АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В ВИРТУАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
С.И.
Орехов
Омский
государственный педагогический университет
Виртуальная реальность образуется связью информационных процессов, протекание которых, обеспечивается соответствующими техническими системами и сознательно-психической деятельностью человека. Виртуальная реальность получает свое существование только как процессуальное отношение, опирающееся на две порождающих ее системы – техническую и социально-психическую реальность.
Техническая реальность в форме материально-вещественного, материально-энергетического,
информационного объекта в системе общественных отношений приобретает статус
быть носителем виртуальной реальности – системы полисенсоризированной
информации в форме сменяющих друг друга потока событий. Без сознания нет
никакой виртуальной реальности, причем, не того сознания, которое наблюдает
извне эту реальность, а сознания, которое участвует в порождении этой реальности,
и затем уже наблюдает ее функционирование. Сознание оказывается включенным
в производство реальности нового типа.
Современное состояние исследования проблемы виртуальной реальности свидетельствует,
что виртуальная реальность не просто мало- или равновероятна, она, скорее
всего, есть самое невероятное проявление бытия, так как именно в этой
реальности не просто имеется (квази)жизнь и мыслящие существа, а эта реальность
зависит от мыслящих существ. Причина внимания к проблеме антропных феноменов
в виртуальной реальности, по-видимому, лежит в плоскости того, что эта
проблема является конкретизацией более фундаментальной – идеи взаимосвязи и
взаимообусловленности человека и Вселенной. В XX веке эта идея получила свое
выражение в виде формулировки антропного космического принципа (АКП).
Антропный космологический принцип обладает большими мировоззренческими
и методологическими возможностями, это можно проследить на использовании его
эвристического потенциала при исследовании взаимосвязи виртуальной реальности
и сознания, (человека). Естественно, что рассмотрение антропного принципа по
отношению к виртуальной реальности есть экстраполяция некоторого содержания
антропного принципа, декларирующего взаимосвязь между константами, характеристиками
Вселенной и существованием в ней человека. По сравнению со Вселенной, которая
может рассматриваться как набор реальностей, виртуальная реальность является
частным случаем ее (Вселенной, Универсума) проявления на Земле и,
соответственно, антропный принцип для виртуальной реальности обладает
значительно меньшим статусом, что вынуждает изменить и сам термин: данный
принцип можно назвать квазиантропным принципом или антропным виртуальным
принципом (АВП). Взаимосвязь между параметрами виртуальной реальности и
человеком в ней пребывающим, может быть выражена в слабой и сильной
формулировках, в основе которых лежат идеи Г.М. Идлиса, Б. Картера.
Слабая формулировка антропного принципа для виртуальной реальности фиксирует
лишь то, что наличные условия виртуальной реальности не противоречат
существованию человека, сознания в ней. Это просто констатирующая формулировка.
Пребывание человека в виртуальной реальности является необходимым, так как
его присутствие совместимо с его существованием как воспринимающего существа.
Сильная формулировка антропного принципа для виртуальной реальности
требует жесткой взаимосвязи параметров виртуальной реальности и необходимостью
пребывания в ней человека (сознания). Фундаментальные параметры, свойства
виртуальной реальности должна быть такими, чтобы в ней существование
человека признавалось бы строго необходимым. Сильная формулировка АВП указывает
на необычность самой виртуальной реальности, в которой пребывает человек.
Слабая формулировка АВП претендует на истолкование, фиксацию выделенности
виртуальной реальности среди других видов реальностей, сильная формулировка
АВП притязает на нечто большее: она указывает на необычность, нетипичность
самой виртуальной реальности.
Финалистическая формулировка АВП (на основе рассуждений Ф. Типлера),
рассматривающая обусловленность существования сознания техническими и
социально-психическими предпосылками виртуальной реальности, может быть
сформулирована так: в виртуальной реальности должна существовать разумная
обработка информации, так как существование виртуальной реальности
обусловливается непрерывным обменом информацией в ней. Эта формулировка АВП
является лишь констатацией появления различного рода виртуальных реальностей и
изменения сознания человека в связи с этим процессом.
Антропный виртуальный принцип исходит из идеи, что человек занимает
центральное место в виртуальной реальности, и что он представлен только своим
сознанием; телесность, выраженная биолого-энергетическими свойствами, лишь
обеспечивает производство этой реальности. АВП требует, прежде всего, наличия
сознания в виртуальной реальности – без этого виртуальная реальность не может
существовать. В этом проявляется своеобразный антропоцентрический смысл этого
принципа. Человек, существующий в виртуальной реальности, иногда с трудом
отличает ее от иной, физической реальности, но одновременно, АВП требует и
наблюдателя извне – он фиксирует сам факт существования виртуальной
реальности, ее отличия от других. Антропный виртуальный принцип важен, прежде
всего, для понимания сути самой виртуальной реальности и сознания,
участвующего в ее порождении. АВП проливает свет и на процесс трансформации
человеческого сознания, его творческой силы, он призван рас-крыть необходимость
участия сознания и его роли в становлении и функционировании виртуальной
реальности. Ибо телесность в виртуальной реальности представлена, прежде
всего, как носитель сознания, а затем образами, ориентируясь на которые и
строится содержание виртуальной реальности.
В отличие от классического антропного принципа, согласно которому человек
не имеет привилегированного положения во Вселенной, принцип, который
характеризует взаимоотношение человека и виртуальной реальности, гласит:
человек – привилегированное существо. В виртуальной реальности положение
человека всегда является центральным и необходимо привилегированным, так как
без человека виртуальная реальность невозможна. Выделенность человека по
отношению к виртуальной реальности может быть выражена следующими моментами:
во-первых, человек является единственным носителем сознания на земле, и без
него виртуальная реальность невозможна с точки зрения ее существования.
Во-вторых, идея человеческой выделенности в виртуальной реальности имеет
значение как отражение процессов формирования и изменения человека и его
сознания. В-третьих, это фиксация того, что содержание виртуальной реальности
порождается в соответствии с содержанием сознания, т.е. наполняется тем знанием
и образами (часто модифицированным), которыми человек обладает в настоящий
момент. Виртуальная реальность формируется по образу и подобию человеческого
сознания, человека и для человека с его сознанием и воплощается во
всевозможных символах. В целом всю виртуальную
реальность можно представить не просто как текст, а как единый гигантский
гипертекст, содержащий различного рода потоки образов.
Обычный гипертекст – это текст, написанный на естественном языке, содержащий
ссылки, как на собственные фрагменты, так и на другие тексты. Это пространственно
организованный текст с возможностью интерактивного – при помощи компьютера
или другой гипертекстовой системы – перемещения и связи с любой точкой этого
текста-пространства. Гипертекст такого рода – фрагмент виртуальной реальности.
Гипертекст тождественный виртуальной реальности или виртуальная реальность,
понятая как гипертекст, в идеале позволяет связывать текст, аудио, графические
образы и другие формы информации в осмысленное целое, к которым можно получить
доступ при помощи системы индексации. Индексация в гипертексте ориентирована
не столько на конкретные слова, сколько на идеи, образы. Гипертекст – это
нелинейная организация информации, движение по которой определяется
пользователем. Любой гипертекст включает в себя узлы
– отдельные текстографические фрагменты; связи
(дуги) – логико-смысловые связи образованные
взаимодействием этих фрагментов –
информационных единиц. В обычном гипертексте понятие информационной
единицы может быть сформулировано предельно широко. В качестве материла,
составляющего содержание узла, может выступать: документ, абзац, рисунок,
анимация и пр.
Погружение в виртуальную реальность
гипертекстового характера, может вызывать гипертекстовые ассоциации – связи между двумя (и
более) психическими образами, возникающими в результате осмысления
информационных фрагментов, порождать новые смыслы. Подобная гипертекстовая
ассоциация, по преимуществу, является смысловой и может быть достаточно
устойчивой. Появление одного образа актуализирует второй, их связь может быть
«отсылочной». Это дает возможность от значений одного фрагмента перейти к
другому, а затем в целом понять и интерпретировать символы, выбрать необходимое
значение для конкретного случая, получить дополнительное содержание.
При «прогулке» по гипертексту не просто
воспринимается строка символов в одном направлении, а происходит считывание
определенной информации, раскодировка значения, соотнесение с предшествующими
символами. Гипертекст является носителем множественной информации, он полон
развилок. Зрительное восприятие фрагмента гипертекста сложной графической (+
аудиальной) структуры и анализ семантических значений, составляющих его структурных
элементов, позволяет закрепить за ним ряд значений, поэтому выбор того или
иного значения зависит от графической композиции, от ассоциативной связи
внутри элементов текста, а также от выбора сценария, который предпочел человек.
Это создает вариативность понимания гипертекста.
Попытка прочувствовать границы виртуальной гипертекстовой реальности
приводят к тому, что, прежде всего центр этой реальности оказывается всюду,
там, где находится человек, т.е. фактически центра нет, его координаты задаются.
Избранного (кем-то) центра не существует, центр избирается мною. Гипертекстовую
виртуальную реальность можно разворачивать в форме сферы с бесконечным
радиусом или сворачивать, локализовать до точки. Восприятие фрагментов этой
реальности выступает как моделирование гипертекста, установление ассоциаций,
представлений и смыслов, т.е. перевод графемы в систему семантических
признаков, образующих определенные значения. Хотя двигаюсь я, разворачивается
мое сознание, но мне это дается как движение образов в виртуальной реальности,
будто это они образуют именно тот набор событий, который и выступает как
виртуальная реальность.
АВП и фиксирует центральное место человека, предполагает не просто вероятность,
а необходимость антропоподобного разума, во-первых, для возникновения
виртуальной реальности, во-вторых, для ее существования, и, в-третьих, для ее
восприятия и переживания. Если возможно существование разума иного типа, то,
очевидно, для него потребуется и виртуальная реальность другого типа. То есть
АВП предполагает некоторую корреляцию виртуальной реальности и сознания, ее
сущностную узость, несмотря на все (кажущееся) многообразие ее типов и
различных подходов в ее интерпретации.
Таким образом, анализ АВП может идти по пути рассмотрения центрального, привилегированного положения человека и его сознания в виртуальной реальности, изучения уникальности самой виртуальной реальности, и, наконец, исследования смены центрального места человека и виртуальной реальности по отношению друг к другу, так как, погружаясь в эту реальность, человек может стать зависимым от нее.