Перспективы и задачи лингвистического образования в новой информационной среде

Борзов Е.Ю.

(Ивановская государственная текстильная академия)

Лингвистическое образование в нашей стране на протяжении почти всего уходящего века было невероятно политизировано. Идеологическая детерминированность сказалась на советском языкознании не в меньшей степени, чем на таких дисциплинах, как история, социология, философия. Методологическая теория преподавания иностранных языков строилась на принципах, ориентированных на усвоение формально - понятийных категорий, вскрывающих общие схемы формирования и функционирования языков. В результате применения этой методологии студенты могли в лучшем случае освоить мертвый язык, который не мог быть реализован в самой естественной для него форме - разговорной.

На пороге нового тысячелетия наше общество сменило политические ориентиры и входит в новый XXI век с открытыми границами и стремительно развивающимися средствами массовой коммуникации. Роль, которая отводится при этом языку, резко меняется в сторону его практического применения как эффективного инструмента межкультурного общения. Готова ли к таким вызовам отечественная методология?

Приходится признать, что в основной своей массе педагоги-практики несут на себе тяжелую ношу старых догм и не в состоянии адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в новом информационном пространстве.

Основным методом лингвистического образования XXI века должны стать новейшие информационные технологии. Их динамичная экспансия не позволяет более лингвистам пользоваться традиционными методами обучения иностранным языкам.

Если всего лишь несколько лет назад книга и методические указания оставались главным средством учебного процесса, то сейчас на смену им пришли компьютерные технологии, мультимедийные продукты, аккумулирующие в себе огромное количество аудио и видео информации. Даже привычные лингафонные кабинеты с магнитофонами и проигрывателями становится архаичными по сравнению с Интернет-классами и центрами спутникового телевидения.

Современный набор технических средств обучения предоставляет преподавателю возможность использовать на занятиях сразу несколько персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть и управляемых одновременно с центрального пульта. Благодаря этому, индивидуальная и групповая работа студентов в любой момент курируется педагогом, или же эти функции передаются самому компьютеру при работе в интерактивном режиме.

Наиболее значимой отличительной чертой формирующейся системы дистанционного образования (ДО) является применение информационных технологий в процессе сбора, накопления, систематизации и передачи знаний. К достоинствам ДО относится возможность придания процессу образования личностно - ориентированного характера, нацеленного на раскрытие творческих способностей студента.

Информационная среда, в которую погружается учащийся на занятиях, сейчас настолько насыщенна, что перед ним возникает реальная проблема ее отбора, эффективного использования для скорейшего прогресса в соответствии с индивидуальными способностями и целями. Именно эта ситуация диктует новые требования к педагогу. Он перестает быть исключительным носителем информации и знаний, а берет на себя роль умелого проводника в этом безбрежном океане продуктивных знаний.

Интернет-технологии еще более ужесточают эти требования, делая безусловной прерогативой умение ориентироваться в глобальных нформационных ресурсах. Поэтому педагоги-лингвисты должны иметь неограниченный доступ ко всем образовательным программам Интернета для стратегии построения своих методических курсов дистанционного образования. При этом должна четко преследоваться основная тактическая задача, при которой педагог стремится не обучать студента, а дистанционно управлять его самостоятельным обучением. Критерием добротности и качества любой методической разработки при ДО должна стать степень отстраненности, неучастия педагога в процессе обучения. Дистанционные курсы иностранных языков должны строиться не "вокруг ПК", а должны рассматривать компьютер как самостоятельное средство достижения методических целей.