К проблеме
эстетических коммуникаций. Ш. Бодлер.
и О. Ч. Суинберн
Д.В. Машкова
Казанский государственный
унивеситет
Шарль Бодлер,
воспитанник романтизма, в первую очередь, английского, современник концепции
«чистого искусства», предтеча французского символизма и декандентства Англии и
Франции рубежа XIX-XX веков, не следовал безоговорочно
ни за одним литературным направлением, ни за одной концепцией. Отталкиваясь
в своих рассуждениях об искусстве от романтизма и концепции «чистого искусства»,
Бодлер выдвинул собственные художественные принципы, перенятые и развитые
английским поэтом О.Ч. Суинберном.
Основные моменты
эстетической системы Бодлера, сыгравшие значительную роль в формировании
концепции Суинберна, сводятся к следующим положениям: стремление к
расширению предмета искусства; признание главенствующей роли воображения в
творчестве; утверждение противоречивой сущности вещей; поклонение культу
красоты; эстетизация безобразного; отказ от дидактизма, но признание
зависимости между моралью и искусством. Бодлер видит свободу творчества в неограниченности предмета искусства. Он
признает за искусством право отображать все возможные стороны жизни человека,
обращаться к любым эпохам (в том числе и к современности). Аналогичной точки
зрения придерживался и Суинберн, говоря, что для искусства хороши все времена
и все темы (Swinburne, 1972: 15). Важная роль в творчестве
Суинберна и Бодлера отводится воображению,
которое помогает художнику проникать в глубины истины, постигать сущность
вещей, познавать природу ощущений. Согласно Г.К. Косикову, «воображение –
еще одно ключевое понятие в эстетике Бодлера» (Бодлер, 1986: 36). Художник,
наделенный им, способен выполнять в искусстве свою основную функцию: передавать
противоречивую сущность вещей. В
понимании Бодлера мир состоит из противоположностей: «В любом человеке в любую
минуту уживаются два одновременных порыва – один к Богу, другой к Сатане» (Бодлер,
1993: 294). Буквально следует за Бодлером и Суинберн:
«человек – сочетание черного и белого, он – гибрид, он – двусмысленность» (Swinburne, 1972: 148). И не только в отношении человека ощущают поэты внутреннее противостояние:
каждое понятие содержит противоречие – любовь включает в себя ненависть,
жестокость может стать частью нежности; работа ума и воображение является
источником наслаждения, мук и разочарования. Вся эта двойственность вещей была
отображена в системе образов лирики Суинберна и Бодлера. Еще один основной
принцип - поклонение культу красоты.
Однако «красота» Бодлера не похожа на традиционое толкование прекрасного:
«Это нечто пылкое и печальное, нечто слегка зыбкое, оставляющее место для
догадки… Тайна и сожаление тоже суть признаки Прекрасного» (Бодлер, 1993: 270),
пишет он в «Фейерверках». Прекрасное – это то, что наполнено внутренним
смыслом и содержанием, красота – огонь, возникающий, когда художник тронут
созерцанием предмета, а такое сияние может исходить и от вещей уродливых.
Значительное место в творчестве Бодлера отводится безобразному, которое благодаря мимесису, обретает в произведении
искусства своеобразную красоту и притягательность. Эстетические принципы
Бодлера не исключают зависимости между
искусством и моралью. Художник не является проповедником, он лишь обязан не
искажать истинную картину мира и жизни: «Порок привлекателен, надо живописать
его привлекательным; однако следствием его являются болезни и необычайные
нравственные страдания, надо их описывать» (Бодлер, 1986: 26). Суинберн в
рецензии на «Les Miserables» Виктора Гюго писал: «жить
в мире, где все зло сошло на нет, было бы тяжело и безрадостно» (Swinburne, 1972: 148). Такой мир станет нереальным и ограниченным, как ограниченно и
нереально искусство, порожденное только добродетелью и отвернувшееся от
всего порочного и уродливого.
Философские и
эстетические взгляды Бодлера, в вслед за ним и Суинберна, сложились
окончательно благодаря влиянию творчества
Эдгара Аллана По. Самой характерной и объединяющей чертой стала «философия отчаяния». Пессимизм поэтов
вырос на почве ненависти к утилитаризму и мещанской морали. В формирующемся
буржуазном обществе особенно остро вставал вопрос
о полезности искусства, которую поэты отрицали. Возмущение их было
направлено и против материального
прогресса, неизменно влекущего за собой регресс моральный. «Прогресс
настолько атрофирует в нас духовное начало, что с его результатами не сравнится
ни одна кровожадная, кощунственная или противоестественная греза утопистов» (Бодлер,
1993: 278), писал Бодлер. Еще один важный момент заключается в
утверждении совершенства формы как
важнейшего условия существования произведения искусства. Поэзию делает
искусством музыка, стихи убеждают самой красотой, самой гармонией – мысль уже
не нуждается в обосновании и доказательствах. По, Суинберн и Бодлер
восприняли все важнейшие реформы и улучшения музыкальной организации стиха
романтической школы: богатство рифмы, произвольную подвижность цезуры, перебои
ритма, чередование строк с разным количеством слогов.
Творческая
установка Бодлера и Суинберна сыграла важную роль в развитии французской и
английской литературы конца XIX – начала XX века.
Бодлер был объявлен предтечей символизма; с именем Суинберна связано
формирование английского эстетизма и декадентства: «он был первым декадентом в
Англии, воспитанным на примере Франции». (Starkie, 1962: 40).
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бодлер
Ш. Цветы зла. Стих. в прозе. Дневники. М.,
1993.
2.
Бодлер
Ш. Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986.
3.
Косиков
Г. К. Шарль Бодлер между «восторгом
жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. М.,
1993. – С. 5-40.
4.
Нольман
М. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.
5.
По
Э. Собрание сочинений / Пер. К.Д. Бальмонта. – Т. 2.
Рассказы, статьи, отрывки, афоризмы. М., 1906.
6.
Henderson Ph. Swinburne. Portrait of a poet. N.
Y., 1974.
7.
Porche F. Baudelaire. Histoire d’une ame. P.,
1945.
8.
Starkie E. From Gautier to Eliot: the influence
of France on English Literature, 1851 – 1939. L., 1962.
9.
Swinburne A. Ch. Swinburne as critic / Ed. by
C.K. Hyder. L. – Boston, 1972.