Преподавание
английского языка в вузе как инструмент социальной адаптации специалиста к
условиям переходной экономики
О.Д.
Княгницкая
Тюменский государственный университет
Одной из задач высшего образования стало решение
проблемы подготовки специалистов, не просто хорошо обученных, но готовых нравственно
и психологически существовать в новой для страны действительности – новой в экономическом,
социальном и мировоззренческом отношении.
Подготовка специалистов нового типа, адаптированных к условиям становления и развития рыночных отношений, к условиям широких международных контактов во всех сферах, предполагает не только способность российских политиков, экономистов, предпринимателей и менеджеров действовать «технологически» грамотно, этически соответствовать новой ситуации, – но и способность к свободному общению с деловыми партнерами на языке, получившем международное признание и распространение, – английском языке.
Как определяют Джон и Лиз Соарс, «люди, говорящие на английском языке, делятся на три группы: те, кто учил его как родной язык; те, кто выучил его как второй язык в так называемом «двуязычном обществе»; и те, кто в ы н у ж д е н изучать его с практической целью – административной, профессиональной или образовательной» (Soars, 1995: 4). Наши студенты, обучающиеся и воспитывающиеся в вузах страны, относятся, скорее всего, к тем, кто «вынужден» изучать английский язык в практических целях в связи с новым направлением образования с целью подготовки специалистов для переходной экономики. Но в условиях резкого возрастания значимости английского языка в последние годы индивидуальный социальный заказ к образованию в корне меняет контекст вышеприведенной градации: наши студенты вполне сознательно «желают» изучать английский язык.
Подтверждением тому является сравнительный анализ результатов двух социологических исследований, проведенных нами в 1996 и 2001 годах и охвативших 1500 респондентов.
Как показали результаты социологического исследования 1976 года (1000 респондентов), чем старше возраст респондентов, тем выше оценивается значимость английского языка для профессии (следствие жизненного, профессионального опыта личности): 87% опрошенных в возрасте 36 лет и старше указали, что он более необходим в работе. В 18-25 лет 79% респондентов, озабоченные осуществлением своей профессиональной карьеры, считают английский язык необходимым для работы. Немаловажной мотивацией выбора английского языка в качестве основного изучаемого иностранного языка явились следующие причины: 72 % – необходимым для работы с компьютером; 59 % – необходимым для делового и межличностного общения; 57% – необходимым для осуществления международных контактов; 48 % считают английский язык более престижным; наконец, 51% опрошенных он больше нравится. Это подтверждает уровень высоких социальных притязаний современной молодежи и требований к системе образования как важному этапу социализации личности.
Пять лет спустя (социологическое исследование 2001 года, 500 респондентов из числа школьников, абитуриентов и студентов) уже 88% опрошенных студентов (что на 9% больше) считают английский язык необходимым для работы и для достижения высокого социального положения в обществе. Появляется новая тенденция: «знание английского языка – это еще не профессия», как считает 66% респондентов. Но 84% школьников, абитуриентов и студентов убеждены, что английский язык необходим для осуществления международных контактов (на 27%!) больше по сравнению с 1996 годом.
Как видим, резкое возрастание значимости английского языка в процессе формирования нового социального заказа к образованию означает переориентацию системы образования на удовлетворение не только запросов экономики, но и конкретных личностей, ставящих задачу овладеть профессией, позволяющей социально адаптироваться в дальнейшем.
Такой социальный запрос вызывает необходимость создания новых технологий в процессе обучения английскому языку в вузе. Модель обучения английскому языку помимо «формального» (классического для программы вузов) обучения и даже «деловому английскому», потребность в котором резко возросла в современном компьютеризированном деловом мире, должна включать и «общеразвивающий» аспект, позволяющий впоследствии реализовать мировоззренческие возможности студента и являющийся необходимым компонентом социализации личности.
Невозможно переоценить информационные, социально и духовно формирующие возможности, которые открываются на уроках английского языка в вузе. Правильный подбор тематики и выбор подходящей методики позволяет осуществлять научно-педагогическое, социально – воспитывающее и общеразвивающее воздействие на личность студента с учетом возрастного интереса студентов к стране изучаемого языка.
Нет смысла акцентировать, что язык является связующим звеном всех составляющих сферы общественных отношений. Особенно велик его удельный вес как социальной системы во взаимоотношениях личности с обществом. Уже не вызывает сомнений тот факт, что английский язык на современном этапе развития общества может считаться «мировым языком» («Global English»). По данным исследований Дэвида Кристала (Crystal, 2000: 55), в конце 90-х около четверти населения земного шара (1,5 млрд.) использует английский язык в качестве родного, официального и языка международного общения. Поэтому изучение английского языка должно охватывать все вышеперечисленные аспекты сферы общественных отношений.
Поскольку язык тесно связан со всеми сферами жизни общества, которое подвержено изменениям в плане социально-экономическом, политическом, историческом в силу объективных причин, – иностранный язык, так же как и родной, выполняет две важнейшие функции общения и познания, причем общения не только межличностного, и межнационального, межгосударственного, международного.
В истории языка любой страны количество этапов его развития соответствует количеству конкретно-исторических формаций, которые прошла страна в ходе своего исторического развития. Эта закономерность обязательна и для английского языка, в том числе в смысле меняющейся потребности в овладении английским языком у других народов в зависимости от переживаемого ими исторического периода.
Придерживаясь точки зрения Б.А. Серебренникова, «исходить из разнообразных фактов языков, чтобы затем достичь обобщающих теоретических абстракций» (Серебренников, 1974: 4), связывая филологическую и филогенетическую ретроспективу развития английского языка и анализируя ее взаимосвязь и взаимообусловленность с конкретно-историческими периодами развития общества, можно прийти к следующему выводу.
Язык как средство общественного закрепления формирующихся понятий выполняет функции инструмента познания окружающей действительности, поэтому в современный период перехода к постиндустриальному обществу, на первый план выходит функциональная сторона английского языка, такие его специализированные аспекты как: лексика коммерческой переписки; лексика общественно-политической, социально-культурной, научно-технической, журнально-публицистической, литературно-художественной, контрактно-договорной, компьютерной тематики; речевой этикет повседневного и делового общения.
Необходимым требованием к методике овладения английским языком, идущим от личности в процессе образования, так и социального заказа, идущего от общества, является социализация процесса обучения английскому языку, так как это неотъемлемое условие социальной адаптации специалиста в условиях переходного периода.
Выработка такой модели преподавания английского языка в учебном процессе, когда он является не просто одной из вузовских дисциплин, а средством формирования творческой и профессиональной подготовки и нацелен на универсальное развитие личности, – позволяет охватить ведущие сферы жизнедеятельности как факторы формирования личности; увеличивает возможности воздействия на становление цельной личности; способствует выявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и творческих способностей; прививает практические навыки и знание языка в процессе освоения своей специальности; конкретизировать социальную активность личности студента и помогает студенту избежать узко-прагматического восприятия необходимости изучения английского языка в современном мире.
Полагая, что новую направленность образования при выработке методики преподавания английского языка в вузе, можно определить понятием «социализация образования», причем не в общепринятом значении (стратегии), а в плане содержания и целей уроков английского языка в вузе по новым специальностям (тактики), что позволит обеспечить социальную адаптацию специалиста к условиям переходной экономики.
В процессе образования как на одном из временных отрезков социализации выделяются факторы, способствующие изменению самосознания в более прогрессивные формы, необходимые будущим специалистам новых профессий, и эти факторы следует учитывать при реализации социального заказа в процессе преподавания английского языка в вузе.
1.
Серебренников Б.А. Вероятностные обоснования в
компаративистике. М., 1974.
2.
Crystal
D. English as a Global Language. Cambridge, 2000.
3.
Soars
J. and L. Headway. Student’s Book. Upper-Intermediate. Oxford, 1995.