Повышение эффективности процесса обучения иностранному языку. Контроль и самоконтроль

 

И.С. Москалева, А.А. Ефремов

Шуйский государственный педагогический университет

 

1. Основная  практическая  цель обучения иностранному языку,  как из­ве­стно, состоит в формировании умений  и  навыков  понимания  мыслей дру­гих людей и выражения своих.  Критерием сформированности навыка наряду с оп­тимальной скоростью выполнения действия является также  высокая ка­че­ст­вен­ность его выполнения. Технологическим компонентом учебной дея­тель­но­с­ти, позволяющим определить данные параметры,  является контроль.

2. Контроль в деятельности учителя состоит в том,  чтобы  установить под­готовленность учащихся к изучению иностранного языка, получить ин­фор­ма­цию о характере протекания деятельности по его усвоению,  определить труд­ности  реализации  данной  деятельности,  ошибки учащихся и обу­с­ло­вив­шие их причины, выявить степень правильности, объем, глубину, осознание и действенность усвоенных знаний, навыков и умений.

Своевременность контроля  способствует  предотвращению  ошибок  в обу­чении и учении, лучшей организации и регулировании учебного процесса.

3. Контроль  есть  восприятие  плюс  сопоставление воспринятого с эта­ло­ном. В обучении  иностранному  языку  сложнее  всего  реализуется конт­роль навыков,  и  это связано с неустойчивостью эталонов контроля. Если эта­ло­ны знаний зафиксированы,  то эталоны навыков весьма  субъективны, по­сколь­ку нормы продукции речи допускают значительные отклонения. Конт­роль навыков вырастает в проблему и в связи с тем обстоятельством, что на­вы­ки чаще всего бывают объектом не контроля,  а самоконтроля.

4. Самоконтроль  позволяет  учащимся  сравнивать результаты соб­ст­вен­ной деятельности с заданными образцами (эталонами), выявлять собственные ошиб­ки и неверные действия с языковым материалом.

Самоконтроль остается единственной возможностью организовать си­сте­ма­тическое подкрепление при формировании речевых навыков.

5. Одним из наиболее эффективных средств контроля вообще и  са­мо­конт­роля в частность по праву считается тест. В самой организации тестов за­ло­жен ряд черт,  дающих основание видеть в их применении один из способов по­вышения  эффективности учебного процесса и их явные преимущества перед не­тестовыми формами контроля, когда речь идет о самообразовании.