У истоков американского феминизма:
МАРГАРЕТ ФУЛЛЕР (1810-1850)

 

С.Г. Шишкина

Ивановский государственный химико-технологический университет

ShishTag@mail.ru

 

Со дня смерти Маргарет Фуллер минуло более 150 лет. Это вполне до­ста­точ­ный срок, чтобы прийти к определенным выводам относительно масштаба то­го или иного явления. Однако до сих пор историки и биографы с разной сте­пе­нью успеха пытаются разрешить загадку личности и творчества пи­са­тель­ни­цы. Не понятая современниками,  не до конца оцененная потомками, Маргарет Фул­лер остается одной из самых таинственных фигур американской сло­вес­но­сти 19го столетия. Все написанное ею и о ней вряд ли объясняет, почему ли­те­ра­тор, не отличавшийся ни совершенством стиля, ни законченностью образов, столь властно влияла на сознание современников.

Ее называли «величайшей женщиной своего века» (Р.У. Эмерсон) и «злой, надоедливой, необъективной критикессой» (Д.Р. Лоуэлл); когда она тра­ги­чески погибла, участник трансцендентального «клуба» Д. Кларк как-то об­мол­вился, что готов перейти в мир иной только для того, чтобы вновь ее уви­деть; раздраженный Эдгар По заклинал всех замужних женщин ни в коем слу­чае не встречаться с мисс Фуллер, дабы ненароком не заразиться от нее не­нуж­ны­ми и вздорными идеями женской эмансипации. После известия о ее смерти  ве­личественно-спокойный Эмерсон признался: «Я потерял в ней свою ауди­то­рию». Итальянский поэт-революционер Джузеппе Мадзини видел в Фуллер дру­га и сподвижника в борьбе. Философ и историк Томас Карлейль после ко­рот­кой беседы с нею обнаружил, что ее эрудиция достойна самых высоких по­хвал. Английская писательница-феминистка Гарриет Мартино считала Фуллер  «во­инствующей педанткой». Польский поэт-романтик Адам Мицкевич до кон­ца дней своих верил, что дружба с Маргарет Фуллер – подарок судьбы. Умуд­рен­ный опытом главный редактор «Нью-Йорк Трибьюн» Хорэс Грили пред­по­ло­жил, что муж и двое-трое детей отвлекли бы ее от всяких глупостей, вроде борь­бы за равноправие женщин. Б. Олкотт усматривал в ней на редкость гар­мо­нич­ное сочетание интеллекта и души. Натаниэль Готорн в эгоистично-взбал­мош­ной и высокомерной Зенобии из «Легенды о Блайтделе» изобразил наи­бо­лее характерные, по его мнению, недостатки писательницы.

«Ужасная, незавидная судьба – иметь женское сердце и мужское чес­то­лю­бие», – говорила о себе Маргарет Фуллер. В этих словах – ключ к пони­ма­нию ее деятельности. Даже слог сочинений Фуллер – резкий, лихорадочный, мя­тущийся – доказывает, что мы имеем дело с человеком, который на жизнь смот­рел как на борьбу за право называться личностью.

Сара Маргарет Фуллер родилась в семье адвоката, активного поли­ти­чес­ко­го деятеля, конгрессмена Тимоти Фуллера. Он сам занимался воспитанием до­чери и дал ей необычное для женщины того времени широкое образование. Энер­гичный, властный, нетерпимый, он вложил в Маргарет всю горечь своих неу­дач, злость поражений и неудовлетворенности. На пороге жизни ее встре­ти­ли классические образцы литературно-философской мысли. Вергилий, Го­ра­ций, Овидий, Данте, Сервантес, Мольер, Руссо, де Сталь (все в оригинале), Шекс­пир, Байрон, Мария Эджуорт составляли неотъемлемую часть ее духов­ной жизни. Позднее Маргарет Фуллер вспоминала: «Он рассчитывал сделать из ме­ня духовного наследника всего, что знал сам. Однако уже в самом начале отец допустил ошибку. …Он хотел обогнать время». (Emerson, 1852: 11). В сво­ем воображении Маргарет с легкостью общалась с литературными героями, на­де­ляя их чертами живых людей и видя в них себе подобных. Она советовалась с бо­гами и литературными героями, писала страстные письма Сервантесу и Бет­хо­вену. Ее мысль воспаряла в заоблачные дали и, спустившись на землю, с не­го­дованием и пренебрежением отвергала ничтожность окружающей ее жизни. Когда в 1823 году отец решил отдать Маргарет в Гротонскую школу, по­след­ст­вия были печальными. Девочка настолько обгоняла своих соучениц и столь силь­но чувствовала и проявляла свое превосходство, что, во избежание пси­хо­ло­гической драмы, ее пришлось забрать из школы. Систематического обра­зо­ва­ния она не получила. Обширные  познания в области литературы, искусства и фи­лософии были результатами самообразования.

В 1835 году скоропостижно умирает отец, и Маргарет становится един­ст­вен­ной опорой семьи. С твердым намерением зарабатывать деньги педа­го­ги­чес­кой деятельностью она переезжает в Бостон, где сближается с участниками так на­зываемого «трансцендентального клуба».

Американский трансцендентализм был частью широкого движения ро­ман­тического протеста, охватившего Европу и Америку в конце ХVIII – начале ХIХ веков. Вдохновленные идеями европейского романтизма, трансценден­та­ли­сты сделали предметом своих исследований духовный мир человека, ко­то­рый они противопоставили узости и прагматизму существующей дейст­ви­тель­но­сти. Возвеличивание личности до космических масштабов в их учении было ре­акцией на общественные отношения, при которых человек не имел воз­мож­но­сти свободно себя выразить. Глава «трансцендентального клуба», бывший уни­тарианский священник Ральф Уолдо Эмерсон и его почитатели, вслед за Кан­том, Гегелем и Фихте, верили в безусловную ценность и божественность че­ловеческой души. Это убеждение легло в основу их просветительской по су­ти теории о необходимости нравственного самосовершенствования, которое долж­но было состояться в результате неограниченного «доверия к себе» (self-reliance).Однако их романтические умонастроения вылились в активную дея­тель­ность, что коренным образом отличало бостонских трансценденталистов от ев­ро­пейских романтиков-теоретиков. В городах и деревнях Новой Англии  по­сто­янно читались какие-то курсы по различным областям науки, литературы и ис­кусства, открывались школы. Едва ли не все члены «клуба» приняли участие в благородном деле распространения знаний. Трансценденталисты обращались главным образом к молодежи, которая, как и они, находилась в поисках дела, которому можно было бы посвятить «души прекрасные порывы». Естественно, что Маргарет Фуллер примкнула к этому «клубу» и нашла там возможность реа­лизовать свои педагогические устремления. Она начала работать в зна­ме­ни­той школе Бронсона Олкотта, так называемой Темпл-скул.

Педагогические принципы Олкотта являли собой своеобразный кон­гло­ме­рат идей Платона, Вордсворта и Эмерсона. Заложенные от Бога в человеке возможности он считал неограниченными и верил, что правильное воспитание мо­жет привести к расцвету подлинного гения. С этой целью в его школе ши­ро­ко использовался метод эвристической беседы Сократа. Маргарет Фуллер пре­по­давала греческий, латинский, итальянский языки, полностью разделяя взгля­ды Олкотта и применяя на практике предложенные им методы. Сохранились во­споминания двух ее воспитанниц, которые отмечали необычайное, ни с чем не сравнимое красноречие своей наставницы, ее острый ум, широкую эру­ди­цию. «К ней никто не оставался равнодушным. Ее можно было либо любить, ли­бо ненавидеть, но не признать за ней право называться личностью было не­воз­можно» (Marble, 1903: 335). Педагогические новации Олкотта привлекли вни­мание Бостона, и поначалу школа была популярной. Однако затем он ос­ме­лил­ся привести в свою школу негритянского ребенка. Такое новшество не было по­нято родителями, и школа немедленно потеряла всех своих учеников. Как бы то ни было, приобретенный опыт не прошел даром для Маргарет Фуллер. Пре­по­давательская деятельность была хорошей жизненной школой и проверкой си­сте­мы ценностей, выработанной ею в отрочестве. Столкнувшись лицом к лицу с новыми проблемами и разнообразными, крайне несхожими людьми, она по­бо­ро­ла в себе склонности к чисто интеллектуальным интересам в ущерб нор­маль­но­му восприятию действительности. Она научилась сочувствовать другим и по­ни­мать их. Она еще больше убеждается в мысли, что неодолимой преградой для современной ей женщины является отсутствие правильной системы обра­зо­ва­ния и, как следствие этого, невозможность занять подобающее место в об­ще­ст­ве. Фуллер поставила перед собой задачу освободить от ортодоксальных ис­тин не только собственную мысль, но и способствовать раскрепощению со­зна­ния окружающих ее женщин. Таким образом, феминизм Маргарет Фуллер явил­ся частью ее понимания трансцендентализма, его поисков путей развития и са­мо­совершенствования личности. Доктрина Эмерсона «self-reliance» в ре­зуль­та­те целенаправленного обучения должна была, по ее мысли, трансфор­ми­ро­вать­ся у женщин в «self-impulse».

В ноябре 1839 года в доме сестер Пибоди Маргарет Фуллер открывает но­вые классы – серию «Бесед» для женщин. Цель их она  видела в том, чтобы по­мочь ликвидировать пробелы в образовании,  что должно привести к ос­во­бож­дению от присущего женщине подчинения мужчине и к самосовершен­ство­ва­нию личности. Фуллер полагала, что общественный прогресс представляет со­бой следствие прогресса духовного, а не наоборот. В полном соответствии с транс­цендентальной философией Фуллер считала, что всякое изменение внеш­них обстоятельств человеческой жизни начинается с изменений в человеческой душе. Метод эвристической беседы, соединенный с необычным даром крас­но­ре­чия самой Фуллер, завораживали слушателей, увлекали их за собой в бурный во­доворот мыслей, превращая присутствующих из пассивных наблюдателей в ак­тивных участников процесса рождения идей.

«Классы» Фуллер имели большое значение для будущего Америки. Имен­но в этом кружке сложилось ядро женского освободительного движения пя­тидесятых годов, многие из будущих участниц которого посещали «Беседы». Уче­ницами Фуллер были писательница радикального направления Л.-М. Чайльд, активная сторонница аболиционизма М. Уайт, сестры Пибоди, из­вестные своей просветительской деятельностью, а также Э.Банкрофт, Эли­за­бет Фаррар, Лидия Паркер, Лилиан Эмерсон. «Беседы» существенным образом по­влияли на общественную атмосферу Америки, поскольку впервые женщине не было отказано в интеллектуальном равенстве с мужчиной. Кроме того, проб­ле­мы, которые обсуждались в рамках «Бесед», тесно переплетались  с тре­бо­ва­ни­ями реформы женского образования и ускорили  признание ее не­об­хо­ди­мо­с­ти.

В ходе лекций у Маргарет Фуллер сформировался замысел статьи феми­ни­стского содержания «Величайшая тяжба: Мужчина против мужчин; Жен­щи­на против  женщин», которая была опубликована в четвертом томе (1843) лите­ра­турно-просветительского журнала трансценденталистов «Дайел» (главным ре­дактором его, по просьбе Р. Эмерсона, была Маргарет Фуллер), а позднее вы­шла  в свет отдельным изданием в виде книги «Женщина в ХIХ столетии».

Книга рождена временем, когда духовная атмосфера в Америке была про­ни­зана стремлением воспитать нового человека, «истинного американца», сво­бод­ного жителя новой страны. Однако новое произведение Маргарет Фуллер уже не ограничено требованиями исключительно нравственного порядка. Впер­вые в американской литературе Фуллер называет те законы, которые приводят к деградации женщины как личности: законы собственности, законы о насле­д­ст­ве, законы о браке. Взяв за основу одно из положений американской кон­сти­ту­ции – «Все люди рождены свободными и равными», – Фуллер доказывает его не­состоятельность по отношению к женщине. Право заниматься всеми про­фес­си­ями и ремеслами, право голосовать, право на участие в общественной дея­тель­ности, право полного равенства в браке, право личной свободы, право сво­бод­ного пользования собственностью, право  на заработную плату, право за­клю­чать договоры – вот те требования, которые содержатся в страстном, по­ле­ми­ческом трактате Фуллер. Она уверена в том, что если общество не изменит ста­тус  женщин, они вынудят правительство пересмотреть вопрос об их об­ще­ст­венном положении. «Нужно уничтожить все барьеры, воздвигнутые перед жен­щиной обществом», – говорит Фуллер (Fuller, 1971: 32). Однако главной за­да­чей ей представлялось обретение женщиной внутренней свободы, осознание цен­ности своего  духовного «я» в результате достойного образования. «Клю­че­вым в книге Фуллер было понятие «самозависимости» (self-dependence): жен­щи­не предстояло осуществить заложенные в ней возможности, опираясь на соб­ственную волю, собственную природу и собственные потребности, дабы до­бить­ся равенства с мужчиной, а не похожести на него» (Морозова, 1990: 541).

Сочинение Маргарет Фуллер получило широкий резонанс не только в Аме­рике, но и в Англии, Франции, Швеции. Заметим, что к тому времени она уже приобрела известность и как литературный критик, руководитель лите­ра­тур­ного отдела весьма влиятельной прогрессивной газеты «Нью-Йорк Три­бьюн», на страницах которой появилось около 200 ее критических  работ. Ре­цен­зии Фуллер были изданы отдельной книгой «Статьи о литературе и ис­ку­с­ст­ве» («Papers on Literature and Art») и не остались незамеченными в Европе. Ос­тав­ляя в стороне обзор  и оценку ее литературных и теоретических работ, от­ме­тим, что Фуллер усматривала связь между литературными и социальными проб­лемами, соединяя процесс совершенствования общества со становлением ли­тературы и критики. «Романтический гуманизм» модели Канта, воспринятый но­во-английскими трансценденталистами и Фуллер в их числе, привел к убеж­де­нию, что долг критика – помочь читателю воспринять заложенную в про­из­ве­де­ниях идею и тем самым внести свой вклад в процесс возмужания и про­цве­та­ния человеческого разума. Просветительско-демократическое популяри­за­тор­ст­во – ее литературно-критическое кредо. Она стремилась сделать литературу до­ступной для всех слоев населения Америки независимо от пола и социального положения  читателя.

1 августа 1846 года Фуллер отправилась в путешествие по Европе как аме­риканский корреспондент «Нью-Йорк Трибьюн». К тому времени она была уже признанным борцом за права женщин и довольно известной писа­тель­ни­цей. Это обстоятельство открыло ей двери многих домов. Богатство новых впе­чат­лений, многочисленные контакты с интереснейшими людьми, среди кото­рых были такие по-разному одаренные люди, как Т. Карлейль и А. Мицкевич, Ф. Шопен и Ж-.П. Беранже, Жорж Санд и Джузеппе Мадзини, водоворот по­ли­ти­ческих событий, в которые иногда стихийно, иногда сознательно была во­вле­че­на американская журналистка, определили эволюцию ее мировоззрения. Ее сво­бодолюбивые настроения уже не ограничиваются только признанием не­об­хо­димости свободы для женщин. Она сближается с радикально настроенными дея­телями революционного движения «Молодая Италия» и становится ак­тив­ной участницей событий итальянской революции 1848 года. 30 апреля 1849 го­да Мадзини назначил ее патронессой госпиталя для раненых в Риме. Судьба Ита­лии переплелась с судьбой самой Маргарет Фуллер. В жестоких боях за де­ло Республики сражался ее муж, маркиз Оссоли. Далеко в деревне, в местности, от­резанной военными действиями, жил ее маленький сын. «Мои личные на­деж­ды потерпели крах вместе с надеждами Италии, писала она брату Ричарду (Chevigny, 1976: 390).  Кроме ее писем личного характера сохранились отчеты для газеты Хорэса Грили, опубликованные отдельной книгой «Дома и за гра­ни­цей» («At Home and Abroad»), – неравнодушный,  яркий историко-литера­тур­ный памятник  времен Итальянской буржуазной революции. Когда Рим был осаж­ден французской армией, Фуллер вынуждена была покинуть Рим. В 1850 го­ду вместе с сыном и мужем она отплыла в Америку. В 50 метрах от аме­ри­кан­ского берега корабль потерпел крушение. Единственными жертвами его бы­ла семья Оссоли.

«Тонкая, эмоциональная натура – лучший барометр общественных наст­рое­ний. …она ( Маргарет Фуллер – С.Ш. ) стимулировала тревожную, ищущую мысль современников, их горячее стремление к более одухотворенной куль­ту­ре, которой еще не видела Новая Англия» (Паррингтон, 1962: 505). Публицист, кри­тик, общественный деятель, Маргарет Фуллер своей жизнью и творческой ак­тивностью  отразила великую революцию в сознании американцев и была у ис­токов свободолюбивой идеи  интеллектуального и гражданского равенства жен­щин.  

 

ЛИТЕРАТУРА

              

1.        Морозова Т. Фуллер (Сара) Маргарет //Писатели США. М., 1990.

2.        Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли.  М.,1962.

3.        Chevigny B.C. The woman and the myth. Margaret Fuller’s life and writing. N.Y, 1976.

4.        Emerson R.W., Channing W.H., Clarke T.F. Memoirs of Margaret Fuller Ossoli. –   in 2 vols. Boston, 1852. – Vol. 1.

5.        Fuller M. Woman in the nineteenth century. N.Y., 1971.

6.        Marble A. Margaret Fuller as teacher // The Critic, XLIII, October, 1903.