В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ.
ИХТИ - ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ЦЕНТРОВ
ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 1986 г. в стране началась перестройка. Она не обошла стороной и высшую школу. Проект ЦК КПСС "Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране", приказы Минвуза СССР от 22.09.86 г. № 660 и Минвуза РСФСР от 04.10.86г. № 636 расширили права вуза. Начавшаяся в обществе демократизация была привнесена и в высшую школу новым министром Минвуза СССР Г.А. Ягодиным. Было разрешено свободное посещение лекций; студенты в обязательном порядке вводились в ученые советы всех уровней, что часто создавало неразбериху в их работе (студенты не всегда являлись на заседания, не хватало кворума); начались опросы среди студентов - "преподаватель глазами студента"; рекомендовалось сокращение лекционных занятий, продолжительности лекций и многое другое.

В октябре 1986 г. в соответствии с решением ученого совета была создана комиссия (Е.М.Румянцев - председатель, члены комиссии: Г.А. Крестов, Ю.Г. Широков, А.И. Максимов, А.М. Козловский, В.П. Миронов, О.А. Самсонов), которая разработала долгосрочную (вплоть до 1992г.) программу совершенствования качества подготовки специалистов в свете Проекта ЦК и приказов Министерств.

Программа была нацелена на интеграцию высшего образования, науки и производства, на формирование нового типа мышления специалистов, целевое индивидуализированное обучение с широким использованием в учебном процессе и научных исследованиях электронно-вычислительной техники. Предусматривалось значительное приближение учебно-воспитательного процесса к запросам промышленного производства, более широкое развитие практических навыков выпускников. Значительное место в программе отводилось коренной модернизации и совершенствованию материально-технической базы института, перестройке всего учебно-научно-воспитательного процесса.

План приема на первый курс во второй половине 80-х г. был практически стабилен: 700-725 чел. на дневную форму обучения; колебания происходили по заочной и вечерней формам обучения ( в общем на обучение без отрыва от производства принималось от 125 до 300 чел.). Приток молодежи в вузы в те годы уменьшился, что было вызвано рядом экономических и социальных факторов. Конкурс составлял 1-1,3 чел. на одно место. Для обеспечения стабильного приема изыскивались новые формы работы как со школьниками, так и с промышленными предприятиями. С промышленными предприятиями заключались долгосрочные договоры на подготовку и распределение молодых специалистов. Они предусматривали направление молодежи как на 1-й курс, так и на подготовительное отделение. В 1988 г. таких договоров было заключено 85.

Вошла в практику организация выездных приемных комиссий - г. Черкесск (Ставропольский край), г. Чкаловск (Горьковская область), г. Кустанай (Казахская ССР), г. Дорогобуж (Смоленская область), г. Северодонецк (Украинская ССР), г. Яван (Таджикская ССР), г. Туймазы (Башкирская АССР), г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область).

Все это позволило коллективу вуза с громадным напряжением физических сил и материальных средств ежегодно выполнять планы приема на 1-й курс. В соответствии с приказами Минвуза СССР от 01.07.85 г. № 493 и от 13.12.85 г. №125 в ИХТИ был разработан и реализован план переподготовки преподавателей в области вычислительной техники на 1985-1987 гг. Планом предусматривалось прослушивание ими курса лекций и непосредственная работа за терминалом в объеме 56 часов. В 1986 г. в ИХТИ функционировали следующие подсистемы АСУ: "Абитуриент", "Контингент студентов", "Кадры сотрудников", "Контроль текущей успеваемости", "Сессия" (зачет и экзамен), "Учет расчетов по стипендии", "Анализ деятельности кафедр вуза", "Итоги социалистического соревнования студенческих групп".

Возрастала роль вычислительной техники в учебном процессе и научных исследованиях. В 1986г. действующая система коллективного доступа к ЭВМ ЕС-1050, абонентские пункты АП-4 и АП-70, дистанционная связь с машиной позволили довести машинное время в целом на учебный процесс до 50% полной наработки. В учебные планы была включена дисциплина "Применение ЭВМ в химической технологии".

К 1990 г. парк ЭВМ значительно пополнился, была запущена в эксплуатацию ЕС-1046, работало 250 единиц ПЭВМ разных видов, функционировало 16 дисплейных классов. Коллектив преподавателей ориентировался на разработку и издание учебной литературы с использованием ЭВМ - это направление методической работы стало приоритетным. В 1986 г. было издано 35 наименований подобной литературы, в 1987 г. - 31 наименование, в 1988 г. - 20 наименований. Они содержали программно-алгоритмические разработки и посвящались использованию ЭВМ в АСНИ, САПР, АСУТП и созданию АОС.

В 1987 г. в соответствии с приказом Минвуза СССР от 10.07.87 г. № 500 была проведена первичная аттестация всех преподавателей на соответствие занимаемых должностей.

Некоторые изменения появились в традиционной структуре факультетов. В 1987/1988 гг. вновь был организован общеинженерный факультет, на котором обучались студенты 1 и 2 курсов. В его состав вошли все общеинженерные и общехимические кафедры (более 150 преподавателей и 1200 студентов). Деканом факультета был назначен доц. В.И. Красухин. Совершенствовались учебные планы (1988-1990 гг.), которые предусматривали:

Особое внимание было уделено заключительному этапу специальной подготовки: она была спланирована с учетом вновь открытых специализаций по ряду специальностей и с учетом договоров с предприятиями на подготовку специалистов на период до 1995 г.

Учебными планами 1990 г., по которым обучались студенты 1-3 курсов, около 50% учебного времени отводилось на самостоятельную работу студентов (СРС), а также для встреч с преподавателями (индивидуальная работа), связанных с выполнением заданий, вынесенных на самостоятельную работу. На 1/3 сокращались лекционные курсы. В учебный процесс были внедрены комплексные программы по мировоззренческой, химической, физико-математической, экономической, экологической подготовке, применению ЭВМ и микропроцессорной техники на весь период обучения.

В целях использования материальной и лабораторной базы НИИ и промышленных предприятий в учебном процессе и для подготовки специалистов для этих предприятий были созданы филиалы кафедр и учебно-научно-производственные комплексы (УНПК):

ИХНР АН СССР, г. Ивановофилиал кафедры неорганической химии;
ИХНР АН СССР, г. Ивановофилиал кафедры ХТВМ;
ИвНИИПИК, г. Ивановофилиал кафедры ХТПМ и ПМ;
Конденсаторный завод, г.Северозадонск, Тульской областифилиал кафедры ТЭП;
НИЭКМИ, г. Ивановофилиал кафедры МАХП;
Завод "Автоагрегат", г. Кинешмафилиал кафедры МАХП;
НПО "Информатика", г. Ивановофилиал кафедры АХП;
ХБК им.Самойлова, г. Ивановофилиал кафедры ХТВМ;
ПО "Капролактам", г. ДзержинскУНПК кафедры АХП;
ХБК им.Самойлова, г. ИвановоУНПК кафедрыХТВМ;
НПК "Импульс", г. Великие ЛукиУНПК кафедры ТЭП;
ЗХЗ им.Фрунзе, г. ЗаволжскУНПК кафедра ХТОК и ПП;
ПО "Химпром", г. НовочебоксарскУНПК кафедры ХТОК и ПП;
Загорский лакокрасочный завод НПО "Спектр"УНПК кафедры ХТКЛ и ЛП;
ПО "Химпром", г. ЧеркесскУНПК кафедры ХТЛК и ЛП;
ПО "Химволокно", г. КлинУНПК кафедры ТХВ;
ПО "Химволокно", г. КустанайУНПК кафедры ТХВ;

Вторая половина 80-х годов проходила в вузе, как и во всей стране, под знаком углубления демократизации и гласности. На ученых советах обсуждались и утверждались штаты ППС и объемы педпоручений, проходили Дни открытого письма, информационные встречи со студентами.

Расширялось и углублялось участие студентов в управлении вузом. 25% членов советов (институтского и факультетских) составили студенты. Комсоргам, старостам и профоргам было разрешено присутствовать на экзаменах и зачетах, принимать участие в формировании плана распределения. Студенческий актив получил право высказывать ректору мотивированное мнение по вопросам поощрения и наказания, отчисления и восстановления, выдачи характеристик и рекомендаций для обучения в аспирантуре. Происходил перевод на полное или частичное самоуправление студенческих общежитий.

Учебно-воспитательные комиссии (УВК) рассматривали вопросы текущей успеваемости, дисциплины, выносили поощрения и взыскания, поддерживали связь с родителями, участвовали в работе стипендиальных комиссий.

Около 80% студентов участвовали во внеучебное время в различных формах НИРС. Преподаватели многих кафедр осуществляли поиск новых форм привлечения студентов к научной, технологической, внедренческой деятельности, обеспечивая в стенах вуза единство учебного и научного процессов.

Для раннего выявления творческих способностей студентов и целенаправленной подготовки специалистов для научных учреждений и производства в 1990 г. было создано студенческое научно-практическое объединение. Многие дипломные проекты и работы, выполненные студентами в рамках х/д с предприятиями, имели экономический эффект. На ежегодных днях науки студенты выступали с сотнями докладов.

Активизировалась учебная и внеаудиторная работа гуманитарных кафедр. Для удовлетворения интересов студентов к актуальным проблемам общества читались спецкурсы: история советского искусства; вторая мировая война; социально-биологические предпосылки формирования человека; философия, религия, культура; немарксистские экономические теории; кооперативы: сущность, опыт, значение; демократия и политическая культура; проблемы национальных отношений; АПК: проблемы, противоречия и другие.

В преподавании гуманитарных дисциплин появились новые формы работы со студентами - проведение семинаров в форме пресс-конференций, чтение лекций - диалогов и др. Поиски новых подходов к обучению отражены на страницах многотиражной печати. В газете "Химик" появляются публикации: - "Время требует перемен - о проблемах совершенствования преподавания", "Многое зависит от личности преподавателя", "Каким быть семинару?", "Что видно с кафедры?", "Главное научить анализировать" и др.

В институте шли процессы, которые как в капле воды, отражали то, что происходило в целом в стране. Активизация, ускорение, перестройка, интеграция обучения, науки и производства. Коллектив преподавателей пытался направить энтузиазм молодежи на решение народнохозяйственных задач, по-новому осмыслить имеющиеся в образовании проблемы, реализовать творческий подход к их решению, довести начатое до конца. Руководство института и его коллектив стремились все сделать для того, чтобы тот огромный накал, который возник в обществе в период перестройки, не превратить в разговоры, рассуждения, обсуждения, принятие различных резолюций, не оторвать слово от дела.

Издательская деятельность всегда в ИХТИ была одним из приоритетных направлений работы преподавателей и сотрудников. За 10 лет (1970 - 1980 гг.) выпуск литературы внутривузовским способом вырос в 4 раза. Только с 1970 по 1978 гг. была издана литература 800 наименований общим объемом 2400 п.л.

Увеличилось число учебников и монографий, издаваемых через центральные издательства:

1986 год

Всего было выпущено 194 наименования методической литературы объемом 425 п.л.

1987 год

По плану Минвуза РСФСР было издано 7 учебных пособий и лабораторных практикумов объемом 35 п.л.

1988 год

По плану Минвуза РСФСР было издано 4 учебных пособия и конспектов лекций объемом 23 п.л. Всего издано 162 наименования учебно-методической литературы объемом 368п.л.

В конце 80-х г. разрабатывались типовые учебные планы, в основу которых был заложен принцип увеличения роли самостоятельной работы студентов с одновременным сокращением обязательных аудиторных занятий до 28 час. на младших и 24 час. на старших курсах в неделю.

В институте были организованы комиссии по специальностям, основной задачей которых являлось составление рабочих учебных планов на основе типовых и утверждение рабочих программ дисциплин учебного плана. Особое внимание уделялось усилению фундаментальности их преподавания и соблюдению принципа преемственности в изучении дисциплин, расширению гуманитарной составляющей изучаемых дисциплин.

Для активизации самостоятельной работы студентов были разработаны графики текущего контроля знаний, введены рейтинговая текущая система контроля знаний.

Осознавая, что важной задачей подготовки специалиста сегодня является формирование комплексного инженерного мышления, то есть способности учитывать не только технические, но и экономические, экологические, социально-психологические и другие факторы деятельности, умения выбрать и практически реализовать наилучшую для конкретных условий техническую альтернативу, организовать деятельность коллектива как целого и индивидуальную работу входящих в него членов, в учебный процесс стали успешно внедряться принципиально новые виды занятий, объединяющие важнейший материал целого ряда дисциплин.

Таким образом, была сформирована единая система непрерывного образования, обеспечивающая организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно и скоординированно решающих задачи общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого студента с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоническому развитию.

В институте идет постоянное совершенствование основных нормативных учебно-методических документов - учебных планов и программ на основе повышения значимости фундаментальных дисциплин в теоретической и профессиональной подготовке специалистов широкого профиля, более полного использования новейших достижений науки и техники, передового опыта. Повысилась роль учебно-методической работы в решении задач улучшения качества подготовки специалистов.

Главные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса определяются сейчас задачами формирования специалиста широкого профиля. При этом предполагается серьезная подготовка в области естественных наук, которая позволит будущему инженеру творчески овладеть специальными дисциплинами, постоянно обновлять и повышать свой профессиональный уровень.

Для решения этих задач и проведения учебно-методической работы приказом ректора ежегодно создается методический совет, который насчитывает в своем составе 32 члена из числа наиболее квалифицированных профессоров и доцентов. Методсовет включает в себя 15 цикловых комиссий по различным направлениям работы. Круг вопросов, рассматриваемых на методсовете, очень широк: обсуждение новых учебных планов по специальностям, проектов стандартов на рабочие программы, итоги обучения студентов по новым учебным планам и др. Большую методическую работу выполняют цикловые комиссии.

Для обеспечения дальнейшего повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на основе его научной организации и совершенствования учебно-методической работы проводятся ежегодные научно-методические конференции, решения и рекомендации которых используют в своей работе все кафедры и факультеты вуза.

Ученый совет академии, советы факультетов, научно-методический совет, факультетские секции научно-методического совета занимаются разработкой организации учебного процесса. В академии ежегодно проходят научно-методические конференции с изданием тезисов докладов. Вот тематика конференций за последние годы.

В декабре 1991 г. в институте была создана Межкафедральная лаборатория информационных технологий и ПЭВМ под руководством главного конструктора по информатизации доцента И.И. Барбетова, которая выступила в качестве координационного центра для внедрения быстро развивающихся информационных систем и программно-технических средств в науку, учебный процесс и управление вузом. Объединение большей части компьютеров института в корпоративную локальную сеть, подключение через академическую сеть RELARN к всесоюзной компьютерной сети RELCOM и получение в феврале 1993 г. одного из первых в регионе электронных адресов обеспечили возможность эффективное взаимодействие с научными и деловыми партнерами, органами управления вузом, открыли доступ к широкой научной информации. С 1995 года университет имеет выход во Всемирную глобальную компьютерную сеть Internet.

Разработана и реализуется концепция использования ЭВМ в четырех основных направлениях:

Для реализации указанной концепции была создана соответствующая техническая база:

С точки зрения методологии реализуются два подхода к использованию ЭВМ в учебном процессе:

  1. Использование ЭВМ для целей обучения (приобретения новых знаний). Реализа-ция этого подхода осуществляется путем создания различного типа АОС, автома-тизированных учебных курсов, программ для индивидуального контроля качества усвоения учебного материала.
  2. Обучение студентов использованию ЭВМ в будущей профессиональной деятель-ности (АСНИ, САПР, АСУТП).

Они осуществляются путем реализации программы "Непрерывной (сквозной) компьютерной подготовки". Эта программа предусматривает базовую и специальную подготовку в области использования ЭВМ.

Базовая подготовка к использованию ЭВМ осуществляется в дисциплинах "ВТ и программирование", "Применение ЭВМ в химической технологии".

Специальная подготовка в области АСНИ, САПР, АСУТП реализуется в дисциплинах общенаучного и общеинженерного циклов путем использования ЭВМ в лабораторных практикумах и специальных дисциплинах при выполнении курсовых проектов и работ, в дипломном проектировании.

За период обучения каждый студент нарабатывает за терминалом 200-300 ч.; на специальности АХП - 500-600 ч.

Использование ЭВМ в НИР осуществляется при выполнении госбюджетных и хозрасчетных работ, при обработке результатов эксперимента, при патентном поиске и анализе литературы.

С целью повышения оперативности в управлении учебным процессом в вузе создается APM руководителя учебного процесса (декана, начальника учебного отдела) на базе ПЭВМ типа IBM-PC. Это позволяет осуществлять следующие функции:

Указанные АРМ реализованы на каждом факультете института.

Учитывая потребность региона в квалифицированных кадрах, институт значительно расширил в 80 - 90 гг. перечень предлагаемых специальностей. В 1987 г. была открыта кафедра (зав. кафедрой профессор В.В. Костров) охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов со специализацией "Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов".

Кафедра экономики и управления производством начала в 1990 г. подготовку инженеров-экономистов по специальности "Организация управления производством". Обучение ведется по заочной форме для имеющих высшее химическое образование. Необхо-димость открытия специальности вызвана заявками со стороны руководителей и специа-листов промышленных предприятий, занимающих должности, связанные с руководящей и экономической работой. Обучение платное и производится на основе договоров с предприятиями и организациями. С 1993 г. на данную специальность осуществляется набор по дневной форме обучения.

Кафедра неорганической химии с целью подготовки научно-педагогических кадров для вузовской, академической и отраслевой науки региона с 1990 г. стала выпускающей по специальности "Химия". Подготовка специалистов осуществляется по утвержденным для университетов программам, адаптированным к специфике будущей работы исследователя или преподавателя. Специальность органически вошла в Высший химический колледж РАН. В 1991 г. была произведена структурная перестройка факультетов, которая функционирует и в настоящее время.

Серьезным экзаменом для всего коллектива института в 1992 г. стала первая в его истории государственная аттестация, в ходе которой глубочайшему анализу были подвергнуты все сферы деятельности вуза: учебная, методическая, воспитательная, научно-исследовательская и хозяйственная. Впервые проверялись "остаточные" знания студентов. Государственной аттестации предшествовала внутренняя самоаттестация, позволившая самокритично оценить успехи и недостатки работы профессорско-преподавательского состава института, НИЧ и хозяйственных служб.

Аттестацию прошли все специальности и институт в целом. На основании результатов Государственной аттестации институту выдана лицензия на образовательную деятельность. По сути дела, замечания, сделанные членами Государственной аттестационной комиссией, легли в основу деятельности института в дальнейшем.

Самый главный вывод, сделанный членами Государственной аттестационной комиссией, заключался в том, что подготовка специалистов в институте ведется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним обществом.

Гуманитаризация образования, которая коснулась и технических вузов, привела к организации в октябре 1991 г. гуманитарного отделения (первый директор проф.В.П. Столбов).

В состав гуманитарного отделения вошли кафедры философии, истории, политологии и права, иностранных языков, физвоспитания, экономических теорий, русского языка.

В учебных планах появились такие дисциплины, как "Культурология", "Социология", "Психология", "Психология общения", "Культура речи", "Философия естествознания" и др.

Возрастающая роль использования ЭВМ в учебном процессе потребовала значительно усилить преподавание дисциплин "Информатика" и "Применение ЭВМ в инженерном деле". Для этого в 1993 г. создается кафедра "Информатики и вычислительной техники" (зав. кафедрой д.т.н., проф. С.П. Бобков).

В 1993 г. началась подготовка по специальности "Технология жиров", специализациям "Технология химико-фармацевтических препаратов" и "Полимеры медико-биологического назначения".

В ходе реформирования высшего образования вводятся Государственные образовательные профессиональные стандарты (ГОС), определяющие структуру и содержание подготовки специалистов. Вводится многоуровневая система подготовки.