Формирование коммуникативных способностей студентов в курсе «Business English»

 

И.Б. Королева

Ивановский филиал Московского государственного университета коммерции

 

Процесс усвоения иностранного языка студентами состоит не только в том, чтобы дать учащимся определенный багаж знаний, продемонстрировать си­стему чужого языка в его функционировании, но и в том, чтобы показать мно­гообразие стилей иноязычной речи и, кроме того, познакомить студентов с куль­турой стран изучаемого языка, поскольку лишь в процессе приобщения к куль­туре, традициям и обычаям других народов человек способен познать их об­раз мыслей, национальный характер, стереотипы поведения и речевого об­ще­ния. Все это в дальнейшем предоставляет личности возможность свободного об­щения с представителями других культур. Кроме этого, приобщение к «чу­жой» культуре позволяет индивиду самореализоваться и стать действительно твор­ческой личностью.

В то же время формирование социокультурной компетенции студента, обу­чение путем развития его коммуникативных способностей не должно идти в ущерб усвоению собственной национальной культуры, социопсихологическому со­знанию собственного «Я» учащегося. Для того, чтобы этот сложный процесс не пошел односторонне, с социокультурными искажениями, важно наличие соб­ственного национального культурного запаса, а также осознание его свое­об­ра­зия и определенная гибкость мышления.

Постановка данной цели резко повышает роль преподавателя иност­ран­но­го языка, который может сломать барьер восприятия чужеродной культуры, из­бежать ее плоскостного восприятия, голой информативности и помочь сту­ден­там в формировании межкультурной компетенции.

Язык, как известно, функционирует в различных стилях, которые со­от­но­сят­ся с различными типами социальной деятельности и опознаются участ­ни­ка­ми коммуникации. Не может существовать культуры речи без умения поль­зо­вать­ся стилями языка, без осознания этикетности речевого высказывания. По­ни­мание особенностей различных стилей языка и стилей речи в их тесной взаи­мо­связи способствует эффективности коммуникации.

Язык делового общения в значительной мере отличается как от языка по­все­д­невного общения, так и от языка научной или публицистической ли­те­ра­ту­ры. В настоящее время, когда деловая переписка стала нормой общения, воз­ни­ка­ет необходимость овладения языком делового общения, коммуникативных на­выков общения. Именно на развитие коммуникативных способностей уча­щих­ся нацелен курс «Business English», способствующий существенному по­вы­ше­нию речевой активности студентов. Учащиеся знакомятся с особенностями сти­ля делового письма, основными закономерностями функционирования этого сти­ля, его структурными особенностями. Задания, предлагаемые учащимся, но­сят функционально-прикладной характер и рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, на логическое его усвоение. Задания предполагают ак­тивизацию языковых и речевых навыков и умений студентов, способствуют раз­витию языкового и стилистического анализа выражения мысли, а также фор­ми­руют навыки построения логического, этикетно грамотного и ясного рас­суж­де­ния, тренируют навыки аргументации собственной позиции в рамках задан­ной речевой ситуации.

Немаловажная роль отводится заданиям, направленным на совер­шен­ст­во­ва­ние языковой компетентности учащихся: умение извлекать из сказанного смысл, различая внешне сходные, но разные по смыслу высказывания; вла­де­ние синонимией, умение отличать правильные в языковом отношении пред­ло­же­ния от неправильных, умение выбрать из нескольких средств выражения мыс­ли то, которое в наибольшей степени соответствует ситуации общения.