М.Н. Трефилова

 

Практики семейно-брачных отношений горожан на рубеже 19-20 веков (на материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний): проблема знакомства и поиска супруга

 

Семья – это основная социальная и экономическая ячейка общества, один из наиболее значимых и древних социальных институтов. В эпохи политических трансформаций и исторических сдвигов люди продолжали строить свои взаимоотношения, вступали в брак, рожали и воспитывали детей. Семья является зеркалом, в котором отражаются социальные, правовые, демографические, культурные стороны жизни народа. Исследование семейно-брачной проблематики рубежа веков позволяет найти решение вопросов, касающихся существования современной семьи.  Многие из них имеют свои социально-экономические, духовные корни в истории первых десятилетий ХХ века.  Опыт существования семьи в период социально-экономических и культурных преобразований дает возможность извлечь и учесть важные уроки при нынешнем реформировании страны, при решении острейших проблем современной российской семьи.

Опыт изучения семейно-браных отношений включает множество аспектов и направлений исследовательской работы. В дипломном проекте “Практики семейно-брачных отношений горожан в 1890-1926 годах (на материалах Владимирской, Костромской, Ярославской губерний)” нами рассматривались юридические основания семейно-брачных отношений, практики знакомств, взаимные ожидания сторон, влияние родителей на заключение брачного союза, мотивы и процедура  вступления в брак, практики семейной жизни, роли и положение мужчины и женщины в семье и обществе, отношения между родителями и детьми, особенности воспитания, причины конфликтов в семейной жизни и мотивы к расторжению браков, было отражено влияние государственной политики и церкви, общественных дискуссий, законодательства на  практики семейной жизни.

В настоящей статье обратимся к начальному этапу создания семьи и рассмотрим практики знакомства на рубеже 19-20 веков.

Как показала Т.Б. Котлова, в конце 19 – начале 20 века знакомство и сближение девушек, достигших брачного возраста, с потенциальными женихами происходило преимущественно внутри той социальной среды, с которой они были связаны происхождением, во всех городских слоях при заключении браков сохранялось преобладание социально гомогенных союзов [8, с. 23]. Кроме того, как показывает анализ брачных объявлений, размещенных в газетах «Узы Гименея», «Брачная газета», «Новобрачная газета», желанием вступающих в брак чаще всего было «найти подходящую партию», сходную по собственному социальному статусу и положению семьи, капиталам, уровню образования, идеалам:

«Инженер с германским дипломом, служащий в крупном предприятии, желает найти подходящую партию», - пишет один из корреспондентов “Брачной газеты”. [14, с. 4]

Знакомство с потенциальными женихами и невестами могло происходить дома  и вне его – на вечерах и праздниках. Конечно, для представителей различных сословий такие знакомства происходили по-разному. Как показала Г.В. Жирнова, мещане знакомились на «вечерках», устраиваемых самими участниками [3, с. 26]. Практически во всех слоях городского населения существовала традиция справлять именины. Таким образом, круг потенциальных брачных партнеров определялся положением семьи в обществе, широтой знакомств, связей, кругом общения. Дворянство и купечество, помимо именинных праздников, выводило молодежь на семейные танцевальные вечера и балы. Кроме того, познакомиться можно было и на общегородских праздниках, на масличных гуляньях, даже на святках, когда «толпы ряженой молодежи с музыкой ходили по домам, разыгрывая представления…». [7, с. 113] Интересное описание знакомства «на вечере» представлено в 5 номере «Новобрачной газеты» от 1 июля 1907 года: «История, брат, очень обыкновенная… Я только что кончил университет… Вообще, состояние очень восторженное. И вот в это время на одном вечере я встретил Марью Павловну. Вечер был очень веселый: масса молодежи, пенье, смех. Она была так обворожительна, изящна… После вечера я провожал ее. Затем после 2-3 прогулки вдвоем. Несколько мелких услуг. Ласковые взгляды – и все кончено. Через 3 месяца я уже был женат». [9, с. 2]

Помимо прочих, популярным местом встреч была… церковь. «Храм нередко делается местом радостных встреч, свиданий, разговоров, шуток между молодыми людьми…», - с негодованием писал корреспондент «Владимирских епархиальных ведомостей». [5, с. 471]

Тем не менее, способ знакомства во время вечера или праздника, вне домашних стен,  был скорее своеобразной «ярмаркой» потенциальных супругов, изучением «рыночной ситуации». Целенаправленным подбором супругов занимались, как правило, родители или свахи.

«Сама молодёжь не имела возможности познакомиться и сблизиться с теми лицами, на которых могла бы жениться или выйти замуж, а потому родители прибегали к установившемуся обычаю сватовства», - пишет в своих воспоминаниях Н.А.Варенцов. [1, с. 624]

Работа свах оценивалась как профессиональный труд, поэтому, очевидно, требовала «профессиональных работников». [4, с. 794] Исходя из анализа объявлений в «Брачной» и «Новобрачной» газетах, от свах, как правило, ожидали «обширных знакомств» и умения подобрать «подобающую пару», не прогадав:

«Нужна интеллигентная сваха, имеющая богатые знакомства», [14, с. 1] - гласит одно из многочисленных газетных объявлений.

Осуществлялся ли поиск супруга через сваху, либо через родственников в так называемом «ближнем круге», он происходил по воле и в соответствии с желанием родителей брачующихся. Браки «по принуждению» на рубеже XIXXX веков - запрещенная законом, но весьма распространенная форма вступления в брак. Официально, родители должны были «заботиться об отдаче дочерей в замужество» [15, с. 43], но принуждать к браку не имели права.  На деле, как отмечает В.Г. Жирнова, даже в начале XX века «у всех сословий брак основывался на экономическом расчете и неравноправном положении женщины; брак в большинстве случаев заключался без учета ее воли и склонности». [3, с. 23-24] «Новобрачная газета» описывает ситуацию следующим образом: «Они [насильственные браки] существуют не только в грубых, некультурных слоях, купеческих и мещанских обществах, но бывают даже и в интеллигентных кругах». [13, с. 1] Здесь следует оговориться. Положение мужчины и женщины в данном случае  отличалось. Принуждение к браку жениха встречается в источниках редко: «Обрешили они меня женить. Сначала я и руками, и ногами отбивался, а потом… согласился, чтоб  с кем они, значит, захотят, с той и обвенчаться». [6, с. 45] Обычно сыновья  лишь обращались «к отцу за разрешением на брак» [1, с. 445] и «искали себе невест, не спрашиваясь у родителей» [6, с. 23], либо женились «после смерти отца и после раздела имущества» [6, с. 23]. Даже закон не делал оговорки о том, что родители должны подыскивать сыновьям невест, - она касалась лишь девушек. Такая ситуация ярко иллюстрировала неравное положение мужчины и женщины. Патриархальная культура, в которой власть родителей над детьми закреплялась законом, тем не менее, позволяла детям мужского пола при выборе жены проявлять самостоятельность, быть субъектом заключения брака, тогда как женщина в рамках патриархатного общества оставалась лишь пассивным объектом, бесправным в решении своей судьбы. Поэтому «неограниченная родительская власть» при вступлении дочери в замужество действовала повсеместно.

А.И. Волкова, которую потрясло известие о самоубийстве молодой девушки, которую насильно выдали замуж, писала в своем дневнике: «Отец покойной, как говорят,  на все заявления ее о нежелании идти замуж за «нелюбимого ею человека» постоянно указывал на законность и непоколебимость своей отцовской воли: «Любишь – не  любишь, да я так хочу». [2, с. 46]

Между тем, нельзя утверждать, что ситуация на протяжении исследуемого периода не менялась. Процессы индустриализации, проходившие с конца XIX века в городах исследуемого региона, способствовали вовлечению женщин в производство. Русско-японская, Первая Мировая войны сокращали количество мужчин, занятых на производстве, за счет пребывания их в действующей армии, гибели на полях сражений. Трудовые резервы отчасти пополнялись за счет женщин. Экономическая самостоятельность изменяла сознание женщины, понимание ее места в семье и обществе. Разрушались представления о единоличной власти мужа и родителей. Например, Н.К. Крупская указывает: «Фабричную девушку, которая с малых лет кормит сама себя, родителям не так-то легко «выдать» замуж. Она сама себе ищет жениха по душе». [10, с. 26] Действительно, даже частичная экономическая независимость заставляет человека мыслить по-новому. Т.Б. Котлова иллюстрирует эту ситуацию следующим образом: «Были и ослушники, которые заключали брачный союз без благословления родителей. Подобные случаи можно найти практически во всех социальных слоях, но в индустриально развитом центральном регионе такое поведение встречалось в первую очередь среди фабричных, то есть среди мещан и городских крестьян, которые уходили на заработки, выходили из-под контроля общества и родителей». [8, с. 41-42]

М. Куприна-Иорданская о собственном вступлении в брак пишет: «Когда для барышень подходили времена брачные, их выдавали за местных дворян, вряд ли особенно считаясь с желанием невест. Когда я сказала матери, что стала невестой Куприна, она была изумлена и даже шокирована этой новостью. «Ни узнать как следует человека не успела, ни спросить у матери… сразу заявила ей – невеста. В мое время такой моды не было». [11, с. 17] А. Коллонтай, вышедшая замуж в 1893 году, на нежелание родителей дать согласие на ее брак с «невыгодным» женихом, ответила: «если я не получу вашего согласия на этот брак… я поступлю как Елена из «Накануне» Тургенева». [7, с. 66]

Корреспондентка либерального «Журнала для женщин», которая взяла себе псевдоним  Лолита, пишет в мае 1914 года о возросшей самостоятельности молодых: «При теперешней свободе, которую родителям волей-неволей приходится предоставлять своим дочерям, создается удобная почва для подготовки к предложению. Оно является лишь печатью, логично закрепляющей уже существующую близость… хотя бы в пределах поцелуя…». [12, с. 6-7]

Этот вывод может подтвердить и тот факт, что определенная, пусть небольшая группа населения, «позволяла себе» познакомиться и вступить в брак, либо дав объявление в газете, либо через брачное агентство. Люди, решившие заключить супружеский союз таким способом, являлись  либо экономически самостоятельными, свободными от воли родителей, либо находящимися в такой ситуации, когда любой способ поиска пары был хорош. Например, если брачный возраст был «далеко за…», невеста не имела приданого или от второй половины требовалось исключительных черт характера, пристрастий, способностей:

«Онегин, расставшийся с Татьяной…по-прежнему скучает. Надежды на Ленского, который сводил бы его в милое семейство Лариных, не имеет; приходится действовать самому. Избирает современный способ – публикацию, успех которой отчасти известен», - поясняет своё желание познакомиться «необычным способом» корреспондент «Брачной газеты». [14, с. 4]

Костромские епархиальные ведомости в 1885 году сообщали о том, что «прибыла в Санкт-Петербург из-за границы компания иностранных капиталистов, членов «Общества содействия к благополучному устройству браков»… с целью исходатайствовать разрешение… на открытие в Санкт-Петербурге филиальной конторы названного общества» [4, с. 3]. Брачные бюро, также как и различные газеты, «ставящие себе целью привить в России новый способ заключения брака путем объявлений», пытались «содействовать заключению возможно большего числа «счастливых браков» [4, с. 3].

Таким образом, вследствие  демократизации жизни, “которая характерна для  индустриального общества” [8, с. 23], усилился процесс более активного общения молодежи всех социальных слоев и возникли условия для более открытой демонстрации чувств, их формирования и развития. В целом, можно подчеркнуть, что возможности знакомства с будущим супругом или супругой на рубеже веков менялись в сторону усиления самостоятельности молодых.

 

Список использованной литературы:

 

1.      Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М.: НЛО, 1999.

2.      Волкова А. И. Воспоминания, дневник и статьи.  Нижний Новгород, 1913.

3.      Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. (По материалам городов средней полосы РСФСР).  М.: Издательство «Наука», 1980.

4.      Из газет и журналов // Костромские епархиальные ведомости. 1885. №24.

5.      Как устранить неблагочиние в храмах во время богослужения // ВЕВ. 1907. №30-31

6.      Кичанов В. Ночь на Говоруне // Русская мысль. 1904. Книга 9.

7.      Коллонтай А.М. Из моей жизни и работы.  М.: «Советская Россия», 1974.

8.      Котлова Т.Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIXXX веков. – Иваново, 2003.

9.      Красавин М. Увлечение // Новобрачная газета. 1907. №5.

10.  Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.: Гос. Уч-пед. Изд. Мин. Прос. РСФРС, 1959.

11.  Куприна-Иорданская М. Годы молодости. Воспоминания о А.И. Куприне. – М.: Советский писатель, 1960.

12.  Лолита. О предложениях // ЖДЖ. 1914. №8.

13.  Насильственные браки // Новобрачная газета. 1907. №14.

14.  Объявления // БГ. 1907. № 33

15.  Свод законов Российской империи, повелением Государя императора Николая I составленный. Том X, часть 1. Свод законов гражданских. Петроград, 1914.

16.  Тыркова-Вильямс А.В. Воспоминания. То, чего больше не будет. М.: Слово, 1998.

17.  Экземплярский П.М. История города Иванова. Ч. 1. Дооктябрьский период. – Ивановское книжное издательство, 1958.

 

Научный руководитель: Т.Б. Котлова