ВИЛЬГЕЛЬМ РААБЕ: ЧЕЛОВЕК И ПИСАТЕЛЬ

 

Е.Н. Золина

Ивановский государственный химико-технологический университет

 

Вильгельм Раабе (1831-1910) – заметная фигура в немецкой литературе вто­рой половины XIX века. За свою долгую литературную жизнь он написал око­ло семидесяти романов, повестей и новелл. Однако ни одно из этих про­из­ве­де­ний не имело широкого прижизненного признания за исключением первенца – повести «Хроника Воробьиной улицы». Слава вернулась к Раабе, когда он уже именовал себя «писателем в отставке». В 1911 году, через год после его смерти, в Брауншвейге, на родине писателя, было организовано «Общество дру­зей Раабе» с постоянным печатным органом «Сообщения общества друзей Раабе» (с 1960 года – «Ежегодник общества друзей Раабе»). С тех пор его твор­че­ство неоднократно привлекало к себе внимание отечественных и зарубежных ис­следователей, издателей и читателей (1).

Детство Раабе прошло в провинциальных немецких городках Хольц­мин­ден и Штадтольдендорф на берегах Везера. Его предки по отцовской линии бы­ли ремесленниками. Первым получил университетское образование и место го­су­дарственного чиновника – дед писателя, Август Раабе, принадлежавший к кру­гу брауншвейгских просветителей, последователей Лессинга. Отец Раабе, Гус­тав был человеком одаренным и энергичным, с блеском закончил Гет­тин­ген­ский университет и мечтал о самостоятельной адвокатской практике, но ра­но умер. После его смерти семья переехала в Вольфенбюттель, где жили братья ма­тери Юстус и Кристиан Йеепы, принадлежавшие к верхушке местного светс­ко­го общества (оба брата матери служили в гимназии,  один из них был ректо­ром). Перемена места жительства означала для четырнадцатилетнего Вильгель­ма перемену образа жизни, переоценку привычных ценностей. Здесь он, мало­об­щительный, замкнутый, склонный к рисованию, чтению, уединенным про­гул­кам и фантазированию, оказался в изоляции. Вильгельм был на три года стар­ше своих одноклассников, так как на вступительных экзаменах в гимназию об­наружил низкий уровень знаний и был принят только в четвертый класс. От­сут­ствие прилежания и интереса к школьным наукам (за исключением родного язы­ка, истории и рисования) стало причиной отчужденного отношения к нему и со стороны родственников. В результате Раабе не смог получить аттестат зре­ло­с­ти, но зато в его выпускной характеристике значилось: «В немецком языке и ри­совании достиг такого совершенства, какой не часто бывает на данной сту­пе­ни обучения (2). Школьные сочинения Раабе 1847-1848 годов свидетельствуют о сложившемся характере и собственном взгляде на мир. В них уже уга­ды­ва­ет­ся будущий писатель с широким кругозором, острой наблюдательностью, яс­ным и правдивым языком (3).

В 1849 году по настоянию родственников, совпавшему с его собственным же­ланием, Раабе отправляется в Магдебург учиться ремеслу книготорговца. Че­ты­ре магдебургских года (1849-1853), наполненные разнообразным чтением, ув­лекательным общением с учениками и друзьями владельца книжной лавки, ста­ли периодом интеллектуального роста будущего писателя. Круг чтения Раа­бе включал произведения Г. Филдинга, В. Скотта, У. Теккерея, Ч. Диккенса, О. Баль­зака, Г.Х. Андерсена и др. С особым вниманием он относился к творчеству со­отечественников – Гете, Гофмана, Гейне, Фрейлиграта. В Магдебурге со­сто­я­лось первое знакомство Раабе с философией, которую он наряду с мировой ли­те­ратурой считал способной объяснить окружающий мир, помочь человеку об­ре­сти свое место в этом мире. Здесь же, в Магдебурге, Раабе ощутил по­треб­ность продолжить систематическое образование. Руководствуясь этим со­об­ра­же­нием, он решает прервать обучение ремеслу, хотя и понимает, какую реак­цию этот шаг вызовет у родственников и знакомых. Двадцатью годами позже, слов­но объясняя этот поступок, Раабе напишет: «Прожить жизнь не означает по­святить себя тому, что считают полезным окружающие, но значит следовать сво­ей собственной натуре, развивать ее лучшие грани, делать то, что она счи­та­ет великим, даже если свет называет это ничтожным и скучным» (4).

Новая попытка сдать в вольфенбюттельской гимназии экзамены на ат­тес­тат зрелости закончилась крахом. Однако Раабе решает ехать в Берлин, чтобы «при­вести в порядок изрядное количество сумбурных знаний» (5). Деньги на по­ездку он выручил от продажи коллекции старинных монет, унаследованной от отца.

Осенью 1854 года он становится вольнослушателем философского фа­куль­тета Берлинского университета. Следуя своей «натуре», Раабе посещает лек­ции по философии, эстетике, литературе, живописи, географии, истории. В Бер­линском университете и прежде всего на лекциях учеников и по­сле­до­ва­те­лей Гегеля у Раабе складывается представление о мире как едином и разви­ваю­щем­ся целом, устремленном к гармонии, рождается вера в реальность, сози­дае­мость этой гармонии. В Берлине осуществляется юношеская мечта Раабе стать пи­са­телем. В 1856 году выходит в свет его первая повесть – «Хроника Во­ро­бьи­ной улицы», запечатлевшая образ «спящей родины», скованной  многовековой на­циональной раздробленностъю.

Со щитом победителя возвратился Раабе в Вольфенбюттель, где он жил с 1857 по 1862 годы, принимая активное участие в общественной жизни север­ных земель Германии, тон которой задавало либерально-буржуазное движение за объединение страны.

С периодом наиболее заметной либерализации немецкой интеллигенции сов­падают годы жизни Раабе в Штутгарте (1862-1870), который был одним из цент­ров оживленной политической, научной, публицистической и литера­тур­ной деятельности, развернувшейся в германских землях в канун объединения стра­ны. Именно этот факт и обусловил переезд Раабе, сознательно стре­мив­ше­го­ся быть в гуще общественно-политической жизни. Вместе с тем штутгартские го­ды, наполненные активным общением с видными политическими деятелями, жур­налистами, литераторами, философами того времени, способствовали трез­во­му восприятию Раабе общественной ситуации в Германии и принесли пи­са­те­лю первые разочарования в действенности его партийной работы в рамках «Не­мец­кого национального союза».

Экономическая и государственная слабость и отсталость Германии как след­ствие национальной раздробленности страны, филистерская огра­ни­чен­ность интересов большинства ее граждан, с одной стороны, и бесплодные по­пыт­ки разнообразных общественных ферейнов изменить что-либо в сло­жив­шей­ся ситуации, с другой, имели и еще одно важное последствие для Раабе-пи­са­теля. Личный опыт общественной деятельности способствовал утрате ил­лю­зий и усилению критического начала в его творчестве, достигшего высшей точ­ки в романе «Погребальные дроги», в котором Раабе трагической гибелью юной героини поставил под сомнение разумность установившегося ми­ро­по­ряд­ка. Однако даже  лучшие произведения Раабе этого периода – сатирический ро­ман «Абу Тельфан» и упомянутый выше роман «Погребальные дроги», – ко­то­рые сам автор называл «новым критическим оружием» (6) в борьбе с ложью в ли­тературе и жизни, долго не принимались к печати. Это сильно пошатнуло ма­те­риальное положение писателя, имевшего к тому времени собственную семью, и заставило  Раабе переехать в Брауншвейг, где он мог рассчитывать на под­держ­ку родственников жены.

С  1870 года и до конца жизни Раабе живет в Брауншвейге. Победу Прус­сии в войне с Францией (1870-1871) и последовавшее за ней объединение Гер­ма­нии писатель встретил с надеждой, которая, однако, очень быстро исчезла под волной грюндерства, охватившего Германию, обладательницу пя­ти­мил­ли­ард­ной контрибуции. Произведения, написанные Раабе в первые браун­швейг­с­кие годы, – «Кристоф Пехлин», «Аптека «Лесной великан», «Ойленпфингстен», «Фрау Заломе», «Хоракер» – достоверно и критически воспроизводят поли­­ти­чес­кие и экономические процессы, происходившие в период возмужания объе­ди­ненного германского государства. 

В Брауншвейге Раабе окончательно отходит от активной общественно-по­литической деятельности. Основной формой общения писателя с внешним ми­ром становятся кружки приятелей, которых было бы одинаково неверно на­зы­вать как единомышленниками, так и политическими противниками Раабе. Суть перелома в мировосприятии писателя отражают его новые философские ис­кания, связанные с именами Шопенгауэра, Гете, Спинозы (7). У Гете Раабе ис­кал укрепления своей веры в созидательные возможности человечества, ко­то­рая сильно пошатнулась у него на рубеже 60-х – 70-х годов. Путь, пред­ло­жен­ный Шопенгауэром – абсолютная безмятежность,  не устраивал Раабе, хотя пре­зирающий существующую действительность пессимизм франкфуртского фи­лософа и отвечал сложившемуся к началу 70-х годов трагическому вос­прия­тию мира писателем. Роль безразличного созерцателя противоречила его пред­став­лению о гражданской позиции художника и человека. Поэтому он не мог  при­нять и конечных выводов в целом понятного и близкого ему учения Спи­но­зы о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности всех яв­ле­ний (детерминизма), выводов о фатальной предопределенности человеческой жиз­ни. Вслед за Гете Раабе считал человека существом деятельным, сози­да­тель­ным. Однако гетевское философское понятие о труде на благо общества Раа­бе трансформирует в труд на благо ближнего, вкладывая буквальный смысл в эти слова. В результате он отказывается от идеи перевоспитания общества в це­лом, одухотворявшей его общественный и литературный труд 60-х годов. Об­на­ружив бесплодность призывов и упреков, брошенных им обществу, нат­кнув­шись на стену непонимания, Раабе приходит к мысли о том, что общество в це­лом не готово воспринять идеи добра, справедливости и гуманизма. Поэтому не­обходимо прививать их в семье, то есть там, где закладываются основы че­ло­ве­ческого характера, его образ мыслей и нравственные принципы.  Это отнюдь не умаляет общественной значимости творчества писателя на заключительном эта­пе. В произведениях брауншвейгского периода («Старые гнезда», «Штопф­ку­­­хен», «Лар», «Летопись Птичьей слободы» и др.) Раабе сохранил верность  иде­алам добра, справедливости и гуманизма.

Раабе создал тридцать крупных романов и повестей, более сорока про­из­ве­дений малых прозаических жанров, объединенных в сборники «Наполовину сказ­ка, наполовину более того», «Неудавшиеся судьбы», «Далекие голоса», «Ра­дуга», «Сияние немецкой луны», «Истории Вороньего поля». В ли­те­ра­тур­ном наследии писателя есть ряд стихотворных произведений, неоконченная дра­ма и незавершенный автобиографический роман «Альтерсхаузен», ставший его последним литературным сочинением.

Подводя итог своей почти полувековой писательской деятельности, Раабе в завещании 1892 года писал: «Произведения искусства должны помочь чело­ве­че­ству избежать дальнейшего угнетения» (8). Эти слова можно рассматривать как своеобразный творческий девиз. Не изменяя своему девизу, Раабе на раз­ных этапах своей писательской биографии по-разному претворял его в жизнь. От призывов к добру и справедливости, терпеливых разъяснений высшего на­зна­чения человека в романах воспитания («Дети из Финкенроде», «Люди из ле­са», «Голодный пастор», «После великой войны», «Канцелярия господня»), он пе­реходит к откровенной критике пороков буржуазного общества, к сатире на не­го в романах и повестях утраченных иллюзий («Кельтские кости», «Три пе­ра», «Абу Тельфан», «Погребальные дроги», «Гусиный бунт в Бютцове», «В по­бед­ном венце»). В последний период творчества писатель отказывается от боль­ших эпических форм и работает в жанре   повести, социальный диапазон ко­торой ограничен узким, как правило, семейным кругом персонажей («Рожок Ван­цы», «Вилла Шенов», «Монастырь Люгау», «Вуннигель», «Иннерсте», «Од­фельд», «Хастенбек»).

Одну из интереснейших страниц в творчестве писателя составляет ис­то­ри­ческая проза. Действие лучших исторических произведений Раабе раз­во­ра­чи­ва­ется на фоне наиболее драматических эпох европейской истории: ре­фор­ма­ция и контрреформация («Канцелярия господня), Нидерландская буржуазная ре­волюция («Черная галера»), Тридцатилетняя война («Эльза из леса»), анти­на­по­леоновское национально-освободительное движение в Германии («В по­бед­ном венце») и др. При всем разнообразии тематики и идейного содержания ис­то­рические романы и повести Раабе объединяются стремлением автора связать их с проблемами современного ему немецкого общества. Наиболее важные из них – многовековая национальная отсталость Германии, причины и пути ее прео­доления, политика и нравственность, война и мир, милитаризм и шови­низм, власть денег и разрушение человеческой личности в условиях господства «го­лого чистогана», пути сохранения гуманных основ во взаимоотношениях лю­дей и др.

К исторической прозе Раабе обращался на протяжении всего творческого пу­ти, и именно в ней ему удалось достичь наибольшего художественного мас­тер­ства, проявившегося с особой очевидностью в  любимом жанре писателя – по­вести с хроникальным сюжетом  и рассказчиком в центре, отличающейся ши­роким, не ограниченным заранее поставленными рамками и в то же время ли­рическим благодаря фигуре рассказчика изображением мира.

В российском литературоведении существует мнение, разделяемое авто­ром данной статьи, что лучшие исторические   повести Раабе (к их числу  могут быть отнесены «Черная галера», «Юнкер фон Денов», «Эльза из леса», «Гу­си­ный бунт в Бютцове», «В победном венце», «Корона империи», «Гекстер и Корвей», «Возвращение домой»)  «красочней», «динамичней», «острей по со­дер­­жанию», «эмоциональней» и т.п. его романов и повестей о современности (9).

Самобытное творчество Раабе дает нам основание усомниться в спра­вед­ли­вости господствовавшей долгое время в отечественном литературоведении оцен­ки его писательской деятельности и немецкой литературы второй поло­ви­ны XIX века в целом как «областнической», замкнутой на узко местных темах и про­блемах, подражательной и не имеющей мирового значения. Лучшие про­из­ве­дения Раабе и целого ряда других писателей, его современников, Т. Шторма, Т. Фонтане, Ф. Рейтера и др., имеют самодостаточную художественную цен­ность (как в содержательном плане, так и по форме) и без сомнения достойны вни­мания российских читателей и исследователей.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.      Немецкоязычная библиография весьма обширна. См., например: Meyen F.W. Raabe-Bibliographie. Freiburg, 1955. В российском литературоведении также су­ществует целый ряд обзорных и аналитических статей,  диссертационных ис­следований, посвященных творчеству Раабе. См., например, работы
Е.Н. Зо­линой, Л.И. Кондратенко, Т.И. Фурсовой, Н.И. Четвериковой. В русс­ких переводах публиковалась только малая проза писателя. См., например: Раа­бе В. Повести и новеллы. М., 1959.

2.      Цит. по: Oppermann H.W. Raabe in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1970. S.19.

3.      См. например, отрывки из сочинений В.Раабе, помещенные в: Raabe W. Aus­ge­waehlte Werke in 6 Bänden. Bd. I. Berlin und Weimar, 1966. S. 15-16.

4.      Цит. по: Raabe W. Werke in 5 Bänden. Bd.I. Berlin, 1972. S. XI.

5.      Цит. по: Helmers H. Raabe in neuer Sicht. Stuttgart, 1969. S. 11.

6.      Raabe W. In alles gedultig. Briefe von W.Raabe (1842-1910). Berlin,1940. S. 52.

7.      Ibid., S. 391.

8.      Цит. по: Reuter H.H. Raabe in neuer Zeit // Raabe W. Erzählungen. Leipzig, 1962. S. XLVIII.

9.      Лозинская Л. и Фрадкина Е. Вильгельм Раабе // Раабе В. Повести и новеллы. М., 1959. – С. 3-26; Кондратенко Л.И.. Исторические новеллы Вильгельма Раабе // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1977. – С. 35-54.