О ПОЛИПЛАСТИИ ОТНОШЕНИЙ ТОЖДЕСТВА И РАЗЛИЧИЯ

МЕЖДУ РЕПЛИКАМИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ И ПОНЯТИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ

 

Ш.А. Ахадов

Ивановский государственный университет

akhadov@ivanovo.ac.ru

 

Исследование диалогических единств в аспекте проблемы тождеств и раз­ли­чий осложняется тем, что отношения  между репликами  ДЕ  в рассмат­ри­вае­мом аспекте полипластичны (от «поли + пласт, слой»). Полипластичны не толь­ко в том смысле, что в каждом ДЕ неизбежно наличие как отношений тож­де­ст­ва, так и отношений различия, но и в том смысле, что каждое из указанных от­но­шений само по себе полипластично и так же неизбежно организуется по разным каналам семантической связи между содержанием РА и РР.

Изучение значительного диалогического материала подвело нас к выводу о том, что обобщающее и одновременно конкретизирующее представление о по­липластии отношений тождества и различия между репликами диалога мож­но получить путем анализа ДЕ, реплики которых внешне идентичны. К тому же пу­тем такого анализа методически наиболее удобно вывести представления о по­липластии отношений к пониманию вопроса об актуализации отдельных из них, подойти к вопросу о средствах актуализации таких отношений и об ос­нов­ных корпусах (разрядах, типах, классах и т.д.) ДЕ в современном русском язы­ке, выделяющихся на данном основании.

Полипластия отношений тождества и различия является следствием того, что те или иные отношения между репликами ДЕ возникают (существуют) меж­ду всеми элементами коммуникативных установок. Одновременное нали­чие некоторого множества таких элементов (а значит, и отношений между ни­ми) предполагается теорией множеств. И это обстоятельство наиболее наглядно мож­но проиллюстрировать, как уже отмечалось, на материале ДЕ с внешне иден­тичными репликами. Рассмотрим конкретный пример.

В диалоге:                

— Я верю в тебя.

 Я верю в тебя.

внешне все представляется абсолютно  тождественным. Однако каждому по­нят­­но, что внутренне (по содержанию) составляющие данного ДЕ абсолютно раз­личны: «Я» и «Я», «тебя» и «тебя» – это разные лица; ... «верю» и ... «верю» раз­личны потому, что эти признаки отнесены к разным субъектам (являются свой­ством разных лиц) и имеют при себе разные объекты (распространяются на раз­ные объекты). В отношениях между репликами наблюдается известное рав­но­весие тождеств и различий, их диффузная нерасчлененность, неотчетливая ак­туализированность, «невыведенность» одних из них в сильную позицию: это ДЕ можно понимать как монологическое произведение, где вторая часть дуб­ли­ру­ет первую.

Вместе с тем тоже понятно и видно, что между каждым из соот­носи­тель­ных компонентов реплик одновременно устанавливаются и отношения тож­деств, и отношения различий, причем полнейший баланс: одно и то же одно­вре­мен­но и тождественно, и различно. Анализ данного примера иллюстрирует и раз­вивает представления о полипластичности отношений между репликами: от­но­шения могут быть очень многоканальными и подвластными для научного осо­знания только в аспекте теории множеств.

Данное обстоятельство неизбежно порождает вопрос: каким же образом в этом «хаосе» исключающих друг друга отношений собеседники, как правило (по­тому что не исключается и обратное), «улавливают» «согласие» или «не-со­гла­сие», «гармонию» мнений?

Мы считаем, что ответом на данный вопрос может быть такое пред­поло­же­ние. Исключающие друг друга и в то же время нераздельно существующие от­ношения «тождественное/разное» могут «уживаться» друг с другом в ДЕ и вза­имно не «уничтожаться» только потому, что в актах общения одни из них, как правило, актуализируются, выводятся в сильную позицию, в фокус вни­ма­ния, восприятия, а другие, наоборот, не актуализируются, «уводятся» на вторые пла­ны, в слабую позицию, «выводятся» из фокуса актуального внимания и во­с­при­ятия, однако неизбежно имеются в виду каждым из участников диалоги­чес­ко­го контакта.

Такое, объяснение подготовлено опытом объяснения системы сочинения мо­нологической речи в аспекте проблемы тождеств и различий. Сравним, на­при­мер, следующее высказывание с нашим анализом: «Отношения од­но­род­но­с­ти... образуют противопоставление предложений градационного типа пред­ло­же­ниям неградационного характера. Те и другие представляют собой тождество и различие одновременно. Однако это представление реализуется по-разному... В предложениях градационного типа каждый член бинома «тождества/раз­ли­чия» представлен в «сильной позиции». То и другое в данной ситуации важно для говорящего, и то и другое он направляет в фокус внимания воспри­ни­маю­ще­го: в тождественном обнаружено разное, или, наоборот, в разном –  тож­де­ст­вен­ное. «Не только... но и...! » (Холодов, Джамалов, 1992).

В предложениях неградационного типа обращается внимание только на од­ну сторону бинома: или на тождественное, или на разное. «Вторая сторона би­но­ма присутствует в «слабой позиции» и не актуализируется. В современном рус­ском языке неградационные предложения представлены конструкциями сое­ди­нительного и несоединительного типа. Первые из них... актуализируют от­но­ше­ния тождества... Вторые – отношения различия» (Холодов, 1993).

Реальность таких представлений об отношениях соединительного и не­со­е­динительного типа в достаточной степени объективирована в диссерта­ци­он­ном исследовании Т.Д. Халмуратова о бессоюзных сложных предложениях со­вре­менного русского языка в аспекте проблемы тождеств и различий (Хал­му­ра­тов, 1994).

Аналогичное (и более того – изоморфное) «положение дел» мы на­блю­да­ем и в ДЕ.

Покажем это на материале анализа нашего предыдущего примера:

— Я верю в тебя.

— Я верю в тебя.

Как мы уже отмечали, между репликами данного ДЕ наблюдается баланс от­ношений тождества и различия (тех и других здесь 1:1). Поэтому, от­вле­чен­ное от необъятной широты понятия «апперцепирующая масса», это ДЕ может во­сприниматься даже совсем как искусственное, нереальное. Если же ввести в ДЕ отдельные языковые элементы, компенсирующие недостаток «аппер­це­пи­рую­щей массы», то известное впечатление о его некоторой искусственности сра­зу снимается. Ср. тот же пример с введенным между репликами ком­по­нен­том и:

1) — Я верю в тебя.

    — И я верю в тебя.

Мы считаем, что здесь из некоторого равновесия между отношениями тож­деств и различий в центр внимания выведены отношения тождеств, вто-
рые – здесь же. Но они «отодвинуты в сторону». Происходит «перерас­пре­де­ле­ние сил» между предполагающими друг друга отношениями. Сразу все ме­ня­ет­ся. На первое место, в «сильную позицию», выводятся отношения тождеств меж­ду субъектами (которые сами по себе остаются все же различными) по имею­щемуся в том и другом одному и тому же, тождественному дено­та­тив­но­му признаку «верю». Различие признаков по распространенности на разные, объ­екты не актуализируется. Оно уводится в слабую позицию, но, как по­ка­зы­ва­ет пример, присутствует здесь же и имеется в виду.

Ср. также с предыдущим:

2) — Я верю в тебя.

    — А я верю в тебя.

Здесь, как видно, тождество субъектов по отнесенности к ним одного и то­го же по денотативному содержанию признака уже не актуализируется. Од­но­временно акцентируется различие субъектов и самих по себе, и по различию при­знаков, но по различию признаков не самих по себе (не по их дено­та­тив­но­му содержанию), а по их распространенности на разные объекты. Остается лишь денотативное тождество признаков. Однако оно уводится в слабую пози­цию, но, как показывает пример, остается здесь же и обязательно имеется в виду.

Видимо, не требует специальных пояснений вопрос о том, что при ак­туа­ли­зации тех или иных отношений их полипластия не исчезает. Меняется лишь ак­туальное соотношение или в пользу одних, или в пользу других.

Таким образом, и в том, и в другом случае ни тождества, ни различия со­всем не исчезают. Однако та или иная актуализация самым существенным об­ра­зом меняет «соотношение сил» то в пользу одних, то в пользу других от­но­ше­ний. И таким образом между основными составляющими в конкретном ДЕ устанавливаются, выводятся в сильную позицию или отношения тождеств, или от­ношения различий.

Для актуализации того или иного «соотношения сил» может исполь­зо­вать­ся не одно, а сразу несколько средств.

Например, отношения тождеств в приведенном нами выше случае 1) мож­но дополнительно активизировать путем введения элемента «тоже»:

— Я верю в тебя.

— И я тоже верю в тебя.

А отношения различия в нашем примере 2) можно акцентировать сред­ст­ва­ми изменения порядка слов в РР:

—  Я верю в тебя.

— А я в тебя верю.

Те же отношения здесь можно акцентировать путем имплицирования в РР тождественного элемента – неактуального при активизации отношений раз­ли­чия

— Я верю в тебя.

— А я ... в тебя.

Таким образом, анализ показывает обязательное наличие в семантических свя­зях между репликами отношений тождества и различия, а также факт поли­плас­тичности этих связей. Такой анализ подтверждает мысль о том, что со­су­ще­ствующие в одном целом прямо противоположные отношения не нейтра­ли­зу­ются и взаимно не уничтожаются благодаря тому, что отношения одного ти­па, как правило, выводятся в сильную позицию, актуализируются, а отношения дру­гого типа уводятся в слабую, неактуализируемую позицию. Наши экс­пе­ри­мен­ты свидетельствуют также о том, что в языке существуют определенные сред­ства актуализации отношений тождества и различия.

На основании данных предыдущего анализа можно дать такое простое оп­ределение понятия актуализации тех иди иных отношений, а также средств их актуализации: актуализация – это выведение в сильную позицию, в фокус вни­­мания отношений одного из сосуществующих типов; средства актуа­ли­за-ции – это различные элементы реплик, благодаря которым известные отноше­ния актуализируются.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Халмуратов Т.Дж. Бессоюзные сложные предложения однородного состава современного русского языка в аспекте проблемы тождеств и различий: Дисс… канд. филол. наук. Иваново, 1994.

2.     Холодов Н.НСложносочиненные предложения современного русского языка в аспекте проблемы тождеств и различий // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1993. –  С. 99-100.

3.     Холодов Н.Н., Джамалов Ф.Р. Сложные предложения с союзом не только…, но и… в современном русском языке // Рус. яз. в школе, 1992. –  № 1. –   С. 87-92.