Проблема человеческого существования в творчестве А. де Сент-Экзюпери

 

Л.В. Корнилова

Ивановский государственный химико-технологический университет

 

Начало XX в., как известно, прошло под знаком социальных катаклизмов, поставивших человечество перед необходимостью решения ряда философско-нравственных важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс осмысления происходящего. Среди них особо зна­чи­тель­ны А. Жид и А. Мальро, которые, тем не менее, значительно разли­ча­лись миро­воз­зренческими позициями. Осмысливая функции и роль человека в мире, они счи­тали своей необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, что­бы выйти за рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в философских построениях представителей экзистен­циа­лист­с­ко­го те­чения – Ж.-П. Сартра и А. Камю.

Одним из французских писателей, которые воспринимали кри­зис ду­хов­но­сти как самое большое зло эпохи, был А. де Сент-Экзюпери. В отличие от боль­шинства писателей-современников он не соглашался с тем, что чело­ве­чес­кие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Пи­са­телю было присуще пони­ма­ние необходимости преодоления разобщенности людей, необходимости со­зда­ния человеческого сообщества, ответственного за свое будущее.

Размышляя о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сент­-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях, начиная с первой книги «Южный почтовый» и вплоть до неоконченного труда «Цитадель». Сознавая траги­чес­кую заданность челове­чес­ко­го существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Ре­шение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению са­мой жизни в «великое дело». А. де Сент-Экзюпери считал, что только ак­тив­ная жизненная позиция формирует человека и обогащает его новыми цен­но­стя­ми, главная из которых – духовность. Для него самого основной формой жизни и основным методом познания являлось участие в жиз­ни посредством дей­ст­вия. Такая экзистенция в сочетании с фи­ло­софской ре­флексией при­вели его к выводу о том, что жизнь личности – это процесс дли­тель­ного ду­хов­ного созревания.

Особое значение в концепции личности А. де Сент-Экзюпери при­об­ре­та­ет понятие межличностных связей и действия. Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и содержания жизни. Подтверждением этого может слу­жить уже первая книга А. де Сент-Экзюпери «Южный почтовый». Со­от­но­ше­ние идей, т.е. миросозерцания, и их преломление, т.е. действие, в этом про­из­ведении еще носит двойственный характер. Для героя книги Бернис ха­рак­терна некая раздвоенность, поскольку он понимает необходимость активной жиз­ненной позиции, но и пытается расширить рамки этой идеи одновременно как нечто, порабощающее человека и обрекающее его на заурядность и ру­тин­ность. Однако действование для него является, прежде всего, актом протеста про­тив пассивной позиции по­тре­­бителя. Считая существование окружающих его людей лишь  «ви­ди­мо­стью жизни» (Сент-Экзюпери, 2000), он решает бе­жать от этого. И только на авиабазе Бернис ощу­щает, что работа прочно свя­зы­ва­ет его с миром, возвращая к реальности бытия. Ге­рой избирает для себя стойкость против слабости, активность про­тив пас­сив­но­сти и вызов смерти про­тив фатализма жизни. Но такая по­зи­ция, как отме­ча­ют многие критики (Lo­sic, 1965), еще далека от созидательной. Это бунт и бег­ство от дейст­ви­тель­но­с­ти. Однако далее герой Сент-Экзюпери начинает по­ни­мать, что од­ного бунта яв­но не достаточно для того, чтобы считать жизнь че­ло­века пол­но­ценной. Мысль о «смерти бога», и вместе с этим, мысль об утрате ме­­та­фи­зи­чес­кого смысла человеческого бытия приводит его к убеждению, что един­­ст­вен­ный способ обрести бессмертие – это участвовать в таких действиях, у ко­то­рых есть шанс пережить человека. Для этого, как полагал А. де Сент-Эк­зю­пери, нуж­но свои усилия подчинить общей цели. Он считал, что, если для рож­дения ве­ликой цели достаточно героя-одиночки, то для ее реализации не­об­хо­димо со­труд­ничество.

Вторая книга А. де Сент-Экзюпери «Ночной полет» имеет именно такой им­плицитный смысл. Ценность человеческой личности проявляется, по мне­нию автора, в рам­ках коллективного сотворчества в достижении об­щей цели.

Самая важная черта А. де Сент-Экзюпери и главный пункт его концепции че­­ловека – это вера в высшее его предназначение, в стремление человека к со­вер­­шенствованию, к  преодолению собственных пределов. Созданный Сент-Эк­зю­пери образ Ривьера является примером человека, не удовлет­во­ривше­гося ком­промиссным решением. Идейно-нравственная концепция автора в «Ноч­ном полете» – это бескомпромиссное воплощение собственных целей.

В «Ночном полете», хотя и не столь явно, намечается одно из основных положений эстетической концепции Сент-Экзюпери. Это – идея человеческого брат­ст­ва,  которое объединяет группу людей,  связанных  профессией, одной це­­лью. Та­кая форма товарищества позже в «Планете людей» преобразуется в бо­лее уни­вер­сальное понятие человеческой солидарности.

А. де Сент-Экзюпери нельзя назвать лишь создателем романов о жизни лет­чиков  с превалирующим интересом к их внутреннему миру. В его случае речь идет о создании модели социальной личности,  множеством нитей свя­зан­ной с окружающим ее миром.  Эта форма и структура коллективного со­су­ще­ст­во­вания  имела  в его понимании особую значимость.  Он сознавал, что про­б­ле­мы человеческого бытия надо решать комплексно, в двух плоскостях – инди­ви­ду­альной и коллективной.

В третьей книге «Планета людей» Сент-Экзюпери уходит от про­яв­ля­е­мых им ранее индивидуалистических концепций «сверхчеловека». В этом про­из­ведении окончательно формируются его гуманистические принципы. Че­ло­век для него по-прежнему ценен как homo sapiens, но в это понятие теперь вкла­ды­вается еще однозначный, общественно-содержательный смысл. Здесь че­ловек, скорее всего, просто труженик, честный, волевой, который своим по­все­днев­ным трудом вносит вклад в дело прогресса. В «Планете  людей»  автором прак­тически формулируется понятие человеческого сообщества.

Мысль об ответственности,  которая должна быть присуща каждому, не ос­тавляет Сент-Экзюпери.  Подобные тенденции были выражением духа эпохи. Они родились из ощущения перекоса в развитии цивилизации. Сент-Экзюпери, как и многие философы-современники, понимал необходимость преодоления раз­общенности. Однако по отношению к современной ему действительности про­блему разобщенности решить было трудно. Поэтому в последней книге «Ци­тадель», как отмечается многими критиками (Borgal, 1964; Ouellet, 1971; Si­mon, 1950), он обращается к философским построениям утопистов, продолжая при этом искать новые пути совершенствования человека.

Выводы, которые Сент-Экзюпери делает на этом пути, во многом со­звуч­ны с идеями его современников. Здесь можно упомянуть, в частности, Э. Фром­ма, для  которого «вся жизнь личности – это лишь процесс рождения самого се­бя. В момент, когда мы умираем, считает он, мы должны быть уже рож­де­ны окончательно, хотя  трагедия  судьбы большинства людей состоит в том,  что они умирают, еще не родившись» (Losic, 1965). Такое второе символическое рож­дение должно быть, по мнению Сент-Экзюпери, завершением духовного со­зревания, которое является обязательным условием для достижения про­грес­са.

В произведении  «Цитадель» Сент-Экзюпери окончательно формулирует те требования,  которые он предъявлял к личности. В конце своего становления че­ловек,  по мнению автора, должен постичь некую абсолютную идею, которая во­­площена в Боге. Но, прежде чем достичь подобного преображения, ин­ди­ви­дуу­му,  как полагает автор, необходимо пройти предварительные фазы ста­нов­ле­­ния.

В предыдущих книгах автора присутствовали конкретные реалии и ана­ли­­зировались повседневные действия героев, которым Сент-Экзюпери при­да­вал большое  значение. В «Цитадели» под действием он предполагал создание че­­ловека, наполнившего свою жизнь смыслом и творчеством, связавшего себя  уза­­ми  отношений  с себе подобными.  В этой книге речь идет о создании внут­рен­­него мира человека. Центральный персонаж «Цитадели», в уста которого ав­тор вкладывает свои мысли, озабочен построением внутренней духовной струк­ту­ры человека, т.е. созданием его внутренней «цитадели». При  этом со­зда­ние че­­ловеческой личности образно сравнивается с построением храма,  по­ня­тие ко­­торого у Сент-Экзюпери раскрывается не сразу и далеко неоднозначно.

В первую очередь – это архитектурная конструкция, состоящая из мно­же­ст­­ва камней.  Но храм,  по мнению автора, не просто сооружение. Его су­ще­ст­во­­вание и предназначение должно быть  наделено  особым  смыслом, суть ко­то­ро­­го заключается в том, чтобы способствовать обогащению внутреннего мира че­­ловека, пребывающего в этом храме.

С другой  стороны,  говоря о храме, Сент-Экзюпери использует такой об­раз, как «человек-камень»,  который является строительным материалом для со­бо­ра. Таким образом, понятие храма можно также рассматривать как понятие со­общества людей,  объединенных одной целью,  определенным порядком. В  та­ком  случае,  как полагает автор, камни строящегося собора перестают быть про­сто камнями, строительным материалом, а становятся ступенями, ведущими к Богу,  т.е. храм собирает камни, и последние только в этом случае обретают ис­тинный смысл существования. Жизнь каждого человека, по мнению Сент-Эк­зю­пери, должна быть осмыслена,  личность должна иметь духовный рост и бла­го­родную цель, а это возможно только в рамках сообщества, а не в одиночку.

Во многих произведениях Сент-Экзюпери уделял особое внимание со­зда­нию  концепции образа человека.  Он считал, что главное в ней – это духов­ность. Он называл душу человека храмом, который нужно в себе постепенно со­здавать. Таким образом, храмом, по мнению Сент-Экзюпери можно также счи­тать и внутренний мир человека, который является суммой приобретаемых им духовных качеств. Такой храм каждому человеку необходимо возвести, ук­реп­лять и защищать.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М., 1983.

2.     Сент-Экзюпери А. Сочинения. М., 2000.

3.     Borgal C. Saint-Exypéry. Mystique sans foi. P., 1964.

4.     Losic S. L’idéal humain de Saint-Exypéry. P., 1965.

5.     Ouellet R. Les relations humaines dans l’œuvre de Saint-Exypéry. P., 1971.

6.     Simon P.-H. L’homme en procès. Malraux – Sartre – Camus – Saint-Exypéry. Neuchatel, 1950.