СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС МОДЕРНА

 

Ю.Л. Цветков

Московский государственный педагогический университет

 

Социология как наука о законах становления и функционирования об­ще­ст­ва является продуктом модерного развития. Одним из крупнейших тео­ре­ти­ков социального модерна является Макс Вебер (1864-1920). Он определяет со­ци­альный модерн как всеобъемлющую рационализацию общественной жизни, ко­торая склонна радикализироваться. Рациональное начало общественной жиз­ни восходит, по мнению вебера, к античности (развитие математики, римского пра­ва и т.д.) и расцвету экспериментальных наук в эпоху Возрождения. Затем важ­ным фактором модерного развития становится рациональный способ хо­зяй­ст­вования. Он возник благодаря отделению рабочей силы от средств про­из­вод­ст­ва. Все три указанных начала синтезировались, считает Вебер, в про­тес­тан­тиз­ме, который внедрил в экономику достижения науки, и экономический эф­фект был возведен протестантской этикой в ранг религиозного призвания. Кро­ме того, Вебер создал классификацию типов действия, отличавшихся от при­род­ных: действия человека имели субъективный смысл. В процессе всеобщей ра­ционализации общественной жизни целенаправленное действие, по Веберу, ста­новится средством интерпретации модерна.

Двойственность и трагичность социологического модерна заключалась в том, что законы рынка и научно-технический прогресс способствовали, с одной сто­роны, развитию демократии, благосостояния и индивидуальной свободы, а с другой стороны, подрывали их статус. Особенно самокритичную оценку мо­дер­на как просвещения и прогресса мы встречаем у классика немецкой социологии Ге­орга Зиммеля (1858-1918). Для него общим знаменателем всех ценностей в об­ществе являются деньги, которые выхолащивают суть вещей и их специ­фи­чес­кую ценность. Воздействие денег на индивидуальную свободу человека наи­бо­лее убедительно раскрывается в исследовании Зиммеля «Философия денег». Таким образом, модерная социология развивается саморефлективно и само­кри­тич­но по отношению рационалистического модерна. У М. Вебера, А. Вебера,
Г. Зим­меля и Э. Дуркхайма эта критика выражается в скепсисе и культурном пессимизме. М. Хоркхаймер и Т. Адорно в «Диалектике просвещения» при­зна­ют, с одной стороны, освободительный характер просветительской идеологии, а с другой, ставят принципы господства власти над человеком на передний план. Их критический пафос направлен не на просвещенный рационализм, а на его возрождения, так как с развитием концернов, по их мнению, уничтожаются как субъект, так и объект. В последнюю треть XX века возникает теорети­чес­кий кризис социологии, переход ее в так называемую постклассику, что соот­вет­ствует переходу модерна в постмодерн. В этот период радикально пере­ос­мыс­ляются понятия социальной реальности, возникает установка на прин­ци­пи­аль­ный плюрализм, постструктурализм, деконструкцию, коммуникативные и дис­курсивные практики в постиндустриальном (А. Турен, Д. Бэлл) или пост­мо­дер­ном обществе (З. Бауман, Ж.-Ф. Лиотар, В. Вельш).