Ю.Л. Цветков
Московский государственный
педагогический университет
Социология как наука о законах становления и функционирования общества является продуктом модерного развития. Одним из крупнейших теоретиков социального модерна является Макс Вебер (1864-1920). Он определяет социальный модерн как всеобъемлющую рационализацию общественной жизни, которая склонна радикализироваться. Рациональное начало общественной жизни восходит, по мнению вебера, к античности (развитие математики, римского права и т.д.) и расцвету экспериментальных наук в эпоху Возрождения. Затем важным фактором модерного развития становится рациональный способ хозяйствования. Он возник благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Все три указанных начала синтезировались, считает Вебер, в протестантизме, который внедрил в экономику достижения науки, и экономический эффект был возведен протестантской этикой в ранг религиозного призвания. Кроме того, Вебер создал классификацию типов действия, отличавшихся от природных: действия человека имели субъективный смысл. В процессе всеобщей рационализации общественной жизни целенаправленное действие, по Веберу, становится средством интерпретации модерна.
Двойственность и трагичность социологического модерна заключалась в том,
что законы рынка и научно-технический прогресс способствовали, с одной стороны,
развитию демократии, благосостояния и индивидуальной свободы, а с другой
стороны, подрывали их статус. Особенно самокритичную оценку модерна как
просвещения и прогресса мы встречаем у классика немецкой социологии Георга
Зиммеля (1858-1918). Для него общим знаменателем всех ценностей в обществе
являются деньги, которые выхолащивают суть вещей и их специфическую
ценность. Воздействие денег на индивидуальную свободу человека наиболее
убедительно раскрывается в исследовании Зиммеля «Философия денег». Таким
образом, модерная социология развивается саморефлективно и самокритично по
отношению рационалистического модерна. У М. Вебера, А. Вебера,
Г. Зиммеля и Э. Дуркхайма эта критика выражается в скепсисе и культурном
пессимизме. М. Хоркхаймер и Т. Адорно в «Диалектике просвещения» признают, с
одной стороны, освободительный характер просветительской идеологии, а с другой,
ставят принципы господства власти над человеком на передний план. Их
критический пафос направлен не на просвещенный рационализм, а на его
возрождения, так как с развитием концернов, по их мнению, уничтожаются как
субъект, так и объект. В последнюю треть XX века возникает теоретический кризис социологии, переход ее в
так называемую постклассику, что соответствует переходу модерна в постмодерн.
В этот период радикально переосмысляются понятия социальной реальности,
возникает установка на принципиальный плюрализм, постструктурализм,
деконструкцию, коммуникативные и дискурсивные практики в постиндустриальном
(А. Турен, Д. Бэлл) или постмодерном обществе (З. Бауман, Ж.-Ф. Лиотар, В.
Вельш).