АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В ВИРТУАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

С.И. Орехов

Омский государственный педагогический университет

orekhov@omsk.edu

 

Виртуальная реальность образуется связью информационных процессов, про­текание которых, обеспечивается соответствующими техническими си­сте­ма­ми и сознательно-психической деятельностью человека. Виртуальная реаль­ность получает свое существование только как процессуальное отношение, опи­рающееся на две порождающих ее системы – техническую и социально-пси­­хическую реальность.

Техническая реальность в форме материально-вещественного, ма­те­ри­аль­но-энергетического, информационного объекта в системе общественных от­но­ше­ний приобретает статус быть носителем виртуальной реальности – системы по­лисенсоризированной информации в форме сменяющих друг друга потока со­бытий. Без сознания нет никакой виртуальной реальности, причем, не того со­знания, которое наблюдает извне эту реальность, а сознания, которое уча­ст­ву­ет в порождении этой реальности, и затем уже наблюдает ее функ­цио­ни­ро­ва­ние. Сознание оказывается включенным в производство реальности нового ти­па.

Современное состояние исследования проблемы виртуальной реальности сви­детельствует, что виртуальная реальность не просто мало- или рав­но­ве­ро­ят­на, она, скорее всего, есть самое невероятное проявление бытия, так как именно в этой реальности не просто имеется (квази)жизнь и мыслящие существа, а эта ре­альность зависит от мыслящих существ. Причина внимания к проблеме ант­роп­ных феноменов в виртуальной реальности, по-видимому, лежит в плоскости то­го, что эта проблема является конкретизацией более фундаментальной – идеи взаи­мосвязи и взаимообусловленности человека и Вселенной. В XX веке эта идея получила свое выражение в виде формулировки антропного космического прин­ципа (АКП).

Антропный космологический принцип обладает большими мировоззрен­чес­кими и методологическими возможностями, это можно проследить на ис­поль­зовании его эвристического потенциала при исследовании взаимосвязи вир­туальной реальности и сознания, (человека). Естественно, что рассмотрение ант­ропного принципа по отношению к виртуальной реальности есть экстра­по­ля­ция некоторого содержания антропного принципа, декларирующего взаимо­связь между константами, характеристиками Вселенной и существованием в ней человека. По сравнению со Вселенной, которая может рассматриваться как на­бор реальностей, виртуальная реальность является частным случаем ее (Все­лен­ной, Универсума) проявления на Земле и, соответственно, антропный прин­цип для виртуальной реальности обладает значительно меньшим статусом, что вы­нуждает изменить и сам термин: данный принцип можно назвать квази­ант­роп­ным принципом или антропным виртуальным принципом (АВП). Взаимо­связь между параметрами виртуальной реальности и человеком в ней пребы­ваю­щим, может быть выражена в слабой и сильной формулировках, в основе ко­торых лежат идеи Г.М. Идлиса, Б. Картера.

Слабая формулировка антропного принципа для виртуальной реальности фик­сирует лишь то, что наличные условия виртуальной реальности не про­ти­во­ре­чат существованию человека, сознания в ней. Это просто констатирующая фор­мулировка. Пребывание человека в виртуальной реальности является необ­хо­димым, так как его присутствие совместимо с его существованием как вос­при­нимающего существа.

Сильная формулировка антропного принципа для виртуальной реаль­но­с­ти требует жесткой взаимосвязи параметров виртуальной реальности и необхо­ди­мостью пребывания в ней человека (сознания). Фундаментальные параметры, свой­ства виртуальной реальности должна быть такими, чтобы в ней сущест­во­ва­ние человека признавалось бы строго необходимым. Сильная формулировка АВП указывает на необычность самой виртуальной реальности, в которой пре­бы­вает человек. Слабая формулировка АВП претендует на истолкование, фик­са­цию выделенности виртуальной реальности среди других видов реальностей, силь­ная формулировка АВП притязает на нечто большее: она указывает на не­обыч­ность, нетипичность самой виртуальной реальности.

Финалистическая формулировка АВП (на основе рассуждений Ф. Тип­ле­ра), рассматривающая обусловленность существования сознания техническими и социально-психическими предпосылками виртуальной реальности, может быть сформулирована так: в виртуальной реальности должна существовать ра­зум­ная обработка информации, так как существование виртуальной реальности обусловливается непрерывным обменом информацией в ней. Эта формули­ров­ка АВП является лишь констатацией появления различного рода виртуальных ре­альностей и изменения сознания человека в связи с этим процессом.

Антропный виртуальный принцип исходит из идеи, что человек занимает цент­ральное место в виртуальной реальности, и что он представлен только сво­им сознанием; телесность, выраженная биолого-энергетическими свойствами, лишь обеспечивает производство этой реальности. АВП требует, прежде всего, на­личия сознания в виртуальной реальности – без этого виртуальная реальность не может существовать. В этом проявляется своеобразный антропоцентри­чес­кий смысл этого принципа. Человек, существующий в виртуальной реальности, иног­да с трудом отличает ее от иной, физической реальности, но одновременно, АВП требует и наблюдателя извне – он фиксирует сам факт существования вир­­туальной реальности, ее отличия от других. Антропный виртуальный прин­цип важен, прежде всего, для понимания сути самой виртуальной реальности и со­знания, участвующего в ее порождении. АВП проливает свет и на процесс транс­формации человеческого сознания, его творческой силы, он призван рас­-к­рыть необходимость участия сознания и его роли в становлении и функ­цио­ни­ро­вании виртуальной реальности. Ибо телесность в виртуальной реальности пред­ставлена, прежде всего, как носитель сознания, а затем образами, ори­ен­ти­ру­ясь на которые и строится содержание виртуальной реальности.

В отличие от классического антропного принципа, согласно которому че­ло­век не имеет привилегированного положения во Вселенной, принцип, ко­то­рый характеризует взаимоотношение человека и виртуальной реальности, гла­сит: человек – привилегированное существо. В виртуальной реальности поло­же­ние человека всегда является центральным и необходимо привилеги­ро­ван­ным, так как без человека виртуальная реальность невозможна. Выделенность че­ловека по отношению к виртуальной реальности может быть выражена сле­дую­щими моментами: во-первых, человек является единственным носителем со­знания на земле, и без него виртуальная реальность невозможна с точки зре­ния ее существования. Во-вторых, идея человеческой выделенности в вир­ту­аль­ной реальности имеет значение как отражение процессов формирования и из­ме­не­ния человека и его сознания. В-третьих, это фиксация того, что содержание вир­туальной реальности порождается в соответствии с содержанием сознания, т.е. наполняется тем знанием и образами (часто модифицированным), кото­ры­ми человек обладает в настоящий момент. Виртуальная реальность форми­ру­ет­ся по образу и подобию человеческого сознания, человека и для человека с его со­знанием и воплощается во всевозможных символах. В целом всю вир­ту­аль­ную реальность можно представить не просто как текст, а как единый ги­гант­с­кий гипертекст, содержащий различного рода потоки образов.

Обычный гипертекст – это текст, написанный на естественном языке, со­дер­жащий ссылки, как на собственные фрагменты, так и на другие тексты. Это про­странственно организованный текст с возможностью интерактивного – при по­­мощи компьютера или другой гипертекстовой системы – перемещения и свя­зи с любой точкой этого текста-пространства. Гипертекст такого рода – фраг­мент виртуальной реальности. Гипертекст тождественный виртуальной реаль­но­сти или виртуальная реальность, понятая как гипертекст, в идеале позволяет свя­зывать текст, аудио, графические образы и другие формы информации в ос­мыс­ленное целое, к которым можно получить доступ при помощи системы ин­дек­сации. Индексация в гипертексте ориентирована не столько на конкретные сло­ва, сколько на идеи, образы. Гипертекст – это нелинейная организация ин­фор­мации, движение по которой определяется пользователем. Любой гипер­текст включает в себя узлы отдельные текстографические фрагменты; связи (ду­ги) логико-смысловые связи образованные взаимодействием этих фраг­мен­тов информационных единиц. В обычном гипертексте понятие ин­фор­ма­ци­онной единицы может быть сформулировано предельно широко. В качестве ма­терила, составляющего содержание узла, может выступать: документ, абзац, ри­сунок, анимация и пр.

Погружение в виртуальную реальность гипертекстового характера, может вы­зывать гипертекстовые ассоциации – связи между двумя (и более) пси­хи­чес­ки­ми образами, возникающими в результате осмысления информационных фраг­ментов, порождать новые смыслы. Подобная гипертекстовая ассоциация, по преимуществу, является смысловой и может быть достаточно устойчивой. По­явление одного образа актуализирует второй, их связь может быть «от­сы­лоч­ной». Это дает возможность от значений одного фрагмента перейти к другому, а затем в целом понять и интерпретировать символы, выбрать необходимое зна­че­ние для конкретного случая, получить дополнительное содержание.

При «прогулке» по гипертексту не просто воспринимается строка сим­во­лов в одном направлении, а происходит считывание определенной инфор­ма­ции, раскодировка значения, соотнесение с предшествующими символами. Ги­пер­текст является носителем множественной информации, он полон развилок. Зри­тельное восприятие фрагмента гипертекста сложной графической (+ ауди­аль­ной) структуры и анализ семантических значений, составляющих его струк­тур­ных элементов, позволяет закрепить за ним ряд значений, поэтому выбор то­го или иного значения зависит от графической композиции, от ассоциативной свя­зи внутри элементов текста, а также от выбора сценария, который предпочел че­ловек. Это создает вариативность понимания гипертекста.

Попытка прочувствовать границы виртуальной гипертекстовой реаль­нос­ти приводят к тому, что, прежде всего центр этой реальности оказывается всю­ду, там, где находится человек, т.е. фактически центра нет, его координаты за­да­ются. Избранного (кем-то) центра не существует, центр избирается мною. Ги­пер­текстовую виртуальную реальность можно разворачивать в форме сферы с бес­конечным радиусом или сворачивать, локализовать до точки. Восприятие фраг­ментов этой реальности выступает как моделирование гипертекста, уста­нов­ление ассоциаций, представлений и смыслов, т.е. перевод графемы в си­сте­му семантических признаков, образующих определенные значения. Хотя дви­га­юсь я, разворачивается мое сознание, но мне это дается как движение образов в вир­туальной реальности, будто это они образуют именно тот набор событий, ко­торый и выступает как виртуальная реальность.

АВП и фиксирует центральное место человека, предполагает не просто ве­роятность, а необходимость антропоподобного разума, во-первых, для воз­ник­новения виртуальной реальности, во-вторых, для ее существования, и, в-тре­тьих, для ее восприятия и переживания. Если возможно существование ра­зу­ма иного типа, то, очевидно, для него потребуется и виртуальная реальность дру­гого типа. То есть АВП предполагает некоторую корреляцию виртуальной ре­альности и сознания, ее сущностную узость, несмотря на все (кажущееся) мно­гообразие ее типов и различных подходов в ее интерпретации.

Таким образом, анализ АВП может идти по пути рассмотрения цент­раль­но­го, привилегированного положения человека и его сознания в виртуальной ре­альности, изучения уникальности самой виртуальной реальности, и, наконец, ис­следования смены центрального места человека и виртуальной реальности по от­ношению друг к другу, так как, погружаясь в эту реальность, человек может стать зависимым от нее.