У истоков американского феминизма:
МАРГАРЕТ ФУЛЛЕР (1810-1850)
С.Г. Шишкина
Со дня смерти
Маргарет Фуллер минуло более 150 лет. Это вполне достаточный срок, чтобы
прийти к определенным выводам относительно масштаба того или иного явления.
Однако до сих пор историки и биографы с разной степенью успеха пытаются
разрешить загадку личности и творчества писательницы. Не понятая современниками, не до конца оцененная потомками, Маргарет
Фуллер остается одной из самых таинственных фигур американской словесности
19го столетия. Все написанное ею и о ней вряд ли объясняет, почему
литератор, не отличавшийся ни совершенством стиля, ни законченностью
образов, столь властно влияла на сознание современников.
Ее называли «величайшей
женщиной своего века» (Р.У. Эмерсон) и «злой, надоедливой, необъективной
критикессой» (Д.Р. Лоуэлл); когда она трагически погибла, участник
трансцендентального «клуба» Д. Кларк как-то обмолвился, что готов перейти в
мир иной только для того, чтобы вновь ее увидеть; раздраженный Эдгар По
заклинал всех замужних женщин ни в коем случае не встречаться с мисс Фуллер,
дабы ненароком не заразиться от нее ненужными и вздорными идеями женской
эмансипации. После известия о ее смерти
величественно-спокойный Эмерсон признался: «Я потерял в ней свою аудиторию».
Итальянский поэт-революционер Джузеппе Мадзини видел в Фуллер друга и
сподвижника в борьбе. Философ и историк Томас Карлейль после короткой беседы
с нею обнаружил, что ее эрудиция достойна самых высоких похвал. Английская
писательница-феминистка Гарриет Мартино считала Фуллер «воинствующей педанткой». Польский
поэт-романтик Адам Мицкевич до конца дней своих верил, что дружба с Маргарет
Фуллер – подарок судьбы. Умудренный опытом главный редактор «Нью-Йорк
Трибьюн» Хорэс Грили предположил, что муж и двое-трое детей отвлекли бы ее
от всяких глупостей, вроде борьбы за равноправие женщин. Б. Олкотт усматривал
в ней на редкость гармоничное сочетание интеллекта и души. Натаниэль Готорн
в эгоистично-взбалмошной и высокомерной Зенобии из «Легенды о Блайтделе»
изобразил наиболее характерные, по его мнению, недостатки писательницы.
«Ужасная,
незавидная судьба – иметь женское сердце и мужское честолюбие», – говорила о
себе Маргарет Фуллер. В этих словах – ключ к пониманию ее деятельности. Даже
слог сочинений Фуллер – резкий, лихорадочный, мятущийся – доказывает, что мы
имеем дело с человеком, который на жизнь смотрел как на борьбу за право
называться личностью.
Сара Маргарет
Фуллер родилась в семье адвоката, активного политического деятеля,
конгрессмена Тимоти Фуллера. Он сам занимался воспитанием дочери и дал ей
необычное для женщины того времени широкое образование. Энергичный, властный,
нетерпимый, он вложил в Маргарет всю горечь своих неудач, злость поражений и
неудовлетворенности. На пороге жизни ее встретили классические образцы
литературно-философской мысли. Вергилий, Гораций, Овидий, Данте, Сервантес,
Мольер, Руссо, де Сталь (все в оригинале), Шекспир, Байрон, Мария Эджуорт
составляли неотъемлемую часть ее духовной жизни. Позднее Маргарет Фуллер
вспоминала: «Он рассчитывал сделать из меня духовного наследника всего, что
знал сам. Однако уже в самом начале отец допустил ошибку. …Он хотел обогнать
время». (Emerson, 1852: 11). В своем воображении Маргарет с
легкостью общалась с литературными героями, наделяя их чертами живых людей и
видя в них себе подобных. Она советовалась с богами и литературными героями,
писала страстные письма Сервантесу и Бетховену. Ее мысль воспаряла в
заоблачные дали и, спустившись на землю, с негодованием и пренебрежением
отвергала ничтожность окружающей ее жизни. Когда в 1823 году отец решил отдать
Маргарет в Гротонскую школу, последствия были печальными. Девочка настолько
обгоняла своих соучениц и столь сильно чувствовала и проявляла свое
превосходство, что, во избежание психологической драмы, ее пришлось забрать
из школы. Систематического образования она не получила. Обширные познания в области литературы, искусства и
философии были результатами самообразования.
В 1835 году
скоропостижно умирает отец, и Маргарет становится единственной опорой семьи.
С твердым намерением зарабатывать деньги педагогической деятельностью она
переезжает в Бостон, где сближается с участниками так называемого
«трансцендентального клуба».
Американский
трансцендентализм был частью широкого движения романтического протеста,
охватившего Европу и Америку в конце ХVIII – начале ХIХ
веков. Вдохновленные идеями европейского романтизма, трансценденталисты
сделали предметом своих исследований духовный мир человека, который они
противопоставили узости и прагматизму существующей действительности. Возвеличивание
личности до космических масштабов в их учении было реакцией на общественные
отношения, при которых человек не имел возможности свободно себя выразить.
Глава «трансцендентального клуба», бывший унитарианский священник Ральф Уолдо
Эмерсон и его почитатели, вслед за Кантом, Гегелем и Фихте, верили в
безусловную ценность и божественность человеческой души. Это убеждение легло в
основу их просветительской по сути теории о необходимости нравственного
самосовершенствования, которое должно было состояться в результате
неограниченного «доверия к себе» (self-reliance).Однако их романтические
умонастроения вылились в активную деятельность, что коренным образом отличало
бостонских трансценденталистов от европейских романтиков-теоретиков. В
городах и деревнях Новой Англии постоянно
читались какие-то курсы по различным областям науки, литературы и искусства,
открывались школы. Едва ли не все члены «клуба» приняли участие в благородном
деле распространения знаний. Трансценденталисты обращались главным образом к
молодежи, которая, как и они, находилась в поисках дела, которому можно было бы
посвятить «души прекрасные порывы». Естественно, что Маргарет Фуллер примкнула
к этому «клубу» и нашла там возможность реализовать свои педагогические
устремления. Она начала работать в знаменитой школе Бронсона Олкотта, так
называемой Темпл-скул.
Педагогические
принципы Олкотта являли собой своеобразный конгломерат идей Платона,
Вордсворта и Эмерсона. Заложенные от Бога в человеке возможности он считал неограниченными
и верил, что правильное воспитание может привести к расцвету подлинного гения.
С этой целью в его школе широко использовался метод эвристической беседы
Сократа. Маргарет Фуллер преподавала греческий, латинский, итальянский языки,
полностью разделяя взгляды Олкотта и применяя на практике предложенные им
методы. Сохранились воспоминания двух ее воспитанниц, которые отмечали
необычайное, ни с чем не сравнимое красноречие своей наставницы, ее острый ум,
широкую эрудицию. «К ней никто не оставался равнодушным. Ее можно было либо
любить, либо ненавидеть, но не признать за ней право называться личностью было
невозможно» (Marble, 1903: 335). Педагогические новации Олкотта
привлекли внимание Бостона, и поначалу школа была популярной. Однако затем он
осмелился привести в свою школу негритянского ребенка. Такое новшество не
было понято родителями, и школа немедленно потеряла всех своих учеников. Как
бы то ни было, приобретенный опыт не прошел даром для Маргарет Фуллер. Преподавательская
деятельность была хорошей жизненной школой и проверкой системы ценностей,
выработанной ею в отрочестве. Столкнувшись лицом к лицу с новыми проблемами и
разнообразными, крайне несхожими людьми, она поборола в себе склонности к
чисто интеллектуальным интересам в ущерб нормальному восприятию
действительности. Она научилась сочувствовать другим и понимать их. Она еще
больше убеждается в мысли, что неодолимой преградой для современной ей женщины
является отсутствие правильной системы образования и, как следствие этого,
невозможность занять подобающее место в обществе. Фуллер поставила перед
собой задачу освободить от ортодоксальных истин не только собственную мысль,
но и способствовать раскрепощению сознания окружающих ее женщин. Таким
образом, феминизм Маргарет Фуллер явился частью ее понимания
трансцендентализма, его поисков путей развития и самосовершенствования
личности. Доктрина Эмерсона «self-reliance» в результате
целенаправленного обучения должна была, по ее мысли, трансформироваться у
женщин в «self-impulse».
В ноябре 1839
года в доме сестер Пибоди Маргарет Фуллер открывает новые классы – серию
«Бесед» для женщин. Цель их она видела
в том, чтобы помочь ликвидировать пробелы в образовании, что должно привести к освобождению от
присущего женщине подчинения мужчине и к самосовершенствованию личности.
Фуллер полагала, что общественный прогресс представляет собой следствие
прогресса духовного, а не наоборот. В полном соответствии с трансцендентальной
философией Фуллер считала, что всякое изменение внешних обстоятельств
человеческой жизни начинается с изменений в человеческой душе. Метод
эвристической беседы, соединенный с необычным даром красноречия самой
Фуллер, завораживали слушателей, увлекали их за собой в бурный водоворот
мыслей, превращая присутствующих из пассивных наблюдателей в активных
участников процесса рождения идей.
«Классы» Фуллер
имели большое значение для будущего Америки. Именно в этом кружке сложилось
ядро женского освободительного движения пятидесятых годов, многие из будущих
участниц которого посещали «Беседы». Ученицами Фуллер были писательница
радикального направления Л.-М. Чайльд, активная сторонница аболиционизма М. Уайт,
сестры Пибоди, известные своей просветительской деятельностью, а также
Э.Банкрофт, Элизабет Фаррар, Лидия Паркер, Лилиан Эмерсон. «Беседы»
существенным образом повлияли на общественную атмосферу Америки, поскольку
впервые женщине не было отказано в интеллектуальном равенстве с мужчиной. Кроме
того, проблемы, которые обсуждались в рамках «Бесед», тесно
переплетались с требованиями
реформы женского образования и ускорили
признание ее необходимости.
В ходе лекций у
Маргарет Фуллер сформировался замысел статьи феминистского содержания
«Величайшая тяжба: Мужчина против мужчин; Женщина против женщин», которая была опубликована в
четвертом томе (1843) литературно-просветительского журнала
трансценденталистов «Дайел» (главным редактором его, по просьбе Р. Эмерсона,
была Маргарет Фуллер), а позднее вышла
в свет отдельным изданием в виде книги «Женщина в ХIХ
столетии».
Книга рождена
временем, когда духовная атмосфера в Америке была пронизана стремлением
воспитать нового человека, «истинного американца», свободного жителя новой
страны. Однако новое произведение Маргарет Фуллер уже не ограничено
требованиями исключительно нравственного порядка. Впервые в американской
литературе Фуллер называет те законы, которые приводят к деградации женщины как
личности: законы собственности, законы о наследстве, законы о браке. Взяв за
основу одно из положений американской конституции – «Все люди рождены
свободными и равными», – Фуллер доказывает его несостоятельность по отношению
к женщине. Право заниматься всеми профессиями и ремеслами, право голосовать,
право на участие в общественной деятельности, право полного равенства в
браке, право личной свободы, право свободного пользования собственностью,
право на заработную плату, право заключать
договоры – вот те требования, которые содержатся в страстном, полемическом
трактате Фуллер. Она уверена в том, что если общество не изменит статус женщин, они вынудят правительство
пересмотреть вопрос об их общественном положении. «Нужно уничтожить все
барьеры, воздвигнутые перед женщиной обществом», – говорит Фуллер (Fuller,
1971: 32). Однако главной задачей ей представлялось обретение женщиной
внутренней свободы, осознание ценности своего
духовного «я» в результате достойного образования. «Ключевым в книге
Фуллер было понятие «самозависимости» (self-dependence): женщине предстояло
осуществить заложенные в ней возможности, опираясь на собственную волю,
собственную природу и собственные потребности, дабы добиться равенства с
мужчиной, а не похожести на него» (Морозова, 1990: 541).
Сочинение
Маргарет Фуллер получило широкий резонанс не только в Америке, но и в Англии,
Франции, Швеции. Заметим, что к тому времени она уже приобрела известность и
как литературный критик, руководитель литературного отдела весьма
влиятельной прогрессивной газеты «Нью-Йорк Трибьюн», на страницах которой
появилось около 200 ее критических
работ. Рецензии Фуллер были изданы отдельной книгой «Статьи о
литературе и искусстве» («Papers on Literature and Art») и
не остались незамеченными в Европе. Оставляя в стороне обзор и оценку ее литературных и теоретических
работ, отметим, что Фуллер усматривала связь между литературными и
социальными проблемами, соединяя процесс совершенствования общества со
становлением литературы и критики. «Романтический гуманизм» модели Канта,
воспринятый ново-английскими трансценденталистами и Фуллер в их числе, привел
к убеждению, что долг критика – помочь читателю воспринять заложенную в произведениях
идею и тем самым внести свой вклад в процесс возмужания и процветания
человеческого разума. Просветительско-демократическое популяризаторство –
ее литературно-критическое кредо. Она стремилась сделать литературу доступной
для всех слоев населения Америки независимо от пола и социального
положения читателя.
1 августа 1846
года Фуллер отправилась в путешествие по Европе как американский корреспондент
«Нью-Йорк Трибьюн». К тому времени она была уже признанным борцом за права
женщин и довольно известной писательницей. Это обстоятельство открыло ей
двери многих домов. Богатство новых впечатлений, многочисленные контакты с
интереснейшими людьми, среди которых были такие по-разному одаренные люди, как
Т. Карлейль и А. Мицкевич, Ф. Шопен и Ж-.П. Беранже, Жорж Санд и Джузеппе
Мадзини, водоворот политических событий, в которые иногда стихийно, иногда
сознательно была вовлечена американская журналистка, определили эволюцию ее
мировоззрения. Ее свободолюбивые настроения уже не ограничиваются только
признанием необходимости свободы для женщин. Она сближается с радикально
настроенными деятелями революционного движения «Молодая Италия» и становится
активной участницей событий итальянской революции 1848 года. 30 апреля 1849
года Мадзини назначил ее патронессой госпиталя для раненых в Риме. Судьба Италии
переплелась с судьбой самой Маргарет Фуллер. В жестоких боях за дело
Республики сражался ее муж, маркиз Оссоли. Далеко в деревне, в местности, отрезанной
военными действиями, жил ее маленький сын. «Мои личные надежды потерпели крах
вместе с надеждами Италии, писала она брату Ричарду (Chevigny, 1976: 390). Кроме ее писем личного характера сохранились
отчеты для газеты Хорэса Грили, опубликованные отдельной книгой «Дома и за границей»
(«At Home and Abroad»),
– неравнодушный, яркий историко-литературный
памятник времен Итальянской буржуазной
революции. Когда Рим был осажден французской армией, Фуллер вынуждена была
покинуть Рим. В 1850 году вместе с сыном и мужем она отплыла в Америку. В 50
метрах от американского берега корабль потерпел крушение. Единственными жертвами
его была семья Оссоли.
«Тонкая,
эмоциональная натура – лучший барометр общественных настроений. …она (
Маргарет Фуллер – С.Ш. ) стимулировала тревожную, ищущую мысль современников,
их горячее стремление к более одухотворенной культуре, которой еще не видела
Новая Англия» (Паррингтон, 1962: 505). Публицист, критик, общественный
деятель, Маргарет Фуллер своей жизнью и творческой активностью отразила великую революцию в сознании
американцев и была у истоков свободолюбивой идеи интеллектуального и гражданского равенства женщин.
1.
Морозова
Т. Фуллер (Сара) Маргарет //Писатели США. М., 1990.
2.
Паррингтон
В.Л. Основные течения американской мысли.
М.,1962.
3.
Chevigny B.C. The woman and the myth. Margaret
Fuller’s life and writing. N.Y, 1976.
4.
Emerson R.W., Channing W.H., Clarke T.F.
Memoirs of Margaret Fuller Ossoli. –
in 2 vols. Boston, 1852. – Vol. 1.
5.
Fuller M. Woman in the nineteenth century.
N.Y., 1971.
6.
Marble A. Margaret Fuller as teacher // The
Critic, XLIII, October, 1903.