Повышение
эффективности процесса обучения иностранному языку. Контроль и самоконтроль
И.С.
Москалева, А.А. Ефремов
Шуйский
государственный педагогический университет
1.
Основная практическая цель обучения иностранному языку, как известно, состоит в формировании
умений и навыков понимания мыслей других людей и выражения своих. Критерием сформированности навыка наряду с
оптимальной скоростью выполнения действия является также высокая качественность его выполнения.
Технологическим компонентом учебной деятельности, позволяющим определить
данные параметры, является контроль.
2.
Контроль в деятельности учителя состоит в том,
чтобы установить подготовленность
учащихся к изучению иностранного языка, получить информацию о характере
протекания деятельности по его усвоению,
определить трудности
реализации данной деятельности, ошибки учащихся и обусловившие их причины, выявить степень
правильности, объем, глубину, осознание и действенность усвоенных знаний,
навыков и умений.
Своевременность
контроля способствует предотвращению ошибок в обучении и
учении, лучшей организации и регулировании учебного процесса.
3.
Контроль есть восприятие плюс сопоставление воспринятого с эталоном. В
обучении иностранному языку
сложнее всего реализуется контроль навыков, и
это связано с неустойчивостью эталонов контроля. Если эталоны знаний
зафиксированы, то эталоны навыков
весьма субъективны, поскольку нормы
продукции речи допускают значительные отклонения. Контроль навыков вырастает в
проблему и в связи с тем обстоятельством, что навыки чаще всего бывают
объектом не контроля, а самоконтроля.
4.
Самоконтроль позволяет учащимся
сравнивать результаты собственной деятельности с заданными образцами
(эталонами), выявлять собственные ошибки и неверные действия с языковым
материалом.
Самоконтроль
остается единственной возможностью организовать систематическое подкрепление
при формировании речевых навыков.
5.
Одним из наиболее эффективных средств контроля вообще и самоконтроля в частность по праву
считается тест. В самой организации тестов заложен ряд черт, дающих основание видеть в их применении один
из способов повышения эффективности
учебного процесса и их явные преимущества перед нетестовыми формами контроля,
когда речь идет о самообразовании.