НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ:
ЦЕЛИ, СРЕДА, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ
Н.В.
Точенова
Ивановский
государственный энергетический университет
В значительной степени дискуссия о технологиях в образовании сводится к
вопросу, как технологии могут облегчить процесс обучения и получения знаний.
Прежде всего, нельзя забывать о том, что образование развивается в осредненной
социокультурной среде, сущность которой во многом зависит от уровня технологического
развития общества. К нему относятся такие явления, как:
-
развитие кабельного телевидения,
-
освоение космоса,
-
распространение мощных компьютерных сетей,
-
роботизация производства и т.д.
Все эти новации повлекли за собой расширение информационного пространства, которое создает новые возможности для использования технологий в образовании.
Расширились и задачи образования. Прежде всего, это подготовка к профессиональной
деятельности, формирование гражданской позиции, обеспечение
интеллектуального роста и независимости человека в обществе. Творческое развитие
личности, умеющей ориентироваться в социальной среде и находить варианты
решений поставленных задач – вот главное, что должно дать человеку
образование.
Новые технологии также влияют и на содержание образования, поскольку одна из задач, которую оно решает, состоит в том, чтобы объяснить человеку мир, в котором он живет, а живем мы в технологическом мире. Как заставить человека учить именно то, что нужно обществу? Нужно ли всех учить одному и тому же? Современные теории склоняются к мысли об узкой специализации, поскольку знание и навыки имеют тенденцию «устаревать» очень быстро. Однако чему бы мы ни учили студентов, главное – научить их думать и приобретать знание, предоставив им необходимые инструменты познания. Одним из них является компьютер, который прочно занял место в жизни современного человека.
Методы обучения тоже претерпели серьезные изменения. На смену открытому инструктажу приходит исследование, цель которого – раскрыть личность и таланты обучаемого наиболее полно. Исследование особо продуктивно, если оно осуществляется на базе современных компьютерных технологий. Большую значимость приобретает мотивация обучения и способы передачи информации, возрастает роль учителя, особое внимание уделяется качеству обучения, гибкости, готовности к переменам. Дистанционное обучение и открытие университетов становятся реалиями нашего времени.
Таким образом, можно сказать, что образованию в XXI веке предстоит решить множество задач, и сделать это можно только с внедрением новых технологий обучения.