О СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ЯЗЫКА

Иванова Н.К.

(Ивановский химико-технологический университет)

Для отечественной лингвистической школы всегда был характерен живой интерес к социальной стороне языке. Положения о тесной связи языковых явлений с социальной жизнью их носителей, сформулированные и разработанные И.А. Бодуэном де Куртенэ, Л.В. Щербой, А.А. Шахматовым, Е.Д. Поливановым, Ф.Ф. Фортунатовым и др., заложили в русском языкознании традиции историко-социологического научного подхода к анализу языковых и речевых явлений.

Предметная область современной социолингвистики обширна: в настоящее время в фокусе внимания лингвистов находятся особенности языка и речи, обусловленные социальным статусом, полом, этнической принадлежностью и др. Под влиянием идей феминизма проводятся исследования, анализирующие зафиксированное в словесной культуре разных наций неравноправие полов.

Наличие социальных вариантов в языке сложных современных сообществ - факт общеизвестный, получивший изучение на материале различных языков. Американская психо- и этнолингвистика, например, установила наличие особого языка черного населения - менее образованных социальных слоев, часто “вычеркиваемых” из социального и речевого контекста. Примером социальной стратификации в области английского произношения может служить сложная проблема определения его нормативности, что отразилось как в замене самого термина (RP на BBC English), так и в пересмотре его разновидностей, сначала описанных А. Гимсоном, а затем значительно уточненных, причем с позиций социолингвистики, Дж. Уэллсом.

Социальные диалекты различаются на всех уровнях языковой системы - синтаксическом, лексико-грамматическом, фразеологическом, фонетическом, однако именно различия в последнем наиболее очевидны, доступны для наблюдения и критики.

В России расслоение языка и функционирование социальных диалектов отличается своеобразием, которое имеет исторические корни (французский язык в XIX веке как “социально престижный”) и социальные (смешение после Октябрьской революции социальных и территориальных диалектов, многолетнее использование русского языка в качестве государственного языка межнационального общения).

Социально-речевую ситуацию в послеоктябрьской России можно определить как парадоксальную: нормативная речь воспринималась как классово чуждая. И в настоящее время, в отличие от стран Запада, речь индивида не является своеобразным маркером его социального статуса и образованности. Яркими примерами социально непрестижных диалектов является речь всех бывших генеральных секретарей КПСС, а также - большей части депутатского корпуса Государственной думы II созыва.

“Язык города”, который призывал изучать Л.В. Щерба, получил в нашей стране в 60-80-е годы подробное лингвистическое изучение. По данным массового обследования населения были установлены разновидности устной городской речи, определены ее основные социолингвистические параметры, речевое поведение представителей различных общественных классов. Накопленный к настоящему времени теоретический и экспериментальный материал позволяет взглянуть в новом ракурсе на социальные варианты языка и речи, поскольку несомненна их актуальная роль в социальной интеграции и дифференциации современного общества и даже - властной дискриминации, феномена явно наблюдаемого сейчас в нашем социуме. “Язык эпохи”, как известно, меняется вместе с общественно-политическими трансформациями. Изменения наблюдаются в публицистических, общественно-политических, деловых текстах, в языковом узусе, а одним из важнейших локусов динамических процессов является речевая культура городской интеллигенции. Сегодня она может дать лингвистам обширный материал как о социальной стратификации в языке, так и о речевой стереотипии, что очень важно для всестороннего изучения столь сложного феномена как современная русская языковая культура.