ИНТЕНСИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА В. В. МИЛАШЕВИЧА

Баделина Т.И., Найдус И.Д.

(Ивановский химико-технологический университет)

Процесс чтения является одним из основных видов умственной деятельности человека, важнейшим средством общения и культуры. Следует особо подчеркнуть важность достижения коммуникативных целей в чтении, ибо этот вид деятельности на иностранном языке наиболее доступен. В связи с этим большое значение имеет приобретение лингвистической компетенции, т.е. значение словарных единиц и владение определенными формальными правилами, посредством которых словарные единицы преобразуются в осмысленные высказывания.

Особая роль при этом должна быть отведена обучению грамматики, поскольку известно, что корреляция между уровнем владения грамматикой и пониманием читаемого очень велика, более 50 процентов общего количества информации в тексте приходится на грамматическую информацию.

Многими авторами учебников грамматические явления преподносятся с точки зрения теоретического описания. Но в своей деятельности, а именно чтении, человек не оперирует словесными формулировками описания правил. Они трансформируются в некую целостную одномоментно работающую схему, алгоритм. Значит, грамматика существует в иной форме. Этому практическому владению грамматикой можно учить сразу, минуя теорию.

Академик Л.В. Щерба представил это в виде знаменитой “куздры”.

Он выддвинул понятие пассивной и активной грамматики. По определению
Л.В. Щербы, пассивная грамматика изучает функции и значения строевых элементов данного языка, исходя из их формы, т.е. из внешней их стороны. Активная грамматика учит употреблению этих форм.

Прочные знания могут быть получены только тогда, когда обеспечивается понимание специфики отдельных явлений и фактов, взятых не изолированно, а в определенной связи, в определенной логической системе.

В целях обоснования актуальности системного подхода в обучении грамматики можно привести метод В.В. Милашевича, который в качестве психологической основы своего метода использовал теорию поэтапного формирования умственных действий Д.Б. Элькопина - П.Я. Гальперина. В качестве лингвистической основы метода В.В. Милашевича положено то, что на периферии любого языка имеются явления, типологически близкие центральным категоризованным явлениям любого другого языка, на основе которого создается условный “гибридный” учебный язык, облегчающий переход языкового сознания обучающегося к иной системе грамматической категоризации действительности. Т.о., метод В.В. Милашевича построен как управляемый переход от родного языка к овладению грамматикой иностранного языка.

Мотивом действия здесь выступает любое предложение или набор на родном языке, а целью - его (их) иноязычная грамматическая форма. По мере усвоения она становится средством проникновения в содержание иноязычных предложений, в чем и состоит смысл пассивной грамматики. Процесс развертывается от мотива к цели, что совпадает со схемой опережающего обучения чтению, которое строится так, как развивается всякая деятельность: от потребности к мотиву и от мотива к цели - чем и объясняется его простота для обучающихся и практическая эффективность.