ВИЛЬГЕЛЬМ РААБЕ: ЧЕЛОВЕК И ПИСАТЕЛЬ
Е.Н. Золина
Ивановский государственный химико-технологический университет
Вильгельм Раабе (1831-1910) – заметная фигура в немецкой литературе второй половины XIX века. За свою долгую литературную жизнь он написал около семидесяти романов, повестей и новелл. Однако ни одно из этих произведений не имело широкого прижизненного признания за исключением первенца – повести «Хроника Воробьиной улицы». Слава вернулась к Раабе, когда он уже именовал себя «писателем в отставке». В 1911 году, через год после его смерти, в Брауншвейге, на родине писателя, было организовано «Общество друзей Раабе» с постоянным печатным органом «Сообщения общества друзей Раабе» (с 1960 года – «Ежегодник общества друзей Раабе»). С тех пор его творчество неоднократно привлекало к себе внимание отечественных и зарубежных исследователей, издателей и читателей (1).
Детство Раабе прошло в провинциальных немецких городках Хольцминден и Штадтольдендорф на берегах Везера. Его предки по отцовской линии были ремесленниками. Первым получил университетское образование и место государственного чиновника – дед писателя, Август Раабе, принадлежавший к кругу брауншвейгских просветителей, последователей Лессинга. Отец Раабе, Густав был человеком одаренным и энергичным, с блеском закончил Геттингенский университет и мечтал о самостоятельной адвокатской практике, но рано умер. После его смерти семья переехала в Вольфенбюттель, где жили братья матери Юстус и Кристиан Йеепы, принадлежавшие к верхушке местного светского общества (оба брата матери служили в гимназии, один из них был ректором). Перемена места жительства означала для четырнадцатилетнего Вильгельма перемену образа жизни, переоценку привычных ценностей. Здесь он, малообщительный, замкнутый, склонный к рисованию, чтению, уединенным прогулкам и фантазированию, оказался в изоляции. Вильгельм был на три года старше своих одноклассников, так как на вступительных экзаменах в гимназию обнаружил низкий уровень знаний и был принят только в четвертый класс. Отсутствие прилежания и интереса к школьным наукам (за исключением родного языка, истории и рисования) стало причиной отчужденного отношения к нему и со стороны родственников. В результате Раабе не смог получить аттестат зрелости, но зато в его выпускной характеристике значилось: «В немецком языке и рисовании достиг такого совершенства, какой не часто бывает на данной ступени обучения (2). Школьные сочинения Раабе 1847-1848 годов свидетельствуют о сложившемся характере и собственном взгляде на мир. В них уже угадывается будущий писатель с широким кругозором, острой наблюдательностью, ясным и правдивым языком (3).
В 1849 году по настоянию родственников, совпавшему с его собственным желанием, Раабе отправляется в Магдебург учиться ремеслу книготорговца. Четыре магдебургских года (1849-1853), наполненные разнообразным чтением, увлекательным общением с учениками и друзьями владельца книжной лавки, стали периодом интеллектуального роста будущего писателя. Круг чтения Раабе включал произведения Г. Филдинга, В. Скотта, У. Теккерея, Ч. Диккенса, О. Бальзака, Г.Х. Андерсена и др. С особым вниманием он относился к творчеству соотечественников – Гете, Гофмана, Гейне, Фрейлиграта. В Магдебурге состоялось первое знакомство Раабе с философией, которую он наряду с мировой литературой считал способной объяснить окружающий мир, помочь человеку обрести свое место в этом мире. Здесь же, в Магдебурге, Раабе ощутил потребность продолжить систематическое образование. Руководствуясь этим соображением, он решает прервать обучение ремеслу, хотя и понимает, какую реакцию этот шаг вызовет у родственников и знакомых. Двадцатью годами позже, словно объясняя этот поступок, Раабе напишет: «Прожить жизнь не означает посвятить себя тому, что считают полезным окружающие, но значит следовать своей собственной натуре, развивать ее лучшие грани, делать то, что она считает великим, даже если свет называет это ничтожным и скучным» (4).
Новая попытка сдать в вольфенбюттельской гимназии экзамены на аттестат зрелости закончилась крахом. Однако Раабе решает ехать в Берлин, чтобы «привести в порядок изрядное количество сумбурных знаний» (5). Деньги на поездку он выручил от продажи коллекции старинных монет, унаследованной от отца.
Осенью 1854 года он становится вольнослушателем философского факультета Берлинского университета. Следуя своей «натуре», Раабе посещает лекции по философии, эстетике, литературе, живописи, географии, истории. В Берлинском университете и прежде всего на лекциях учеников и последователей Гегеля у Раабе складывается представление о мире как едином и развивающемся целом, устремленном к гармонии, рождается вера в реальность, созидаемость этой гармонии. В Берлине осуществляется юношеская мечта Раабе стать писателем. В 1856 году выходит в свет его первая повесть – «Хроника Воробьиной улицы», запечатлевшая образ «спящей родины», скованной многовековой национальной раздробленностъю.
Со щитом победителя возвратился Раабе в Вольфенбюттель, где он жил с 1857 по 1862 годы, принимая активное участие в общественной жизни северных земель Германии, тон которой задавало либерально-буржуазное движение за объединение страны.
С периодом наиболее заметной либерализации немецкой интеллигенции совпадают годы жизни Раабе в Штутгарте (1862-1870), который был одним из центров оживленной политической, научной, публицистической и литературной деятельности, развернувшейся в германских землях в канун объединения страны. Именно этот факт и обусловил переезд Раабе, сознательно стремившегося быть в гуще общественно-политической жизни. Вместе с тем штутгартские годы, наполненные активным общением с видными политическими деятелями, журналистами, литераторами, философами того времени, способствовали трезвому восприятию Раабе общественной ситуации в Германии и принесли писателю первые разочарования в действенности его партийной работы в рамках «Немецкого национального союза».
Экономическая и государственная слабость и отсталость Германии как следствие национальной раздробленности страны, филистерская ограниченность интересов большинства ее граждан, с одной стороны, и бесплодные попытки разнообразных общественных ферейнов изменить что-либо в сложившейся ситуации, с другой, имели и еще одно важное последствие для Раабе-писателя. Личный опыт общественной деятельности способствовал утрате иллюзий и усилению критического начала в его творчестве, достигшего высшей точки в романе «Погребальные дроги», в котором Раабе трагической гибелью юной героини поставил под сомнение разумность установившегося миропорядка. Однако даже лучшие произведения Раабе этого периода – сатирический роман «Абу Тельфан» и упомянутый выше роман «Погребальные дроги», – которые сам автор называл «новым критическим оружием» (6) в борьбе с ложью в литературе и жизни, долго не принимались к печати. Это сильно пошатнуло материальное положение писателя, имевшего к тому времени собственную семью, и заставило Раабе переехать в Брауншвейг, где он мог рассчитывать на поддержку родственников жены.
С 1870 года и до конца жизни Раабе живет в Брауншвейге. Победу Пруссии в войне с Францией (1870-1871) и последовавшее за ней объединение Германии писатель встретил с надеждой, которая, однако, очень быстро исчезла под волной грюндерства, охватившего Германию, обладательницу пятимиллиардной контрибуции. Произведения, написанные Раабе в первые брауншвейгские годы, – «Кристоф Пехлин», «Аптека «Лесной великан», «Ойленпфингстен», «Фрау Заломе», «Хоракер» – достоверно и критически воспроизводят политические и экономические процессы, происходившие в период возмужания объединенного германского государства.
В Брауншвейге Раабе окончательно отходит от активной общественно-политической деятельности. Основной формой общения писателя с внешним миром становятся кружки приятелей, которых было бы одинаково неверно называть как единомышленниками, так и политическими противниками Раабе. Суть перелома в мировосприятии писателя отражают его новые философские искания, связанные с именами Шопенгауэра, Гете, Спинозы (7). У Гете Раабе искал укрепления своей веры в созидательные возможности человечества, которая сильно пошатнулась у него на рубеже 60-х – 70-х годов. Путь, предложенный Шопенгауэром – абсолютная безмятежность, не устраивал Раабе, хотя презирающий существующую действительность пессимизм франкфуртского философа и отвечал сложившемуся к началу 70-х годов трагическому восприятию мира писателем. Роль безразличного созерцателя противоречила его представлению о гражданской позиции художника и человека. Поэтому он не мог принять и конечных выводов в целом понятного и близкого ему учения Спинозы о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений (детерминизма), выводов о фатальной предопределенности человеческой жизни. Вслед за Гете Раабе считал человека существом деятельным, созидательным. Однако гетевское философское понятие о труде на благо общества Раабе трансформирует в труд на благо ближнего, вкладывая буквальный смысл в эти слова. В результате он отказывается от идеи перевоспитания общества в целом, одухотворявшей его общественный и литературный труд 60-х годов. Обнаружив бесплодность призывов и упреков, брошенных им обществу, наткнувшись на стену непонимания, Раабе приходит к мысли о том, что общество в целом не готово воспринять идеи добра, справедливости и гуманизма. Поэтому необходимо прививать их в семье, то есть там, где закладываются основы человеческого характера, его образ мыслей и нравственные принципы. Это отнюдь не умаляет общественной значимости творчества писателя на заключительном этапе. В произведениях брауншвейгского периода («Старые гнезда», «Штопфкухен», «Лар», «Летопись Птичьей слободы» и др.) Раабе сохранил верность идеалам добра, справедливости и гуманизма.
Раабе создал тридцать крупных романов и повестей, более сорока произведений малых прозаических жанров, объединенных в сборники «Наполовину сказка, наполовину более того», «Неудавшиеся судьбы», «Далекие голоса», «Радуга», «Сияние немецкой луны», «Истории Вороньего поля». В литературном наследии писателя есть ряд стихотворных произведений, неоконченная драма и незавершенный автобиографический роман «Альтерсхаузен», ставший его последним литературным сочинением.
Подводя итог своей почти полувековой писательской деятельности, Раабе в завещании 1892 года писал: «Произведения искусства должны помочь человечеству избежать дальнейшего угнетения» (8). Эти слова можно рассматривать как своеобразный творческий девиз. Не изменяя своему девизу, Раабе на разных этапах своей писательской биографии по-разному претворял его в жизнь. От призывов к добру и справедливости, терпеливых разъяснений высшего назначения человека в романах воспитания («Дети из Финкенроде», «Люди из леса», «Голодный пастор», «После великой войны», «Канцелярия господня»), он переходит к откровенной критике пороков буржуазного общества, к сатире на него в романах и повестях утраченных иллюзий («Кельтские кости», «Три пера», «Абу Тельфан», «Погребальные дроги», «Гусиный бунт в Бютцове», «В победном венце»). В последний период творчества писатель отказывается от больших эпических форм и работает в жанре повести, социальный диапазон которой ограничен узким, как правило, семейным кругом персонажей («Рожок Ванцы», «Вилла Шенов», «Монастырь Люгау», «Вуннигель», «Иннерсте», «Одфельд», «Хастенбек»).
Одну из интереснейших страниц в творчестве писателя составляет историческая проза. Действие лучших исторических произведений Раабе разворачивается на фоне наиболее драматических эпох европейской истории: реформация и контрреформация («Канцелярия господня), Нидерландская буржуазная революция («Черная галера»), Тридцатилетняя война («Эльза из леса»), антинаполеоновское национально-освободительное движение в Германии («В победном венце») и др. При всем разнообразии тематики и идейного содержания исторические романы и повести Раабе объединяются стремлением автора связать их с проблемами современного ему немецкого общества. Наиболее важные из них – многовековая национальная отсталость Германии, причины и пути ее преодоления, политика и нравственность, война и мир, милитаризм и шовинизм, власть денег и разрушение человеческой личности в условиях господства «голого чистогана», пути сохранения гуманных основ во взаимоотношениях людей и др.
К исторической прозе Раабе обращался на протяжении всего творческого пути, и именно в ней ему удалось достичь наибольшего художественного мастерства, проявившегося с особой очевидностью в любимом жанре писателя – повести с хроникальным сюжетом и рассказчиком в центре, отличающейся широким, не ограниченным заранее поставленными рамками и в то же время лирическим благодаря фигуре рассказчика изображением мира.
В российском литературоведении существует мнение, разделяемое автором данной статьи, что лучшие исторические повести Раабе (к их числу могут быть отнесены «Черная галера», «Юнкер фон Денов», «Эльза из леса», «Гусиный бунт в Бютцове», «В победном венце», «Корона империи», «Гекстер и Корвей», «Возвращение домой») «красочней», «динамичней», «острей по содержанию», «эмоциональней» и т.п. его романов и повестей о современности (9).
Самобытное творчество Раабе дает нам основание усомниться в справедливости господствовавшей долгое время в отечественном литературоведении оценки его писательской деятельности и немецкой литературы второй половины XIX века в целом как «областнической», замкнутой на узко местных темах и проблемах, подражательной и не имеющей мирового значения. Лучшие произведения Раабе и целого ряда других писателей, его современников, Т. Шторма, Т. Фонтане, Ф. Рейтера и др., имеют самодостаточную художественную ценность (как в содержательном плане, так и по форме) и без сомнения достойны внимания российских читателей и исследователей.
1. Немецкоязычная
библиография весьма обширна. См., например: Meyen F.W. Raabe-Bibliographie. Freiburg, 1955. В российском
литературоведении также существует целый ряд обзорных и аналитических
статей, диссертационных исследований,
посвященных творчеству Раабе. См., например, работы
Е.Н. Золиной, Л.И. Кондратенко, Т.И. Фурсовой, Н.И. Четвериковой. В русских
переводах публиковалась только малая проза писателя. См., например: Раабе В.
Повести и новеллы. М., 1959.
2. Цит. по: Oppermann H.W. Raabe in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1970. – S.19.
3. См. например, отрывки из сочинений В.Раабе, помещенные в: Raabe W. Ausgewaehlte Werke in 6 Bänden. – Bd. I. Berlin und Weimar, 1966. – S. 15-16.
4. Цит. по: Raabe W. Werke in 5 Bänden. – Bd.I. Berlin, 1972. – S. XI.
5. Цит. по: Helmers H. Raabe in neuer Sicht. Stuttgart, 1969. – S. 11.
6.
Raabe
W. In alles gedultig. Briefe von W.Raabe (1842-1910). Berlin,1940. – S. 52.
7.
Ibid.,
S. 391.
8.
Цит. по: Reuter H.H. Raabe in neuer Zeit // Raabe W. Erzählungen. Leipzig,
1962. – S. XLVIII.
9. Лозинская Л. и Фрадкина Е. Вильгельм Раабе // Раабе В. Повести и новеллы. М., 1959. – С. 3-26; Кондратенко Л.И.. Исторические новеллы Вильгельма Раабе // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1977. – С. 35-54.