НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ:
ЦЕЛИ, СРЕДА, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ

 

Н.В. Точенова

Ивановский государственный энергетический университет

 

В значительной степени дискуссия о технологиях в образовании сво­дится к вопросу, как технологии могут облегчить процесс обучения и по­лучения зна­ний. Прежде всего, нельзя забывать о том, что образование развивается в осред­нен­ной социокультурной среде, сущность которой во многом зависит от уровня тех­нологического развития общества. К нему относятся такие явления, как:

- развитие кабельного телевидения,

- освоение космоса,

- распространение мощных компьютерных сетей,

- роботизация производства и т.д.

Все эти новации повлекли за собой расширение информационного про­ст­ран­ства, которое создает новые возможности для использования тех­нологий в об­разовании.

Расширились и задачи образования. Прежде всего, это подготовка к про­фес­сиональной деятельности, формирование гражданской позиции, обес­пе­че­ние интеллектуального роста и независимости человека в обществе. Творческое раз­витие личности, умеющей ориентироваться в социальной среде и находить ва­рианты решений поставленных задач – вот главное, что должно дать че­ло­ве­ку образование.

Новые технологии также влияют и на содержание образования, пос­коль­ку одна из задач, которую оно решает, состоит в том, чтобы объяс­нить человеку мир, в котором он живет, а живем мы в технологическом мире. Как заставить че­ловека учить именно то, что нужно обществу? Нуж­но ли всех учить одному и то­му же? Современные теории склоняются к мысли об узкой специализации, по­скольку знание и навыки имеют тенден­цию «устаревать» очень быстро. Од­на­ко чему бы мы ни учили студентов, главное – научить их думать и при­об­ре­тать знание, предоставив им необ­ходимые инструменты познания. Одним из них является компьютер, который прочно занял место в жизни современного че­ловека.

Методы обучения тоже претерпели серьезные изменения. На смену от­кры­тому инструктажу приходит исследование, цель которого – раскрыть лич­ность и таланты обучаемого наиболее полно. Исследование особо про­дуктивно, ес­ли оно осуществляется на базе современных компьютерных технологий. Боль­шую значимость приобретает мотивация обучения и спосо­бы передачи ин­фор­мации, возрастает роль учителя, особое внимание уде­ляется качеству обу­че­ния, гибкости, готовности к переменам. Дистанци­онное обучение и открытие уни­верситетов становятся реалиями нашего времени.

Таким образом, можно сказать, что образованию в XXI веке предстоит ре­шить множество задач, и сделать это можно только с внедрением новых тех­но­логий обучения.