Л.В. Корнилова
Ивановский государственный
химико-технологический университет
Начало XX в.,
как известно, прошло под знаком социальных катаклизмов, поставивших
человечество перед необходимостью решения ряда философско-нравственных
важнейших проблем. Это побуждало многих писателей активно включаться в процесс
осмысления происходящего. Среди них особо значительны А. Жид и А. Мальро,
которые, тем не менее, значительно различались мировоззренческими
позициями. Осмысливая функции и роль человека в мире, они считали своей
необходимостью не быть просто созерцателями, а действовать, чтобы выйти за
рамки трагического «удела человека». Созвучные идеи можно встретить и в
философских построениях представителей экзистенциалистского течения –
Ж.-П. Сартра и А. Камю.
Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сент-Экзюпери. В отличие от большинства писателей-современников он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобщенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее.
Размышляя о
труднейших проблемах формирования личности, А. де Сент-Экзюпери пытался
выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его
произведениях, начиная с первой книги «Южный почтовый» и вплоть до неоконченного
труда «Цитадель». Сознавая трагическую заданность человеческого
существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение
проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое
дело». А. де Сент-Экзюпери считал, что только активная жизненная позиция
формирует человека и обогащает его новыми ценностями, главная из которых –
духовность. Для него самого основной формой жизни и основным методом познания
являлось участие в жизни посредством действия. Такая экзистенция в сочетании
с философской рефлексией привели его к выводу о том, что жизнь личности –
это процесс длительного духовного созревания.
Особое значение
в концепции личности А. де Сент-Экзюпери приобретает понятие межличностных
связей и действия. Именно в них он ищет опоры для обоснования смысла и
содержания жизни. Подтверждением этого может служить уже первая книга А. де
Сент-Экзюпери «Южный почтовый». Соотношение идей, т.е. миросозерцания, и их
преломление, т.е. действие, в этом произведении еще носит двойственный
характер. Для героя книги Бернис характерна некая раздвоенность, поскольку он
понимает необходимость активной жизненной позиции, но и пытается расширить
рамки этой идеи одновременно как нечто, порабощающее человека и обрекающее его
на заурядность и рутинность. Однако действование для него является, прежде
всего, актом протеста против пассивной позиции потребителя. Считая
существование окружающих его людей лишь
«видимостью жизни» (Сент-Экзюпери, 2000), он решает бежать от этого.
И только на авиабазе Бернис ощущает, что работа прочно связывает его с
миром, возвращая к реальности бытия. Герой избирает для себя стойкость против
слабости, активность против пассивности и вызов смерти против фатализма
жизни. Но такая позиция, как отмечают многие критики (Losic,
1965), еще далека от созидательной. Это бунт и бегство от действительности.
Однако далее герой Сент-Экзюпери начинает понимать, что одного бунта явно
не достаточно для того, чтобы считать жизнь человека полноценной. Мысль о
«смерти бога», и вместе с этим, мысль об утрате метафизического смысла
человеческого бытия приводит его к убеждению, что единственный способ
обрести бессмертие – это участвовать в таких действиях, у которых есть шанс
пережить человека. Для этого, как полагал А. де Сент-Экзюпери, нужно свои
усилия подчинить общей цели. Он считал, что, если для рождения великой цели
достаточно героя-одиночки, то для ее реализации необходимо сотрудничество.
Вторая книга А. де Сент-Экзюпери «Ночной полет» имеет именно такой имплицитный смысл. Ценность человеческой личности проявляется, по мнению автора, в рамках коллективного сотворчества в достижении общей цели.
Самая
важная черта А. де Сент-Экзюпери и главный пункт его концепции человека – это
вера в высшее его предназначение, в стремление человека к совершенствованию,
к преодолению собственных пределов.
Созданный Сент-Экзюпери образ Ривьера является примером человека, не удовлетворившегося
компромиссным решением. Идейно-нравственная концепция автора в «Ночном
полете» – это бескомпромиссное воплощение собственных целей.
В
«Ночном полете», хотя и не столь явно, намечается одно из основных положений
эстетической концепции Сент-Экзюпери. Это – идея человеческого братства, которое объединяет группу людей, связанных
профессией, одной целью. Такая форма товарищества позже в «Планете
людей» преобразуется в более универсальное понятие человеческой
солидарности.
А.
де Сент-Экзюпери нельзя назвать лишь создателем романов о жизни летчиков с превалирующим интересом к их внутреннему
миру. В его случае речь идет о создании модели социальной личности, множеством нитей связанной с окружающим ее
миром. Эта форма и структура коллективного
сосуществования имела в его понимании особую значимость. Он сознавал, что проблемы человеческого
бытия надо решать комплексно, в двух плоскостях – индивидуальной и
коллективной.
В
третьей книге «Планета людей» Сент-Экзюпери уходит от проявляемых им ранее
индивидуалистических концепций «сверхчеловека». В этом произведении
окончательно формируются его гуманистические принципы. Человек для него
по-прежнему ценен как homo
sapiens,
но в это понятие теперь вкладывается еще однозначный,
общественно-содержательный смысл. Здесь человек, скорее всего, просто
труженик, честный, волевой, который своим повседневным трудом вносит вклад в
дело прогресса. В «Планете людей» автором практически формулируется понятие
человеческого сообщества.
Мысль
об ответственности, которая должна быть
присуща каждому, не оставляет Сент-Экзюпери.
Подобные тенденции были выражением духа эпохи. Они родились из ощущения
перекоса в развитии цивилизации. Сент-Экзюпери, как и многие
философы-современники, понимал необходимость преодоления разобщенности. Однако
по отношению к современной ему действительности проблему разобщенности решить
было трудно. Поэтому в последней книге «Цитадель», как отмечается многими
критиками (Borgal,
1964; Ouellet,
1971; Simon, 1950), он обращается к философским
построениям утопистов, продолжая при этом искать новые пути совершенствования
человека.
Выводы,
которые Сент-Экзюпери делает на этом пути, во многом созвучны с идеями его
современников. Здесь можно упомянуть, в частности, Э. Фромма, для которого «вся жизнь личности – это лишь
процесс рождения самого себя. В момент, когда мы умираем, –
считает он, – мы
должны быть уже рождены окончательно, хотя
трагедия судьбы большинства
людей состоит в том, что они умирают,
еще не родившись» (Losic,
1965). Такое второе символическое рождение должно быть, по мнению
Сент-Экзюпери, завершением духовного созревания, которое является обязательным
условием для достижения прогресса.
В
произведении «Цитадель» Сент-Экзюпери
окончательно формулирует те требования,
которые он предъявлял к личности. В конце своего становления человек, по мнению автора, должен постичь некую
абсолютную идею, которая воплощена в Боге. Но, прежде чем достичь подобного
преображения, индивидууму, как
полагает автор, необходимо пройти предварительные фазы становления.
В
предыдущих книгах автора присутствовали конкретные реалии и анализировались
повседневные действия героев, которым Сент-Экзюпери придавал большое значение. В «Цитадели» под действием он
предполагал создание человека, наполнившего свою жизнь смыслом и творчеством,
связавшего себя узами отношений
с себе подобными. В этой книге
речь идет о создании внутреннего мира человека. Центральный персонаж
«Цитадели», в уста которого автор вкладывает свои мысли, озабочен построением
внутренней духовной структуры человека, т.е. созданием его внутренней
«цитадели». При этом создание человеческой
личности образно сравнивается с построением храма, понятие которого у Сент-Экзюпери раскрывается не сразу и далеко
неоднозначно.
В
первую очередь – это архитектурная конструкция, состоящая из множества
камней. Но храм, по мнению автора, не просто сооружение. Его
существование и предназначение должно быть наделено особым смыслом, суть которого заключается в
том, чтобы способствовать обогащению внутреннего мира человека, пребывающего
в этом храме.
С
другой стороны, говоря о храме, Сент-Экзюпери использует
такой образ, как «человек-камень»,
который является строительным материалом для собора. Таким образом,
понятие храма можно также рассматривать как понятие сообщества людей, объединенных одной целью, определенным порядком. В таком
случае, как полагает автор,
камни строящегося собора перестают быть просто камнями, строительным
материалом, а становятся ступенями, ведущими к Богу, т.е. храм собирает камни, и последние только в этом случае
обретают истинный смысл существования. Жизнь каждого человека, по мнению
Сент-Экзюпери, должна быть осмыслена,
личность должна иметь духовный рост и благородную цель, а это возможно
только в рамках сообщества, а не в одиночку.
Во
многих произведениях Сент-Экзюпери уделял особое внимание созданию концепции образа человека. Он считал, что главное в ней – это духовность.
Он называл душу человека храмом, который нужно в себе постепенно создавать.
Таким образом, храмом, по мнению Сент-Экзюпери можно также считать и
внутренний мир человека, который является суммой приобретаемых им духовных
качеств. Такой храм каждому человеку необходимо возвести, укреплять и
защищать.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Буковская
А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М., 1983.
2. Сент-Экзюпери А. Сочинения.
М., 2000.
3. Borgal C. Saint-Exypéry. Mystique sans foi. P., 1964.
4. Losic S. L’idéal humain de Saint-Exypéry. P., 1965.
5. Ouellet R. Les relations humaines dans l’œuvre de
Saint-Exypéry. P., 1971.
6. Simon P.-H. L’homme en procès. Malraux – Sartre – Camus –
Saint-Exypéry. Neuchatel, 1950.