СЕМАНТИЧЕСКАЯ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ НЕСОБСТВЕННОЙ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ВВОДЯЩИХ АВТОРИЗУЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ (на материале английского языка)

 

Н.Б. Мальцева

Санкт-Петербургский государственный университет

 

Интерес к несобственной прямой речи /НПР/ как к способу повест­во­ва­ния возник в связи с тенденцией к уменьшению роли повествователя в ком­по­зи­ции текстов и нашел свое отражение в работах по культурологии, лите­ра­ту­ро­ведению и лингвистики как у нас в России, так и за рубежом. Характерной осо­бенностью НПР является опосредованность ее коммуникативного аспекта: ав­тор уходит со сцены и передает слово модальному субъекту НПР. Одним из наи­более характерных способов формального устранения автора и введения в по­ле зрение читателя модального субъекта НПР являются авторизующие кон­ст­рук­ции /АК/. Интересно проследить взаимосвязь семантических значений АК с ха­рактером вводимой ими информации. Например, глаголы со значением мен­таль­ной деятельности обычно вводят информацию конкретизирующего ха­рак­те­ра. (Fools, Gordach thought, what are they celebrating about?). Весьма любо­пыт­но, что глаголы этой семантики и близкие по значению конструкции допускают двой­ную авторизацию с НПР, заключенной, как в матрешку, в воображаемое во­с­приятие одного из персонажей, приписываемого ему другим персонажем. (The way the cat looked at him, Gordach was sure the cat wished she was ten times bigger that she was, as big as a tiger, so she would spring on him one night and have one real meal).

АК, передающие эмоционально-психологическое состояние модального субъе­кта НПР, регулярно вводят информацию, объясняющую причины ука­зан­но­го состояния. (She was glad that she was all dressed up… Let Teddy Boylan mourn over what he was never going to get any more). Эта регулярность позволяет трак­товать АК с данной семантикой как контекстную мотивацию по­сле­дую­ще­го раскрытия психологического состояния модального  субъекта  НПР. Глаголы чув­ственного восприятия to notice, to see, to hear  как правило вводят тексты оце­ночного характера. Определенные корреляции можно проследить и между НПР и авторизующими конструкциями с семантикой оценки, в том числе само­оцен­ки модального субъекта НПР, конструкциями, содержащими фазовые ха­рак­теристики деятельности модального субъекта НПР и проч.