Лев Владимирович Щерба - целая эпоха в истории отечественного языкознания: в развитии общего язкознания, фонетики и фонологии, одним из основоположников которой он был, диалектологии, грамматики, теории орфографии, лексикографии и лексикологии, методики преподавания родного и иностранного языков, лингвистического толкования художественных текстов ...

(Р.И. Аванесов. О встречах с Львом Владимировичем Щербой / Теория языка, методы его исследования и преподавания. Л.: Наука, 1981, с.3)

 

     В 1909 году Л.В. Щерба реорганизовал лабораторию экспериментальной фонетики при Петербургском университете (второй лаборатории такого рода в России), где проводились исследования, посвященные фонетике и фонетическим системам различных языков.

     Вопросы фонетики интересовали Л.В. Щербу на протяжении всей его научной деятельности. Наиболее значительными работами Щербы по фонетике (дореволюционный период) были "Субъективнвй и объективный метод в фонетике" (1909) и "Русские гласные в качественном и количественном отношении" (1912). Л.В. Щерба поддерживал мысль Бодуэна де Куртенэ о существовании в языке таких фонетических единиц, которые не совпадают с акустическими или физиологическими единицами. Эти единицы, по мнению Щербы, являются результатом психической деятельности. Придерживаясь на ранних этапах своей деятельности психического объяснения сущности фонетических единиц, Щерба и задачу фонетики как науки видит в исследовании звуковых представлений речи. Но в отличие от Б.де Куртенэ Щерба привносит смысловой момент в определение ф о н е м ы. Он определяет фонему как кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова, причем фонема может выделяться в речи без искажения фонетического состава слова.

     Основой лингвистического мировоззрения Щербы в дореволюционный период был субъективный психологизм. Он считал язык психическим явлением, одним из продуктов деятельности нашей психики. Единственным фонетическим методом он признавал субъективный метод, поскольку мы всегда должны обращаться к сознанию говорящего на данном языке индивида. Позднее, уже в советское время, Щерба стал все больше склоняться к материалистической философии языка, к диалектическому материализму. Это проявилось и в трактовке фонемы, которую в 1937 году Щерба рассматривал как диалектическое единство общего и частного. В этот период он понимал фонему как звуковой тип, способный дифференцировать слова и их формы, а оттенок фонемы - как реально произносимые различные звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется фонема.

     Одним из первых в европейской лингвистике начала ХХ века Л.В. Щерба обратил внимание на изучение и н т о н а ц и и как одного из существеннейших признаков "сказуемости" предложения. В своей докторской диссертации "Восточнолужицкое наречие" (1915) он отмечал, что в европейских языках могучим средством выражения связи между словами и группами слов является интонация. Под группой слов Щербы понимал "простейшие синтаксические единицы речи", которые позднее он назвал с и н т а г м а м и. Выделяя эти группы слов, Щерба проявлял известную самостоятельность и в разработке синтаксических проблем, отвергая традиционные схемы формально-логического синтаксиса.

 

     Щерба не создал единой разработанной синтаксической концепции, но в работе о восточнолужицком наречии он высказал несколько интересных мыслей. Так, в основу синтаксиса он положил понятие группы слов, соответствующих одному сложному нерасчлененному понятию или представлению. Щерба выдвинул учение об одночленных и двучленных предложениях, различие между которыми определяется интонацией сказуемости. При выделении этих типов предложений Щерба исходил из логико-психологического понимания предложения как двучленного речевого выражения суждения. В дальнейшем грамматические исследования Щербы сосредоточились на теории синтагмы, активном и пассивном синтаксисе, принципах классификации частей речи в русском языке, выделении особой категории состояния и т.д.

     (Ф.М. Березин. История русского языкознания. М.: Высшая школа, 1979, с.213-214)

 

     В фонетической лаборатории Петербургского университета и на кафедре фонетики и методики преподавания иностранных языков лингвистические идеи Щербы и разработка проблем экспериментальной фонетики получили дальнейшее развитие в трудах М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндера, М.В. Гординой, Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкой, Н.Д. Светозаровой и др.

     Ученики Л.В. Щербы подготовили новое поколение исследователей, которые преподают русский и иностранный язык в вузах и школах г. Иваново, творчески осмысливая лингвистическое наследие Л.В. Щербы, и воплощая в своей научной деятельности и на практике его некоторые гениальные предсказания.

     Есть сфера деятельности, которая объединяет, благодаря научному наследию Л.В. Щербы, представителей различных научных лингвистических школ - методика преподавания иностранного языка. Выдвинув требование превратить методику из суммы эмпирических рецептов в научную дисциплину, Л.В. Щерба разработал ее лингвистические основы, без знания которых невозможен успешный процесс преподавания языковых дисциплин. Лингвистические основы методики преподавания иностранного языка: теория троякого аспекта языковых явлений, теория двуязычия, идея Л.В. Щербы об "активной" и "пассивной" грамматике. Щербовские критерии отбора лексического и грамматического минимума, разработанные в Секторе методики при АПН, методы формирования репродуктивных и рецептивных речевых умений нашли применение и дальнейшее методическое развитие на кафедрах иностранных языков всех вузов Иваново.

     В настоящее время всестороннее развитие получила ведущая идея Л.В. Щербы о коммуникативной деятельности как цели и содержании предмета иностранный язык". Различные интенсивные методы преподавания иностранного языка концептуально построены на лингвистических и методических принципах, разработанных Л.В. Щербой. Например, методика
В.В. Милошевича, активно применяющаяся около 10 лет в ИГХТУ, ИГСХА, ИГТА, построена как управляемый переход от родного языка к овладению грамматикой иностранного по типу щербовской "глокой куздры", а эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера, по которому в течение нескольких лет велось преподавание в ИГХТУ, ИГЭУ, ИГМА, учитывает основные положения теории Л.В. Щербы о трояком аспекте языковых явлений.

     Сегодня преподаватели иностранного языка (в том числе и русского как иностранного) имеют возможность познакомиться с оригинальными обучающими курсами, пособиями, учебными словарями и с удивлением обнаруживают, что идеи и методы обучения, столь давно разработанные Л.В. Щербой, нередко заново "открываются" за рубежом.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ Л.В. ЩЕРБЫ