КОНЦЕПТ «ГРЕХ»: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Н.О. Козина

Ивановский государственный университет

 

Паремии можно с полным правом считать «источником культурно-нацио­наль­ной интерпретации» (Д.Ч. Малишевская) действительности в силу того, что они не только содержат обширные сведения о мировидении народа, но и пред­ставляют собой особого рода сентенции. Аксиологичность паремий по­зво­ля­ет говорить о существовании некой нормативно-ценностной картине мира. Ее ос­новные составляющие известны всем носителям данного языка как пред­ста­ви­телям данной культуры. Такое свойство паремий дает возможность про­ана­ли­зировать самые разные аксиологические концепты, в том числе «грех», яв­ляю­щийся важной этической категорией,  с помощью которой можно выявить от­дельные черты этической системы русского народа.

Э. Фромм в своей работе «Человек для самого себя» говорит о су­ще­ст­во­ва­нии двух противоположных этических систем: авторитарной и гума­ни­сти­чес­кой. Каждая из них имеет собственные нормы и критерии. В авторитарной эти­ке нормы поведения устанавливает власть (религиозная и // или светская), она же определяет границы зла и блага. Сторонники авторитарной этики (Августин, Фо­ма Аквинский) утверждают, что с момента грехопадения природа человека  ста­ла развращенной, каждое поколение рождается проклятым из-за начального не­повиновения и лишь Божья  милость способна спасти человечество. Отсюда следует, что для такой этики самый большой грехнеповиновение, а самая глав­ная добродетель смирение.

Нужно отметить, что «душа русского народа была формирована пра­во­слав­ной церковью» (Н.А. Бердяев). Это во многом обуславливает особенности эти­ки русского народа. Концепт «грех» выражает специфически религиозное по­нимание вины перед Богом. Считается, что вина лежит на всем роде че­ло­ве­чес­ком вследствие согрешения прародителей Адама и Евы. Это суждение опи­ра­ется на тексты Священного писания, учения религиозных философов и отцов цер­кви. Как правило, при этом не учитываются языковые данные, а они-то и яв­ля­ются достаточно надежным источником концептуализации понятий, что до­ка­зывают исследования Н.И. Толстого, В.Н. Телия и др.

Тексты русских паремий свидетельствуют о том, что народному со­зна­нию близка авторитарная этическая система. Следующие представления, выра­жен­ные в русских паремиях, убеждают в этом.

1.  Абсолютная безгрешность Бога, как высшей власти и силы, его не­при­част­ность к злу (Один Бог без греха. Един Бог безгрешен).

2. Онтологическая греховность каждого человека. Все потомки греш­но­го Адама, несущие на себе тяжесть его греха (Все Адамовы дети. Все одного от­­ца детки. Рожденные во плоти причастны к греху. Грешна душа во что Бог по­ставит).

3. Только покаянием, признанием над собой власти Божьей можно ис­ку­пить вину перед Господом (Не лекарь спасает, а Бог. Одно спасенье: пост да мо­литва).

Однако, вместе с чертами авторитарной этики в русской народной куль­ту­ре обнаруживаются черты гуманистической этики. Для нее характерно, что за­конодателем и исполнителем норм является сам человек. Сторонники этики  (Со­крат, Ницше) полагают, что врожденной вины у человека нет, а рождается он чистым и непорочным. Причины грехов собственная слабость, неумение про­тивостоять соблазнам, ленность человека. О чертах гуманистической этики в русской культуре говорит языковой материал.

1. Право и возможностть выбора между добром и злом есть  у каждого, жиз­ненный путь может выбирать человек. (Не поддавайся черту, так ему и вла­с­ти нет над тобой. Грешному путь вначале широк, да после тесен. Грехи не пи­ро­ги, пережевав не проглотишь).

2. Грешит человек по собственной слабости и неразумности. Его гре­ше­ние его вина, он первопричина своих грехов (Мы  люди темные; не знаем в чем грех, в чем спасение. Грех сладок человек падок. Ангел помогает, а бес под­стрекает).

3. Наказание дается человеку за его собственные грехи, за неумение вести се­бя иначе (Чья душа во грехе, та и в ответе. Чья беда, того и грех. Все на свете по грехам нашим дается).

Паремический материал свидетельствует, что в русском народном со­зна­нии парадоксальным образом переплетаются обе этические системы. Народ ве­рит в силу и достоинство человека, но вместе с тем убежден в человеческой сла­бости и бессилии. Языковые данные подтверждают правоту слов Н.А. Бер­дя­ева: «Для русских характерно совмещение и сочетание антиномичных, по­ляр­но противоположных начал».