Элементы программируемого обучения грамматике латинского языка

Самокатова Л.А., Измайлов В.С.

(Шуйский государственный педагогический университет)

Актуальность изучения латинского языка требует применения современных эффективных средств обучения. Одним из них нам видится компьютер. Алгоритмизация процесса обучения почти исключает возможность ошибок как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Что же касается самого предмета изучения - латинской грамматики, - то ее довольно строгая упорядоченность как нельзя лучше позволяет применить элементы программирования обучения.

Нами разработана программа, которая может помочь в усвоении одной из тем морфологии латинского глагола - perfectum indicativi activi (формы прошедшего законченного времени изъявительного наклонения активного залога).

Опишем кратко порядок работы с программой. В начале работы необходимо выбрать режим: либо обучающий, либо контролирующий. Если выбран обучающий режим, то студенту предлагается цикл упражнений, в процессе выполнения которых он должен усвоить образование времени perfectum indicativi activi и его перевод на русский язык.

Упражнения чередуются с теоретическим материалом, который разбит на небольшие фрагменты. Прочитав и усвоив очередной фрагмент теоретических сведений, студент делает упражнения на его закрепление, затем переходит к следующему фрагменту и т.д.

В упражнениях студенту чаще всего предлагается ввести либо нужное окончание глагола, либо весь глагол, либо перевод на русский язык. Курсор находится на том месте, где нужно вводить ответ. Если ввод был правильным, внизу экрана появляется слово “ДА”, и курсор перемещается в следующую позицию. При ошибочном ответе появляется слово “НЕТ”, и курсор остается на прежнем месте (неверно набранные буквы при этом исчезают). Ввод следует повторить. Если студент затрудняется набрать правильный ответ, то возможны два варианта. Либо после многократных безуспешных попыток он обращается за помощью к преподавателю, либо после определенного числа попыток (допустим, четырех или пяти) компьютер сам дает правильный ответ, и курсор переходит на следующую позицию. На наш взгляд, второй вариант предпочтительнее. Тем более, что в этом случае студент может работать с программой без контроля преподавателя.

Особенностью нашей программы является то, что в память машины заложена в неизменном виде только формулировка задания, а конкретный вариант упражнения компьютер составляет непосредственно во время работы программы, т.е. студент может запускать программу несколько раз и получать разные варианты упражнений. При работе в аудитории всей группой у каждого студента также свои варианты упражнений.

Выполнив все тренировочные упражнения, студент переходит к блоку контрольных заданий; если выбрать контролирующий режим, то будет задействован только этот блок. Задания аналогичны в основном заданиям из обучающего блока. Отличие в том, что здесь не дается повторных попыток и подсчитывается число правильных и неправильных ответов. Затем компьютер выдает оценку с кратким комментарием.

Если студент не удовлетворен оценкой, то он может ее исправить. Для этого ему предлагается на выбор либо повторить все обучающие упражнения, либо только выполнить еще раз контрольные задания, которые также генерируются каждый раз по-новому.

Некоторым неудобством нашей программы видится то, что студент сам набирает на клавиатуре ответ русскими или латинскими буквами. У некоторых это вызывает затруднения, т.к. у них нет навыков печатания. Таким студентам было бы удобнее выбирать из нескольких готовых ответов правильный. Но мы все же сочли более предпочтительным наш вариант. Во-первых, студент имеет возможность попрактиковаться в печатании русским и латинским шрифтом, что, несомненно, пригодится в его будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, чтобы набрать самому, допустим, нужное окончание, студент должен твердо знать его точное написание; а в случае с выбором из нескольких готовых вариантов велика вероятность случайного угадывания.

Наша программа формирует и совершенствует основные умения по выбранной теме: умение выбрать окончание, умение узнать в тексте глагольную форму и правильно ее перевести, попутно студент закрепляет знания об их морфонологических изменениях.

Использование компьютера при изучении грамматики повышает мотивацию учащихся. Аналогичные программы вполне могут быть разработаны и по другим разделам грамматики латинского языка. А их применение, помимо вузов, может быть использовано в колледжах, лицеях и т.п.