О мыслительноязыковой и мыслительноречевой видах деятельности

Карташкова Ф.И.

(Ивановский государственный университет)

Адекватное описание языка возможно лишь, как справедливо подчеркивал Л.В. Щерба, путем изучения языковых процессов, протекающих в сознании человека. Исходя из методологически принципиального разграничения индивидуального и социального, предложенного Л.В. Щербой, представляется возможным говорить о языковой деятельности, имея ввиду психофизиологическую организацию (свойства) индивидуума, с одной стороны, и о речевой деятельности, которая прежде всего детерминирована социальным статусом человека. Данное противопоставление (в известной мере вызванное необходимостью более четко разграничить различные виды ментальноязыковой деятельности - мыслительноязыковой и мыслительноречевой) вполне согласуется с тремя аспектами языковых явлений, выделенных Л.В. Щербой.

Если во главу угла поставить социальную детерминированность того, что Л.В. Щерба называл языковым материалом (то есть совокупность говоримого и понимаемого), то можно говорить о речемыслительной деятельности человека. Понимая вслед за Марксом деятельность как опредмечивание видовых свойств и способностей общественного человека в “общественной действительности природы”, язык так же следует рассматривать как общественное явление. Как процессы говорения, так и процессы понимания в рамках теории речевой деятельности определены как виды речевой деятельности в сфере коммуникативно-общественной деятельности людей, что по сути совпадает с трактовкой речевой деятельности Л.В. Щербой.

Осознание социального характера языковой способности человека, понимание социального как того, что усваивается человеком в ходе онтогенетического развития может в известном смысле (в целях более полного исследования речемыслительной деятельности человека) противопоставлено изучению того, что берет человек из языка, в каком виде он черпает сведения о языке, что он сам привносит в порождаемое высказывание. Обсуждая данный круг вопросов, мы следуем идеям Л.В. Щербы, который полагал, что дать адекватное описание синхронного состояния языка можно только изучая языковые процессы, протекающие в сознании человека, причем синхронное состояние языка представлялось ученому не статическим, а динамическим.

Рассматривая мыслительноязыковую деятельность, следует подчеркнуть динамику внутренних языковых процессов. Мыслительноязыковой деятельности предшествует этап, на котором активизирующееся сознание принимает решение высказать нечто и совершается формирование мысли и планирование речевого высказывания. При этом говорящий выступает как представитель человеческого рода, наделенный совокупностью биологических, физических, физиологических, психологических и прочих сущностных характеристик.