Формирование коммуникативных способностей студентов в
курсе «Business English»
И.Б. Королева
Ивановский филиал Московского
государственного университета коммерции
Процесс усвоения иностранного языка
студентами состоит не только в том, чтобы дать учащимся определенный багаж
знаний, продемонстрировать систему чужого языка в его функционировании, но и в
том, чтобы показать многообразие стилей иноязычной речи и, кроме того,
познакомить студентов с культурой стран изучаемого языка, поскольку лишь в
процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям других народов человек
способен познать их образ мыслей, национальный характер, стереотипы поведения
и речевого общения. Все это в дальнейшем предоставляет личности возможность
свободного общения с представителями других культур. Кроме этого, приобщение к
«чужой» культуре позволяет индивиду самореализоваться и стать действительно
творческой личностью.
В то же время формирование
социокультурной компетенции студента, обучение путем развития его
коммуникативных способностей не должно идти в ущерб усвоению собственной
национальной культуры, социопсихологическому сознанию собственного «Я»
учащегося. Для того, чтобы этот сложный процесс не пошел односторонне, с
социокультурными искажениями, важно наличие собственного национального
культурного запаса, а также осознание его своеобразия и определенная
гибкость мышления.
Постановка данной цели резко повышает
роль преподавателя иностранного языка, который может сломать барьер
восприятия чужеродной культуры, избежать ее плоскостного восприятия, голой
информативности и помочь студентам в формировании межкультурной компетенции.
Язык, как известно, функционирует в
различных стилях, которые соотносятся с различными типами социальной
деятельности и опознаются участниками коммуникации. Не может существовать
культуры речи без умения пользоваться стилями языка, без осознания
этикетности речевого высказывания. Понимание особенностей различных стилей
языка и стилей речи в их тесной взаимосвязи способствует эффективности
коммуникации.
Язык делового общения в значительной мере
отличается как от языка повседневного общения, так и от языка научной или
публицистической литературы. В настоящее время, когда деловая переписка
стала нормой общения, возникает необходимость овладения языком делового
общения, коммуникативных навыков общения. Именно на развитие коммуникативных
способностей учащихся нацелен курс «Business English», способствующий существенному повышению
речевой активности студентов. Учащиеся знакомятся с особенностями стиля
делового письма, основными закономерностями функционирования этого стиля, его
структурными особенностями. Задания, предлагаемые учащимся, носят
функционально-прикладной характер и рассчитаны на сознательный подход к
изучаемому материалу, на логическое его усвоение. Задания предполагают активизацию
языковых и речевых навыков и умений студентов, способствуют развитию языкового
и стилистического анализа выражения мысли, а также формируют навыки
построения логического, этикетно грамотного и ясного рассуждения, тренируют
навыки аргументации собственной позиции в рамках заданной речевой ситуации.
Немаловажная роль отводится заданиям,
направленным на совершенствование языковой компетентности учащихся: умение
извлекать из сказанного смысл, различая внешне сходные, но разные по смыслу высказывания;
владение синонимией, умение отличать правильные в языковом отношении предложения
от неправильных, умение выбрать из нескольких средств выражения мысли то,
которое в наибольшей степени соответствует ситуации общения.