников практически на все предприятия министерства военно-промышленного (кафедра ТЭП направляла до 80% выпускников при плане приема на 1 курс 100 человек) и машиностроительного комплексов, министерства легкой промышленности и промышленности строительных материалов.

Начиная с 1974 г., институт перешел на обучение студентов по новым учебным планам, утвержденным Минвузом СССР. Эти планы предполагали значительное усиление общенаучной и фундаментальной подготовки специалистов. В них было предусмотрено увеличение объема математической подготовки, введен курс вычислительной математики. Общий объем учебных занятий был определен в 4750 часов, которые распределялись следующим образом:

Коллектив института постоянно прикладывал максимальные усилия для развития его материальной базы. В 1977 г. был введен в эксплуатацию лабораторно-аудиторный комплекс с блоком поточных аудиторий, библиотекой, актовым и спортивным залами площадью 7000 кв. м. Силами коллективов кафедр была переоборудована старая учебно-лабораторная база, служившая несколько десятков лет для обучения и воспитания не одного поколения тех-нологов и механиков.

Изменился не только внешний облик старых лабораторий, но, что более важно, обновилось их оборудование. Стоимость научно-лабораторного оборудования возросла до 7 млн. руб. В 1974 г. в институте был организован вычислительный центр - межкафедральная вычислительная лаборатория, оснащенная цифровыми электронными машинами третьего поколения - ЕС-1020, ЕС-1050, "Наири-3" (с 1974 г. начальником вычислительного центра был В.М. Филатов, с 1979 г. - С.И. Любимов).

Эффективность образовательной деятельности неразрывно связывалась с широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения и контроля. Технические средства аудиторного фонда дополнялись кафедральными макетами оборудования, реальными изделиями, моделями, диапозитивами, атласами типовой аппаратуры, устройствами программированного контроля усвоения студентами учебного материала. В учебный процесс на ряде кафедр (МАХП, АХП, П и А) прочно вошли электронные цифровые и аналоговые машины. Кафедра высшей математики и вычислительной техники стала проводить все занятия с использованием малой вычислительной техники и ЭВМ ЕС-1020. На кафедрах графики, физики, неорганической, аналитической и физиче-ской химии появились классы программированного обучения и контроля.

Институт последовательно и успешно проводил комплекс мероприятий по повышению академической активности студентов. Этому были подчинены все основные формы учебного процесса: лекции, лабораторные практикумы, практические и семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, производственная практика. По курсам, не имеющим учебников, готовились конспекты лекций. Модернизация всех специальных общеинженерных, общехимических кафедр, создание новых лабораторий позволили поднять на качественно новую ступень выполнение лабораторных работ.

Уже на младших курсах студенты стали приступать к выполнению учебных научно-исследовательских работ (УИРС), доля которых в практикумах по мере перехода на старшие курсы возрастает.

На кафедре аналитической химии все студенты выполняли УИРС в лаборатории целевого назначения - изучения почв и разработки новых методов анализа. На кафедрах МАХП и технической механики студенты работали в конструкторском бюро. На кафедре физической химии, на специальных кафедрах выполняемая УИРС была тесно связана с проблемными исследованиями кафедр, в том числе с работами, выполняемыми по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями.

Большая работа по повышению академической активности студентов выполнялась кафедрой иностранных языков. На кафедре был оборудован лингафонный кабинет, открыта студия звукозаписи, успешно действовало студенческое бюро переводов.

Потребности времени меняли содержание и уровень дипломных проектов и дипломных научных работ. Большее место в них отводилось теоретическому и экономическому обоснованию технологических процессов. Повысился уровень научных работ, увеличилось число публикаций и авторских свидетельств, соавторами которых являлись студенты. В дипломных работах в большей мере стали использоваться математические методы планирования, математическая обработка результатов исследований.

Организационная методическая работа по руководству практикой строилась исходя из главных целей практик - закрепление и расширение знаний, полученных в процессе обучения, на основе глубокого ознакомления с работой предприятий, овладения профессиональными навыками и передовыми методами труда и управления.

Практика проходила на передовых заводах страны, соответствующих профилю специальностей подготовки. Среди них можно назвать

Переход на новые учебные планы, обновление материально-технической базы обучения способствовали интенсивной научно и учебно-методической работе. Методический совет в составе 15 комиссий, совета кураторов и лаборатории НОТ являлся организующим центром многогранной научно-методической работы коллектива. С целью обобщения и распространения опыта отдельных подразделений ежегодно проводились и проводятся тематические научно-методические конференции. Учебные и методические вопросы занимали значительное место в работе ученых советов, являлись предметом рассмотрения на заседаниях кафедр, семинаров.

Круг их достаточно широк - от академической активности студентов и работы с отличниками - до совершенствования экономической и физико-математической подготовки будущих специалистов, дипломного проектирования и повышения методологического уровня преподавания общенаучных и специальных дисциплин в связи с подготовкой ин-женеров широкого профиля.