ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ШКОЛА:
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ И ТРАДИЦИИ

Шишкина С.Г.

(Ивановский химико-технологический университет)

В отечественной науке о литературе, в том числе, и о зарубежной, традиционно существование двух школ: московской и ленинградской.

У истоков ленинградской школы истории зарубежных литератур стояли ученики академика Л.В. Щербы - В.М. Жирмунский и М.П. Алексеев. Позднее оформилась школа академика Б.Г. Реизова, ученики и последователи которого сейчас работают во многих университетах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Основной принцип, положенный в основу ленинградской школы, - принцип историзма. Это означает, что художественное произведение рассматривается как средоточение предшествовавшего, настоящего и возможного последующего исторического моментов. История зарубежной литературы изучает произведения, которые сами создают историю народа и, вместе с тем, историю человечества. Как любил повторять Борис Георгиевич Реизов, история идей, надежд, нравственной борьбы, история совести получает свое отражение в художественной литературе в известном смысле более глубокое и точное, поскольку она (история) одухотворена опытом человечества.

Согласно принципам ленинградской школы литературоведения, история литературы - это не только история творчества, но и история восприятия, поскольку каждый новый читатель творит произведение заново в свете новых, современных и созвучных ему идей.

Задача исследователя, воспитанного в традициях этой школы, - воспроизвести подлинно исторический смысл произведений, сделать его действенным в другие эпохи, а для этого, на основе тщательного изучения социума и духовного его наполнения, понять поколение, трудившееся в определенный исторический период.

В конечном итоге, изучение истории мировой литературы - это изучение истории мысли, поскольку вскрыть исторический смысл и нравственный опыт, заключенные в произведении, можно только на основе объемного изучения опыта человека и человечества.

Ленинградской школе истории зарубежной литературы принадлежит приоритет в открытии и подлинно историческом прочтении наследия Бальзака, Стендаля, Байрона, Китса, Шелли, Мелвилла, Фолкнера, Кеведо, Камю и многих других писателей, без постижения творчества которых невозможно знакомство с историей цивилизации. Бережное отношение к личности автора - еще одна принципиальная традиция школы.

Таким образом, литературовед, историк зарубежной литературы, выпускник ленинградской школы, занимаясь наукой, казалось бы, самой простой и понятной даже не посвященному, принимает непосредственное участие в нравственном развитии народов, в сохранении исторической памяти, в политической работе поколений, в становлении будущего.