В.И. Страдымова

Концепция дружбы в древней Греции
(ранний период)

 

Ивановский государственный химико-технологический университет

 

Статья посвящена феномену дружбы, одному из аспектов межличностных отношений, интерес к которым в последнее время значительно возрос в связи с всеобщей гуманизацией современной жизни. Для рассмотрения аспектов восприятия дружбы в ранний период древнегреческой цивилизации (гомеровская Греция и период «семи мудрецов») привлекаются тексты гомеровских поэм и других античных источников.

 

В последнее время наблюдается все возрастающий интерес к гуманитарным ценностям, заложенным в основу некоторых этических представлений. Изучение сферы межличностных отношений представляется сегодня весьма актуальным, и поэтому общество все чаще обращается к вопросам о философско-этических ценностях, моральных принципах, определяющих смысл существования человека. В античности зародились основные нравственные представления, среди которых одним из важнейших является дружба. В сознании людей дружба представлялась величайшей социальной и нравственной ценностью.

В современном понимании дружба – это «форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных качеств человека» [5, c.76]. Дружба вырабатывалась в процессе многовекового социального общения людей, что позволяет, вполне обоснованно, обратиться к истокам возникновения этого этического феномена.

Уже со времен античности вопрос о том, что такое истинная дружба, и является ли она необходимым условием для полноценного существования индивида, вызывал у мыслителей повышенный интерес. Общеизвестно, что античность – культура исключительно мужская, женщина в ней рассматривалась греками лишь как мать их детей, домоправительница. Носителем же духовной жизни был в античности мужчина. Укоренившееся предубеждение о невозможности испытывать возвышенные чувства по отношению к женщинам, чтобы не оказаться в их подчинении, заставило мужчин направить все свои аффективные проявления в сферу дружеских отношений. Поэтому дружба мыслилась (и это было общепризнанно) чисто мужским занятием, а «институт дружбы» был открыт исключительно для мужчин. Г. Лихт утверждает: « все, что сделало Грецию великой, все, что создало греческую цивилизацию, которой мир будет восхищаться до конца своего существования, уходит корнями в беспрецедентную этическую оценку характера мужчины в общественной и частной жизни» [3, c.354]. Но хотя в сознании древних греков идеал настоящей дружбы носил мужской характер, персонифицированный образ дружбы имел женский образ. Действительно, символом дружбы в Греции являлось изображение молодой девушки, одетой в длинное платье с загнутой кромкой, одну руку она прижимала к груди, а другой прикасалась к рассеченному молнией дубу, обвитому виноградной лозой [7, c.277]. Все эти элементы, сопровождающие образ девушки, несут определенную смысловую нагрузку. Так, вяз – это символ невзгод и неудач, которых не боится дружба, виноград же символизирует радость от дружеского утешения. Сам факт того, что дружба представлялась грекам в образе молодой девушки, свидетельствует, на наш взгляд, о том былом величии, какое имели женщины в архаическое время.

После дорийского завоевания, в эпоху «гомеровской Греции» в Элладе господствовало мифологическое мировоззрение. Сложившийся к этому времени эпос явился преломлением раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании. Однако эпос – это скорее художественно-мифологическое, нежели религиозно-мифологическое мировоззрение, так как в центре эпоса находятся люди и полубоги (герои), боги пребывают на периферии, они – соучастники человеческой драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Гомеровский эпос – это, прежде всего, художественное произведение, которому присущи все черты художественного поэтического текста. Поэтому, изучая гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии, необходимо это учитывать и пытаться выявить мировоззренческие вкрапления из всей массы литературного (художественного) текста.

В гомеровском эпосе рассматриваются, главным образом, начала мироздания; не удивительно, что космология – одна из центральных тем гомеровского эпоса. В нем затрагиваются также вопросы социо-антропоморфизма, что выражается в отношениях кровного родства между сверхъестественными мифологическими личностями. Следует отметить, что в отличие от богов Древнего Египта, обладающих, как правило, биморфизмом (полулюди-полузвери), боги гомеровского эпоса – существа антропоморфизированные.

Не менее важное, чем космология, место в гомеровском эпосе занимают вопросы отношений человека и богов, существование в независимости от которых мыслилось невозможным. Так, поэма «Илиада» – это повествование о том, как люди были вовлечены по воле богов в кровопролитную войну. Более всего эта, во многом мифологическая, поэма, в которой царит смерть, воспевает любовь к жизни, однако честь человека она ставит много выше жизни и делает ее сильнее воли богов [2, т.1, с.49].

Античная мифология не отличалась ни нравственным уровнем, ни морализированием. У Гомера всё в нравственном отношении безразлично, кроме мужества – главной и единственной добродетели, и трусости – главного и единственного порока. Упреки совести Одиссею неведомы. Между тем совесть – это «переживание расхождения между должным и сущим в поведении человека» [4, с.114]. Эпический же мир полон чувств и мыслей, которые находят свое выражение в поступках героев. В сфере чувственных переживаний следует отметить дружбу, любовь и даже чувство отъединения, «индивидуализма», присущие гомеровскому эпосу. Характер сведений о греческом эпосе, которыми мы располагаем, не позволяют делать далеко идущие выводы о выяснении столь важного для человека установления принципов изображения такого понятия, как «дружба». Можно лишь свидетельствовать, что эпическая дружба (φιλία) являла собой нечленимое единство долга и симпатии и рождалась как результат взаимоподдержки в процессе совместных действий, дел, подвигов.

Действительно, особенностью эпической дружбы является то, что она не связана ни с кровным, ни с приобретенным родством. Это – воинское товарищество, очень похожее на ритуализованные личные отношения. Друзьями в «Илиаде» называются все, кто делает общее дело – Агамемнон перед битвой обращается ко всем воинам: «Други, вожди и правители храбрых Данайцев!» (XI,276); воины не могли помочь другу Перифету, убитому Гектором (XV,650-652); Аякс в жесточайшей битве призывал греков: «Други, Данаи-герои, безстрашные слуги Арея!» (XV,732-734). Друзьями в поэме называются господин и слуга, которые вместе были на поле брани – Ликург подарил своему слуге (ратному другу) Эревфальону тяжелые доспехи, снятые с поверженного троянца (VII,14). Друзьями могли быть воины-союзники (VI, 111-112) или люди, связанные узами гостеприимства (VI, 234-225). Все друзья друг другу милы, любезны. Уже само понятие «друг» включает этот личностный оттенок значения: ‘ο φίλος – одновременно и «друг», и «любовник», φίλος – «дружественный» и «милый», «дорогой», «приятный». Наряду со словом φίλος «друг» у Гомера встречается слово ‘εται, ρος «товарищ», «спутник», различие между которым определяется лишь степенью дружеского расположения. При этом оба значения обычно взаимозаменимы. Так, «товарищи», спутники гомеровского Одиссея – как правило, его друзья (VIII,581-586; IX,63; X,172-174; XI,344; Xi,33,309 и др.), а «друзья» – это те, с кем он делит свои дела, труды, походы (II,225,253-254; IV,169; XXII,208-209 и др.).

Слово «φίλος», в привычном значении «друг», по своему происхождению – местоимение, имеющее значение обладания «свой». Это слово, в первую очередь, означало кровных родственников, затем вообще близких, далее – доброжелателей и соратников. Таким образом, уже в гомеровскую эпоху произошла трансформация понятия «φίλος» от «своего» к «другому»,но «близкому», причем слово приобрело не только констатирующий, но и оценочный характер, известную эмоциональную нагрузку, выражая идею взаимной поддержки, связи, союза [6, c.198]. Друзьями нарекаются люди, на которых можно положиться в ненадежном окружающем мире.

Вместе с тем, дружеские отношения различаются по степени расположения любви: Ахилл более прочих любит Патрокла, а после Патрокла – Автомедона и Алкима (Ил. XXIV,572-575). Идоменей наибольшую симпатию питает к Мериону (Ил. XIII,249) и т. п. В «Илиаде» рассказывается, как Диомед сразил Энея и как возничий Диомеда Сфенел:

 

   Бросился быстро на праздных Энея коней пышногривых,

   И, отогнав от троян к меднолатным дружинам ахеян,

   Другу отдал Деипилу, которого сверстников в сонме

   Более всех он любил по согласию чувств их сердечных

                                                                                  (Ил.V,323-326).

Сфенел уважал, почитал всех своих сверстников, дружинников, но «более всех» он любил Деипила. Любил потому, что у них было «согласие в мыслях», а если точнее, то «равное на сердце».

Таким образом, основу эпической дружбы составляют в большей степени не чувства, а действия, проявление взаимной поддержки; личная приязнь и общественный интерес сливаются воедино. Понятие же «дружба» представлено в эпосе словом ‘η φιλότης, приложимым равно и к дружбе двух людей, дружбе частной, и к дружбе – союзу племен, народов, т.е. к дружбе в том же понимании, имеющей общественный смысл (Ил.III,73,94,323,453; IV,16).

Зарождение древнегреческой этики и дальнейшее развитие представлений о дружбе связано с «семью мудрецами», время деятельности которых VII – начало VI века до н.э. Это конец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микенской Греции, «гомеровской Греции») периода в истории Эгейского мира – периода архаической Греции (VIII-VII вв. до н.э.). В VI в. до н. э. Эллада вступает в век железа, одновременно с этим происходит отделение ремесла от земледелия, что дает толчок к развитию античного полиса – города-государства, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу. Развиваются товарно-денежные отношения между людьми. Именно в эту эпоху зарождается тираническая форма правления – в Мегаре, Коринфе, Милете, Эфесе и других полисах Эллады.

Мудрость «семи мудрецов» нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь проявляется третий духовный источник философии – обыденное моральное сознание, которое достигает уровня житейской мудрости и проявляется в пословицах, поговорках, сентенциях, гномах, отражающих социальность человека.

Начинают складываться первые немифологические системы взглядов. Миру богов героев противопоставляется осмысление обыденного сознания в афоризмах, которые не имеют, по своей сути, ничего сверхъестественного. Такие афоризмы имели форму всеобщности. Изречения «ничего сверх меры» и «познай самого себя» (θι σεαυτόν γνω) были даже высечены над входом в дельфийский храм Аполлона [1, с.490,527]. В этих афоризмах можно увидеть зарождение древнегреческой этики. Конечно, этика – наука о нравственности, а не сама нравственность, однако нравственное сознание – это уже начало этики. Один важнейший принцип объединял складывающиеся этические нормы. Он был продиктован Гесиодом: «Меру во всем соблюдай!» (Гесиод. Труды и дни.350). Исходя из этого, умеренность понималась как благо, а безмерность, соответственно, как зло. Говоря о складывающихся этических нормах, нельзя не назвать имена поэтов-моралистов, таких как Феогнид Мегарский, а также некоторых из «семи мудрецов» – Хилон (200 стихов), Питтак (600 стихов), Клеобул (3 тысячи стихов) (Диоген Лаэртский I, 71, 73; 78, 81; 89, 90, 93).

Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон. Анализируя свой жизненный опыт, а также душевное состояние окружавших его людей, Солон формирует особый взгляд на феномен дружбы. Среди советов Солона есть и такой: «Заводить друзей не спеши, а заведши, не бросай» (Диог. Лаэр.I,60). Таким образом, античный мудрец предостерегает тех, кто пытается завязать дружбу с человеком, не удостоверившись полностью в подлинности своего чувства. Своим коротким советом Солон призывает ценить это ни с чем не сравнимое чувство – чувство дружбы.

Другой античный мудрец Биант считал, что друга можно приобрести и потерять в споре. «Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов твоим другом» (Диог. Лаэр.I,87). В этом наблюдении Биант делает акцент на том, что у друзей не всегда совпадают взгляды, и следствием этого может стать спор, чаще всего заканчивающийся не в пользу дружбы. Так как друг является одним из самых близких людей, он претендует на некоторые чувства со стороны другого члена их маленького дружеского союза. И это естественно. Однако у Бианта есть некоторые опасения: «Друзей надо любить так, будто они ответят тебе ненавистью, ибо большинство людей – злы» (Диог. Лаэр.I,87).

Таким образом, происходит эволюция понятия «дружба» от гомеровского эпоса до начала этики «семи мудрецов». В связи с зарождением этических представлений феномен дружбы становится объектом наблюдения философов, которые синтезируют его и оформляют в виде изречений на нравственные темы.

Дальнейшее развитие и изменение представлений древних греков о дружбе происходит в классической Греции.

 

Список использованной литературы

 

1.            Бабичев Н.Т. Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М., 1997.

2.            Боннар А. Греческая цивилизация: в 2-х т. / Пер. с франц. Ростов-на-Дону. 1994.

3.            Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М. 2003.

4.            Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

5.            Шестаков В. Дружба // Философская энциклопедия: В 5 т. М. 1962. Т. 2.

6.            Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

7.            Grand dictionnaire universel du XIX siècle / Par P. Larousse. Paris. 1865.