К вопросу об особенностях языка философской прозы

(на материале произведения А. де Сент-Экзюпери Цитадель”)

Корнилова Л.В.

(Ивановский государственный химико-технологический университет)

Общеизвестно, насколько многообразен и мучителен для автора процесс оформления собственных мыслей в языковую материю художественного произведения. Язык философской художественной прозы - особая ткань, “сплетенная” не столько из событийного повествования, сколько из анализа увиденного, прочувствованного, познанного, пережитого, что требует особых языковых средств и структуры произведения.

В этом плане интереса заслуживает философская проза А. Сент-Экзюпери, его итоговый труд “Цитадель”, мозаично составленный из многочисленных притчей. Язык любой притчи апеллирует к жизненному опыту человека, пробуждая в нем способность к ассоциативному мышлению и умению делать выводы нравственного наполнения. Поэтому Сент-Экзюпери, знакомый с философскими постулатами о роли и функциях языка и плодотворно их воспринявший, справедливо отмечает, что язык - инструмент общения, а каждый писатель, подобно Великому Творцу - создатель нового, особого кода, созданного для фиксации опыта поколения и передачи его будущему. Вместе с тем, языковой код - средство познания многообразия человеческой природы и окружающего социума, который может быть понят и декодирован отдельной личностью только в условиях функционирования коллектива. Тогда язык разрастается, развивается и эволюционирует подобно дереву. Магическую силу языка он объясняет способностью не только познавать, но и устанавливать отношения в обществе людей.

Как и человек, язык стремится к совершенствованию и определенной консервации идеального состояния. Именно жанр притчи наиболее адекватно выполняет эту функцию, впитав в себя не внешнюю канву событий, а их внутреннее наполнение и духовное начало. Недостаток духовной жизни, ее излишняя материализация приводит, по мысли Сент-Экзюпери, к разрушению цивилизации. И тогда только емкое слово-оружие может стать тем средством, которое способно вывести человечество из тупика. Такую модель роли языка в обществе можно увидеть и в романе Сент-Экзюпери “Военный летчик”.

Вместе с тем, совершенно в Библейских традициях, Сент-Экзюпери считает, что язык как средство общения - несовершенный инструмент, способный породить множество противоречий. Кроме того, языковые средства, как утверждает Князь из “Цитадели”, весьма редко могут не только назвать явление, но и всесторонне, объемно проникнуть в их суть.

Смысл жизни человека и писателя Сент-Экзюпери видит в том, чтобы совершенствовать себя, язык и дело, в котором язык находит достойное применение.